Эссе Родной язык - зеркало души

Известный русский писатель и журналист Сергей Довлатов говорил: "Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык -  это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять". У каждой птички, у каждой рыбки, у каждого народа есть свой родной язык, который мы впитываем в себя с молоком матери и несем всю свою жизнь с собой, наслаждаясь общением с окружающими, сообщая радостную новость родным или просто говоря ласковые и добрые слова друг другу. Все это наш язык. "Язык и слова -  ветка и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему «Родной язык - зеркало души»

Известный русский писатель и журналист Сергей Довлатов говорил: "Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять".

У каждой птички, у каждой рыбки, у каждого народа есть свой родной язык, который мы впитываем в себя с молоком матери и несем всю свою жизнь с собой, наслаждаясь общением с окружающими, сообщая радостную новость родным или просто говоря ласковые и добрые слова друг другу. Все это наш язык. "Язык и слова - ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно", - говорил А. Перес.

Знаменитая фраза А.К.Толстого звучит так: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно». Вот я и задумалась: что же она обозначает?

А вот вы никогда не задумывались над тем, что язык - это зеркало внутреннего мира человека? Неряшливость в речи предполагает неряшливость в мышлении. Когда человек говорит кое-как, он и мыслит кое-как.

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

«Неряшливость» современной речи, варварское обращение с языком - это есть не то иное, как выражение общей культуры, которая в настоящее время, я считаю, находится на крайне низком уровне.

Бравирование грубостью, использование в речи жаргонизмов и ненормативной лексики, обилие слов-«паразитов» (вообще, короче, реально и др.) говорит не только о бедности лексического строя говорящего, но и о его уровне интеллигентности, уровне мышления: «приблизительном», «неточном», да, в общем-то, и убогом. По-настоящему умный, сильный, здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Обращаться с языком «кое-как» недопустимо особенно нам, учителям-словесникам, тем, кто старается донести красоту «великого русского слова» до подростков. Им, конечно, более понятен и привычен язык их одноклассников, а величие и могущество языка Тургенева, Толстого, Пушкина - это очередная цитата, записанная учителем на доске. Трудная у нас задача! Трудная, но выполнимая. Надо сделать так, чтобы «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. Своим собственным отношением к языку, грамотной, правильной речью мы должны убедить детей в том, что наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Замечательно сказал о влиянии слова на человека Ф.И.Тютчев:

На не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

И по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень его интеллигентности, образованности, степень духовной и нравственной наполненности.

Наша роль - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности противостоять влияниям среды, если она «затягивает». Воспитание в себе вкуса к языку уже предполагает невозможность обращения «с языком кое-как», а также возможность «приблизительного, неточного, неверного» мышления.

Мавлявиева Гульнара Салихзяновна,

учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» города Набережные челны Республики Татарстан


© 2010-2022