Конспект по русскому языку на тему Лермонто Михаил Юрьевич

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лермонтов Михаил Юрьевич
(1814-1841)

Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.

Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.

"Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое,

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

Облаками меня одевали;

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе..."

- писал 16-летний Лермонтов.

Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник" (1828). Она написана под сильным влиянием А.С.Пушкина. Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме "Мцыри". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.

В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение "Белеет парус одинокий".

В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму "Маскарад", которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб. "Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова").

В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи "На смерть поэта". Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.

Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы "Демон" на Кавказ.

Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых "иль пусто иль темно". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в "Думе", единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.

Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы "Демон" (1838) и в романе "Герой нашего времени". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с "Отечественными записками", журналом, где печатает повести "Бэла" и "Фаталист", впоследствии вошедшие в роман "Герой нашего времени".

Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он "входит в моду". Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его "будут преследовать клеветами".

Образ "героя времени", получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе "Герой нашего времени" (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова - это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Печорин -, герой своего времени - тем и отличается от всех других персонажей романа, что он - единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.

Лермонтов - психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей - Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и "честных контрабандистов", и людей печоринского круга - Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ "простого человека" - Максима Максимыча - доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина.
Исследование личности Печорина в "дневниковых" главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные "зеркальные" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова - художника, прекрасно владевшего кистью живописца.

Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношении к нему других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью "узнавания" героя читателем. В романе "Герой нашего времени" соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.

За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи ("Первое января") Лермонтов вторично был сослан на Кавказ.

В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его сочинения - 28 лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н.Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел из жизни второй великий поэт России, которому было всего 26 лет.




Содержание

I.Введение

II.Жизнь поэта до ссылки на Кавказ

III.Лермонтов на Кавказе.

1)Знакомство Лермонтова с Р.И. Дороховым

2)Знакомство Лермонтова с М.П. Глебовым

3)Смерть поэта

IV.Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом

1)«Демон»

2)«Мцыри»

3)роман «Герой нашего времени»

V.Заключение. Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы.

VI.Список литературы

VII.Портрет









I Введение.

Я выбрала эту тему, так как мне очень нравится творчество Лермонтова. В отличие от поэзии пассивного реализма, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей «строгостью судьи и гражданина». Лермонтов - поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности - все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.

Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем «веру гордую в людей» и жажду деятельности.

Лермонтов понимая, что истоки безыдейной поэзии коренятся в костности дворянского общества, в реакционном направлении официальной культуры и просвещения.

II. Жизнь поэта до ссылки на Кавказ

Гениальный русский поэт. Родился в Москве. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и в 1613 году уже числившегося на «государевой службе» и владевшего поместьями в Галичском уезде Костромской губернии. В конце XVIIв. внуки его подают в Разрядный приказ «Поколенную роспись», в которой они называют своим предком того шотландского вельможу Лермонта, который, принадлежа к «народным людям Английской Земли», принимал деятельное участие в борьбе Малькольма, сына короля Дункана, с Макбетом.

В поколениях ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. Поместье его - Кропотовка Ефремовского езда Тульской губернии - находилась по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она скоро стала женой небогатого капитана в отставке. Семейное их счастье продолжалось по-видимому очень не долго.

Постоянно болея мать Лермонтова умерла весною 1817 года (24.02.1817 года), оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей матери (дочери) и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю; до самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причиняла очень много страданий. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение Тарканы Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству.

Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившиеся с первыми подавляющими впечатлениями Кавказа, который он почитает своей поэтической родиной.

В 1828 году Лермонтов отдан в Московский университетский благородный пансион и пробыл в нем около 2-х лет. Здесь процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них - «Утренней заре» - Лермонтов был главным сотрудником. Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, перед которым он приклонялся всю свою жизнь, а из иностранных Шиллер, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения собственного настроения. К 1929 году относится первая редакция «Демона» и стихотворение «Монолог», в обоих вылилось очень яркое это настроение.

Весною 1810 года Благородный пансион преобразован в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Серединкове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Серединкова жили его московские знакомые барышни, А.Верещагина и ее подруга Е.Сушкова, «черноокая красавица»: Лермонтов вообразил, что серьезно в нее влюблен. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В то же время возникает огромный интерес Лермонтова к личности и поэзии «огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть бы хотел».

Осенью 1930 года Лермонтов поступает в Московский

© 2010-2022