Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ольховатская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района

Воронежской области

Программа рассмотрена и одобрена на заседании

ШМО учителей гуманитарного цикла

МКОУ Ольховатская СОШ

От « 28 » августа 2015 г. Протокол № 1

Утверждаю

Директор МКОУ Ольховатская СОШ

____________ Н.И. Бердник

Приказ от «31» августа 2015 г. № 45/2 - 0








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для учащихся 6 класса









Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с примерными программами по литературе и авторской программой Т.Ф.Курдюмовой.


Рабочая программа подготовлена

учителем русского языка и литературы

Бирюковой Н.С.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

1. Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644),

2. Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: П, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»),

3. «Литература» для 5-11 классов (серия «Рабочие программы», пособие для учителей по предметной линии учебников Т.Ф. Курдюмовой , М. «Дрофа», 2011г.)

4. УчебникЛитература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М. «Дрофа», 2013.

Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Таким образом, разделы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Основная опора рабочей программы - текстуальное изучение художественных произведений, формирование у обучающихся читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В структуру программы включены следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 уч. год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения русского языка на ступени основного общего образования.

6. Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе

7. Тематическое планирование уроков в 6 классе

8. Система оценки достижения планируемых результатов

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ

на 2015-2016 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 учебных часа для обязательного изучения «Литература» в 6 классе из расчета 3 учебных часа в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение литературы в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально - и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

литературы на ступени основного общего образования.

Изучение предмета «Литература» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов:

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

--оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные:

На необходимом (базовом) уровне:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

6. Содержание учебного предмета «литература» в 6 классе

Тема 1. Герой в мире художественного слова. (1 час)

Герой художественного произведения и его роль в сюжете. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений, знакомых ученикам. Подросток - герой художественных произведений.

Тема 2. История человечества в произведениях литературы. (3 часа)

Былины и их герои. События на границах родной земли. Подвиг богатыря - основа сюжета былин. Илья Муромец - герой былин - защитник родной земли. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Художественное совершенство былины.

Былины и их герои в живописи и музыке.

А. Н. Островский. «Снегурочка». А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору.

Тема 3. Литература XIX века (45 часов)

И. А. Крылов. «Два мальчика», «Волк и Ягненок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Мораль басен Крылова.

В. А. Жуковский. «Лесной царь» Трагические события баллады «Лесной царь». Жуковский - мастер перевода.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова - внука», «Буран». Герой произведения как читатель. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.

В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник и его автор.

А. С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам». Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий.

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Три пальмы», «Панорама Москвы», эпиграмма. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова.

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие.

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник». Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои эпизода и трагизм их судеб. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

А. П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков рассказов. Сатира в творчестве Чехова. Особенности композиции. Герои сатирических рассказов. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Преодоление героем собственных слабостей.

Тема 4. Литература 20 века. (24 часа)

Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX в. и читатель XX в..

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы.

А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор».

М. Горький. «Детство» . Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына-отцу путешественнику. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). «Далекие годы» как первая из шести» «частей «Повести о жизни». Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»?Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Ф. А. Искандер. «Детство Чика» (глава «Чик и Пушкин»). Увлекательная игра со словом в прозе Искандера (имя героя, название города детства и др.). Важность главы «Чик и Пушкин», как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Брус Таркинтон. «Приключения Пенрода». Сведения о жизни и творчестве Аксакова. Юмористический характер повести. Автор и его герой.

Тема 5. Великая Отечественная война в литературе. (5 часов)

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны, в том числе и о подвигах подростков. К.М. Симонов. «Сын артиллериста»; песни военных лет, повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Тема 6. Мир путешествий и приключений. (24 часа)

Далекое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времен. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения

Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека. Понятие тетралогии.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной Миссисипи. Становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

Ж. Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «Необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.

О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Понятие пародии.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Ответственность человека за свою планету. Философское звучание романтической сказки.

7. Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе


урока

Наименование разделов, тем

Тип урока

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты

план

факт

УУД


1

Герой в мире художественного слова.

урок - лекция


1


1.09

Личностные:

- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Предметные:

- отвечать на вопросы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

составлять структурно-логическую схему.





2

История человечества в произведениях литературы.

Былина «На заставе богатырской».


урок

открытия нового знания



3


1


2.09

Личностные:

- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Предметные: выявлять особенности жанра былины.

3-4


А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка».

урок

открытия нового знания,

урок отработки умений и рефлексии,

урок творчества


2


4.09

7.09

Личностные:

- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Предметные:

-учатся выявлять характерные для этого жанра худ. приёмы, характеризовать героев пьесы как воплощение национ. характера.




5

Литература 19в.

В.А.Жуковский. «Лесной царь». «Кубок».


урок

открытия нового знания,

урок отработки умений и рефлексии



45



1



9.09

Личностные:

- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные:

- использовать речь для регуляции своего действия.

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

- читать осознанно стихи поэта, эмоционально откликаться на прочитанное.


6


С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».

урок отработки умений и рефлексии


1




11.09

Личностные:

- воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Метапредметные:

- использовать речь для регуляции своего действия.

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

-пересказывать кратко и подробно, отвечать на вопросы по прочитанному

7

И.А.Крылов. Басня «Два мальчика».

урок отработки умений и рефлексии


1


14.09



Личностные:

- формировать способность и готовность уч-ся к использованию знаний и умений в повседневной жизни

Метапредметные:

- соблюдать основные правила устной и письменной - речи; владеть всеми видами речевой деятельности Предметные: -уметь определять жанровые признаки басни

8


И.А.Крылов. Басня «Волк и ягнёнок».

урок отработки умений и рефлексии


1



16.09

Личностные:

- формировать способность и готовность уч-ся к использованию знаний и умений в повседневной жизни

Метапредметные:

- самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные:

- понимать иносказательный подтекст басни и её мораль

9-10


В.Ч. Басни И.А.Крылова.

урок - театрализованное представление


2



18.09

21.09

Личностные:

- формировать способность и готовность уч-ся к использованию знаний и умений в повседневной жизни

Метапредметные:

- самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Предметные:

- выполнять индивидуальные задания, выразительно читать басни

11-13

В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Сюжет и особенности повествования.


урок

открытия нового знания

урок отработки умений и рефлексии


3

23.09

25.09

28.09

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- читать осознанно худ. произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.

14

Портрет героя художественного произведения. Теоретический практикум

урок отработки умений и рефлексии

1

30.09

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- читать осознанно худ. произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.

15

Мир природы в поэтических строках 19 века. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». И.А. Бунин. Стихотворение «Помню долгий зимний вечер…»

урок

открытия нового знания

1







2.10

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- воспринимать текст литературного произведения, читать наизусть.

16-17

А.С.Пушкин. Совершенство формы дружеского послания

урок

открытия нового знания

2

5.10

7.10

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- анализировать лирическое произведение.


18-20

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Утёс», «На севере диком», «Три пальмы».

урок отработки умений и рефлексии


3



9.10

12.10

14.10

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- учиться определять стихотворный размер.


21

М.Ю.Лермонтов. «Панорама Москвы». Патриотическая картина родной столицы.

урок

открытия нового знания


1




16.10

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- анализировать лирическое произведение.


22-25

И.С.Тургенев. «Бежин луг».

Характеристика героев рассказа.

Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

урок отработки умений и рефлексии.

уроки построения системы знаний


4





19.10

21.10

23.10

26.10

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- формировать собственное отношение к героям и их поступкам. Описывать пейзаж с использованием языковых средств художественной выразительности.

26

Речевая характеристика литературных героев. Теоретический практикум

урок

открытия нового знания

1

28.10

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий):


27

Н.А.Некрасов. Художественные особенности стихотворения «Крестьянские дети».

урок

открытия нового знания


1


30.10


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- знать о влиянии народного творчества на творчество поэта.

28

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Школьник».

урок отработки умений и рефлексии


1


9.11

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- знать об условиях формирования характера поэта, особенностях стихотворений.

29

Р.р Выразительное чтение наизусть стихотворений Н.А.Некрасова

урок творчества

1

11.11

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- формировать собственное отношение к героям и их поступкам.

30-33


Л.Н.Толстой. «Отрочество». Мотивы и поводы поступков героя.

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Мысли и чувства Николеньки Иртеньева.

урок

открытия нового знания,

урок отработки умений и рефлексии


4

13.11

16.11

18.11

20.11

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- формулировать вопросы по тексту произведений, подбирать цитаты из текста литературного произведения.

35

Р.Р. Сочинение- комментарий.

контрольный

урок


1


23.11

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- письменно пересказывать текст.

36-40

Ф.М.Достоевский. Комментированное чтение фрагментов романа «Братья Карамазовы».

урок

открытия нового знания ,

урок отработки умений и рефлексии


5


25.11

27.11

30.11

2.12

4.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- уметь определять тему и идею произведения.


41-42

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

урок

открытия нового знания


2


7.12

9.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- читать осознанно худ. произведение,

определять авторские средства создания комического


43-44

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

урок

открытия нового знания


2


11.12

14.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- отвечать на вопросы по впечатлениям от прочитанного. Читать по ролям и комментировать текст произведения.

45

Сюжет и герой. Теоретический практикум

урок отработки умений и рефлексии

1

16.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий): развитие понятия о сюжете и портретной характеристике героев литературного произведения;

46-48

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы».

урок

открытия нового знания.

урок отработки умений и рефлексии


3

18.12

21.12

23.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- читать текст выразительно, анализировать систему образов произведения.

49

Р.Р. Устное сочинение.

урок отработки умений и рефлексии

1

25.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- выражать личное читательское отношение к прочитанному.




50

Литература 20 века.

Роль книги и культура чтения.

урок - лекция


29


1


28.12

Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- расширять кругозор чтения, самостоятельно работать с учебником.

51-52

Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника».

урок

открытия нового знания ,

урок отработки умений и рефлексии


2


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- самостоятельно подготавливать рассказ об отдельном периоде жизни писателя.

53

А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор».

урок

открытия нового знания ,

урок отработки умений и рефлексии


1


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- делать выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики произведений конкретного писателя.

54-56

Жизнь как суровая сказка в повести М.Горького «Детство»

уроки отработки умений и рефлексии,

урок творчества,

урок построения системы знаний


3


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- определять тему и идею произведения, отвечать на вопрос по прочитанному тексту

57-58

А.Грин. «Гнев отца».

урок

открытия нового знания


2


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- воспринимать текст литературного произведения.

59-61

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Мечты о несбыточном будущем

урок отработки умений и рефлексии.


3





Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- выявлять детали, характеризующие национальный колорит повести.

62

Р.Р. Творческая работа.

урок творчества


1


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

63-64

Ф.Искандер. «Чик и Пушкин» (Из сборника «Детство Чика»).

урок

открытия нового знания


2


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- составлять план литературного произведения.

65-66

Брус Таркинтон. «Приключения Пенрода».


урок

открытия нового знания


2


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

-уметь обобщать наблюдения, характеризовать композицию, определять его идею и пафос.

67-68

Сочинение на тему «Моя любимая книга о приключениях»

урок развивающего контроля

2


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: составление текста творческой работы с последующим ее редактированием.

69-71

Родная природа в стихах русских поэтов.

урок - экскурсия

урок отработки умений и рефлексии


3


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- находить черты сходства в тематике, мотивах и образах русских поэтов.

72-73

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

контрольный

урок


2


Личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы при изучении художественных произведений

Метапредметные:

- уметь ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

- выразительно читать наизусть.





74-75

Великая Отечественная война в литературе.

К.М.Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста».


урок

открытия нового знания


5



2


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- определять пафос стихотворений, их вневременное звучание. Выразительно читать наизусть.

76

Песни о Великой Отечественной войне.

урок творчества


1


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- читать осознанно худ.произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.

77-78

В.Ч. Рассказы о Великой Отечественной войне.

урок - экскурсия

урок творчества


2


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- выражать личное читательское отношение к прочитанному





79-80


Мир путешествий и приключений.

ТеренсХэнбери Уайт «Свеча на ветру»


урок

открытия нового знания,


24



2




Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- определять тему и идею произведения, самостоятельно работать с учебником.

81-84

Герой-подросток на страницах

романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».

урок

открытия нового знания,

урок построения системы знаний


4


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- определять тему и идею произведения,

формировать собственное отношение к героям и их поступкам.

85-88

Жюль Верн. Роман «Таинственный остров».

урок

открытия нового знания,

уроки построения системы знаний


4


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- сопоставлять образы персонажей, аналитическое чтение текста.

89-90

Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение».

урок

открытия нового знания,

урок отработки умений и рефлексии


2


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- выразительно читать произведение, уметь находить особенности изложения текста.

Аналитическое чтение текста, подробный пересказ текста.

91-93



А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

урок

открытия нового знания

урок - экскурсия


3




Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- аналитическое чтение текста.

94-95

Сочинение на тему «Я родом из детства…»


урок отработки умений и рефлексии

2


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

96-97

Герой среди героев. Теоретический практикум

Герой среди героев. Теоретический практикум

2


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.


98-100

Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги».


урок отработки умений и рефлексии


3


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы.

101

Итоговое тестирование

Урок развивающего контроля

1


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки.


102

Рекомендации на летнее чтение.

урок отработки умений и рефлексии


1


Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные:

- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- расширять круг чтения, умение заинтересовать слушателей.







8. Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка устных ответов учащихся

Отметка «5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Отметка «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Отметка «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Учебник «Литература. 6 класс. В 2 частях. /Т.Ф.Курдюмова. Москва: Дрофа, 2014.

2. Дополнительная литература: «Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. / Б.А.Макарова, Н.В.Егорова. Москва: ВАКО, 2014.

3. Практикум по литературе. Черных О.Г. Москва: ВАКО, 2013

4. Тесты. 5-8 классы / Авт.-сост. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина - М.: Дрофа, 2012.

5. pedsovet.su/load/31

6. festival.1september.ru/subjects/9/

7. teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198

8. rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон».

9. biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог



© 2010-2022