Работа со словарными словами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для детей и воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа - интернат №5 г. Оренбурга».












Работа со словарными словами на уроках русского языка для формирования грамотной письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.







Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рыжкова Ю.Г.








Оренбург 2014

Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

На уроках русского языка используется устная и письменная речь. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Такая речь должна быть грамотной. Грамотность - степень владения человеком навыка письма и чтения на родном языке. Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены все стороны речи, как устной, так и письменной. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Многолетнее обучение учащихся с ОВЗ показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Для продвижении в развитии ребенку необходима полноценная речь. Такая речь является одним из основных условий его развития.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся.

Любой ребенок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого.

Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им родного языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. Обогащение нашего словаря происходит на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста.

Перед нами (учителями) стоит задача - активизировать, расширить, пополнить, уточнить словарь детей. Эту задачу на уроках можно решать многими способами. Особенно трудным для детей с ОВЗ является работа со словами, правописание которых правилами не проверяется, то есть словарные слова, написание которых, нужно запомнить. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

Ведь для того, чтобы правильно писать словарные слова, необходимо запоминать их и употреблять в разных формах. У детей с ОВЗ этому препятствуют их психические особенности: нарушения памяти, мышления, воображения, скудный словарный запас.

В программе для специальных коррекционных школ по русскому языку в теме «Слово» предполагается изучение словарных слов.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Актуальной остается задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов.

Анализируя материалы по данной теме, я пришла к выводу ,что для достижения хороших результатов в правописании слов с непроверяемым написанием необходима тщательная, хорошо продуманная работа, задания должны быть интересными и разнообразными.

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работая, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый - методист А. В. Текучев.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся, или хотя бы уменьшение количества ошибок в письменных работах. На уроках дети выполняют различные лексические упражнения, т.е. они объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Окулова Г. Е. пишет: «Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ».

«Н. С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:

  1. Внимательно прочитайте слово про себя и вслух

  2. Справьтесь о значении слова, если не знаете его

  3. Прочитайте слово по слогам и запишите его

  4. Подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить

  5. Проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам

  6. Подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза…»

Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В своей работе я выделяю 3 работы над словарными словами: знакомство, закрепление, контроль.

I этап

Знакомство со словарным словом.

Цель: предъявить детям новое словарное слово в эталонном написании. Написание слова учитель может сам предъявить детям или дать задание найти его в словаре.

Выбор словарного слова может быть связан с основной темой урока, или проходить красной линией на протяжении всего урока.

На этом этапе обязательным является уточнение лексического значения слова.

Знакомство с новым словарным словом может проходить с помощью различных заданий.

  1. Загадка

-Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

  1. Дополни предложение

-Щи - это суп из … .

(капусты)

  1. Узнай по признакам

-Это овощ, зеленый, хрустящий, круглый, сладкий, его квасят и его любят зайцы. (капуста)

  1. Узнай по определению

-Это овощ, растущий обычно кочаном.

(капуста)

  1. Ответь на вопрос

-Без какого овоща не бывает щей? (без капусты)

  1. Найди слово в буквах

-ЦЫПКАПУСТАУРЬТ

  1. Составь слово по цифрам

-П А Т А К У С

3 2 6 7 1 4 5

II этап

Закрепление написания словарного слова.

Цель: автоматизация написания нового словарного слова, а также ранее пройденных слов.

  1. Составить со словом словосочетания

-Мебель какая?

Мебель из чего?

  1. Прочитай слово, записанное наоборот,

запиши его

-ьлебем

  1. Вставь пропущенные буквы и запиши

его (с последующей проверкой на доске)

-Меб.ль, дн.вник, д.р.га.

  1. Угадай словарное слово по гласным буквам

- О о а (дорога)

А и (праздник)

Е о я (сегодня)

  1. Угадай словарное слово по согласным буквам

-Д р г (дорога)

Пр здн к (праздник)

С г дн (сегодня)

  1. Договори слово

Днев… (дневник), това… (товарищ),яб… (яблоко).

  1. Составь слова из частей

Ар тель

Учи ля

Неде буз

(арбуз, учитель, неделя)

III этап

Контроль.

Цель: проверить уровень усвоения написания словарных слов.

  1. Словарный диктант с последующей проверкой учителем.

  2. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой учениками.

  3. Вставить пропущенные буквы.

  4. Запись предложений со словарными словами под диктовку.

  5. Составь предложение по рисунку, запиши, найди словарное слово.

  6. Продиктуй всему классу словарное слово.

Литература:


  1. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. Ж. Начальная школа. - М. , 1997 №1

  2. Кохичко А. Н. Проблема использования исторического комментария при обучении младщих школьников русскому языку. - М., 1996

  3. Окулова Г. Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М. , 1992

  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под ред. И. М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011.

  5. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе.-М., 1980.


© 2010-2022