Рабочая программа по русской литературе в 5 классе под ред. Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по русской литературе в 5 классе под ред. Т.Ф. Курдюмовой.Основныецели и задачи литературного образования в 5 классе:1. воспитыватьлюбовь к книге как культурной ценности; 2. способствовать воспитанию нравственныхкачеств личности школьника;3. развиватьэмоциональное восприятие текста; 4. развиватьобразное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;5. обучатьшкольников анализу художественных произведений; 6. способствова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка по литературе - 5 класс.

Структура документа.

Рабочая образовательная программа включает разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Тематическое планирование.

  3. Учебно-методическое обеспечение.

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования примерной программы по литературе и программы по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

Основные цели и задачи литературного образования в 5 классе:

  1. воспитывать любовь к книге как культурной ценности;

  2. способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;

  3. развивать эмоциональное восприятие текста;

  4. развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;

  5. обучать школьников анализу художественных произведений;

  6. способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;

  2. продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;

  3. обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);

  4. обучать аргументировано выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;

  5. формировать первичные навыки работы с теорией литературы;

  6. формировать первичные навыки работы со справочными материалами;

  7. способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, «журналы», автобиографии и т.д.);

  8. учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имени произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно- художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 68 часов, из них на урочную деятельность - 57 ч., внеурочная деятельность - 11 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельно творческой работы.

Учебный курс реализуется через здоровьесберегающие технологии и технологию развивающего обучения, также внедрение технологии критического мышления.

В 5 классе обучается 11 учащихся: 6 мальчика и 5 девочек. По уровню обученности и воспитанности класс средний. Все учащиеся с разными учебными возможностями. Низкий уровень обученности по предмету имеют Бояркин Иван, Цыденов Чимит. Эти учащиеся имеют много проблем, низкий темп работы. Большинство учащихся имеет бедный словарный запас.









Календарно-тематическое планирование по литературе - 5 класс.

Темы уроков

кол-во часов

дата провед.

1 четверть

1.

Литература как искусство слова.

1 ч.

Мифы (3 ч.)

2.

Мифы народов мира. Календарные мифы.

1 ч.

3.

Мифы о сотворении мира.

1 ч.

4.

Древнегреческие мифы «Золотые яблоки Гесперид».

1 ч.

Фольклор (10 ч.)

5.

Фольклор - устное народное творчество. Былины.

1 ч.

6.

«Три поездки Ильи Муромца».

1 ч.

7.

Русские народные сказки. «Царевна - лягушка».

1 ч.

8.

Сказки народов мира. Арабские народные сказки. «Рассказ о первом путешествии Синдбада - морехода».

1 ч.

9.

В/у. Новая жизнь знакомых героев. Викторина «В гостях у сказки».

1 ч.

10.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1 ч.

11.

Загадки. «Сказка-загадка». Анекдоты. «Сказка-анекдот».

1 ч.

12.

В/у. Песни. Частушки. Урок - представление «Малые жанры фольклора».

1 ч.

13.

Народная драма. «Озорник Петрушка».

1 ч.

14.

В/у. Связь различных жанров фольклора. Игра «Своя игра».

1 ч.

15.

И.А. Крылов «Свинья под дубом».

1 ч.

16.

И.А. Крылов « Осел и мужик».

1 ч.

17.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Сюжет и композиция поэмы.

1 ч.

18.

Образы Руслана и Людмилы. Добрые и злые силы в поэме.

1 ч.

11 четверть

19.

Образы Руслана и Людмилы. Добрые и злые силы в поэме.

1 ч.

20.

Р/р. Сочинение.

1 ч.

21.

А.С. Пушкин. Лирика. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».

1 ч.

22.

В/у. Экскурсия в школьную библиотеку. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Листок», «Из Гете».

1 ч.

23.

М.Ю.Лермонтов. Лирика. «Парус», «Листок», «Из Гете».

1 ч.

24,25.

Н.В. Гоголь «Пропавшая грамота».

2 ч.

26.

И.С. Тургенев «Муму». Проблематика. Система образов в рассказе.

1 ч.

27,28.

Образ Герасима. Характер и поступки героя.

2 ч.

29.

В/у. Сказочные превращения.

1 ч.

30.

Р/р. Сочинение.

1 ч.

31.

Поэтический образ Родины в стихах русских поэтов XIX века. Лирика.

1 ч.

32.

И.С. Никитин, А.К. Толстой. Стихотворение.

1 ч.

111 четверть

33.

А.А. Фет, Ф. И. Тютчев. Стихотворение.

1 ч.

34.

Т.Л. Стихотворные размеры.

1 ч.

35.

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов «Бородино».

1 ч.

36,37.

Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир»).

2 ч.

38.

В/у. М.А. Булгаков «Петя Ростов». Сказочные превращения.

Литература XX века (25 ч.)

39.

Связь веков. Лирика.

1 ч.

40.

Литературные сказки XX века. К.Г. Паустовский «Рождение сказки».

1 ч.

41,42

Х.К. Андерсен «Снежная королева».

2 ч.

43.

Игра «Умники и умницы».

1 ч.

44,45.

А.П. Платонов «Волшебное кольцо».

2 ч.

46.

Дж.Родари «Сказки по телефону».

1 ч.

47.

В.Набоков «Аня в стране чудес».

1 ч.

48,49.

Дж.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».

2 ч.

50.

Проза русских писателей XX века. И. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

1 ч.

51.

Е.Замятин «Огненное Я».

1 ч.

52.

А.Куприн «Мой полет».

1 ч.

IV четверть

53,54.

Поэтический образ Родины в лирике поэтов XX века.

2 ч.

55.

В/у. Экскурсия в библиотеку.

1 ч.

56.

Мир Братьев наших меньших в лирике С. Есенина и В. Маяковского.

1 ч.

57,58.

Героическое прошлое России В лирике поэтов XX века.

2 ч.

59.

Современная литература. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

1 ч.

60.

Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро».

1 ч.

61.

В/у. Экскурсия по теме «Человек и природа».

1 ч.

62.

Образ главного героя Васютки.

1 ч.

63.

Т.Янссон «Последний мир дракон».

1 ч.

Путешествия и приключения (5 ч.)

64.

Покорение пространства и времени. Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1 ч.

65.

Р.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена».

1 ч.

66.

М.Твен «Приключения Тома Сойера».

1 ч.

67.

А. Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста».

1 ч.

68.

В/у. Читайте летом. М. Цветаева «Книги в красном рееплете». Брэйн-Ринг.

1 ч.



Учебно-методическое и информационное обеспечение

по русской литературе для 6 класса.

Название

Для учителя

Для ученика

1.

Стандарт основного общего образования по литературе.

+

2.

Программа по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

+

3.

Т.Ф. Курдюмова. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М., «Дрофа», 2009

+

+

4.

Т.Ф. Курдюмова. 6 класс. Методические рекомендации для учителя. М., «Дрофа», 2002.

+

5.

Н.В.Егораева. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М., «Вако», 2007.

+

6.

Е.Ю. Липина. Тесты к учебнику - хрестоматии под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 5-9 кл. М., «Дрофа», 2006.

+

+

7.

Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы.

+

8.

Н.П. Архипова, Т.Б. Байдакова. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. М., «Глобус», 2009.

+

9.

«Литература в школе»

+

10.

Приложение к газете «Первое сентября» - «Литература».

+













Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.

Русская литература. 6 класс.

  1. Техническое обеспечение кабинета:

  1. Компьютер

  2. Принтер

  3. Проектор

  4. Моноблок (Телевизор + DVD)

  1. Словари и справочники:

  1. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. Т.9. М., Аванта +, 2001

  2. Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век. Т. 9. М., Аванта +, 2001.

  3. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Т. 15. М., Аванта +, 2000

  4. Русский биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М., «Экзмо», 2007.

  5. Л.В. Чернец, В.Б. Семенов. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 2002.

  6. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Краткий словарь литературоведческих терминов.

  1. Электронные образовательные ресурсы:

  1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 10 СД-RОМ.

  3. Литература. 5-11 классы. ООО «Дрофа», «Физикон», 2004.




© 2010-2022