Урок по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»








Урок по литературе в 5 классе

«М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»




Подготовила:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Чулкова Ирина Викторовна








Льгов, 2015 г.

Сценарный план урока

УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровина, И.С. Збарский, В.П. Полухина.

Предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

Цели урока:

- деятельностная: подготовить обучающихся к восприятию стихотворения Лермонтова «Бородино» и уяснению его основной идеи, углубить и развить в детях чувство патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своей родины,

- возбудить у обучающихся желание прочитать стихотворение, высказать о нем свои суждения и оценки;

- содержательная: сформировать представление о литературном произведении.


Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, таблица, иллюстрации художника Кондрашева, репродукция В.В. Верещагина «Наполеон на Поклонной горе», «Отступление «французов». «Этимологический словарь русского языка для школьников» М.Рут.

ХОД УРОКА

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Да здравствуют знания!» Запишите в тетради число, оставьте место для темы урока.

Учитель:

-Ребята, знакома ли вам дата 1812 г.?

-Чем она знаменательна?

-В чем заключается грандиозность Бородинского сражения?

-Какое значение оно имело в судьбе русского народа?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель:

-На предыдущем уроке вам было предложено выявить для себя важные факты о войне 1812 г., используя свои знания, полученные на уроках истории, при знакомстве с исторической литературой в сети Интернет или в библиотеке. Что же вам удалось выяснить?

Ученик 1:

Шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; еслия я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я завоюю Москву, я поражу Россию в самое сердце». Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа.

Ученик 2:

Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще и чаще слышались недовольства: до каких же пор мы будем отступать? Слышались и другие голоса: где же тот полководец, который сумеет объединить русский войска и повести их в бой во имя спасения Родины? Такой полководец в России был. Имя его не один раз повторялось и вармии, и среди народа - Михаил Илларионович Кутузов - ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя - позади Москва, и он решил дать французской армии генеральное сражение.

Ученик 3:

В 125-ти километрах от Москвы, близ села Бородино, русские войска заняли оборону. Здесь у стен Москвы должна быть решена судьба России и всей Европы. Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года. Именно здесь была сломлена мощь доселе непобедимой французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона, которое неизменно сопутствовало ему.

Учитель:

-Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны - и посвятил свое стихотворение М.Ю.Лермонтов, назвав его кратко и выразительно - «Бородино».

-Как вы полагаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке?

-Сформулируйте и запишите тему урока.

3.Этап определения места и причин затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия художественного текста, алгоритм правильного действия.

-Посмотрите на экран. Перед вами слова:

РЕДУТ

КАРТЕЧЬ

ЛАФЕТ

БИВАК

КИВЕР

БУЛАТ

УЛАНДЫ

ДРАГУНЫ

-Объясните их значение. (Работа со сносками в хрестоматии, с этимологическим словарем)

-С какой целью автор использует в тексте слова военной терминологии?


Физминутка

Игра «Всё наоборот:

- Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать - показывать и смотреть на другие объекты.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: обеспечение первичного восприятия, осмысления произведения.

Учитель:

-Давайте прочитаем произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино» (читает учитель)

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Учитель:

-Как вы оцениваете свой эмоциональный настрой?

-Каково ваше первое впечатление?

-Кто рассказывает о Бородинском сражении? (Старый солдат)

-Как он это делает? (Он словно заново переживает события давно минувших дней)

-Одинакова ли интонация стихотворения? (Нет. В зависимости от того, о чем рассказывает старый солдат, меняется и интонация его повествования. Оно звучит то спокойно, то взволнованно)

-Как выражается автором мысль о грандиозности события 1812 года?

-Можно ли назвать солдат воинами - богатырями, поклявшимися умереть, но не пропустить врага?

-Почему поэт назвал свое стихотворение «Бородино»?

-Почему рассказ о Бородинском сражении ведется от имени старого солдата?

-Как вы представляете себе старого солдата?

-Хочется ли вам еще раз перечитать произведение? Почему?

-Дайте свою оценку произведению.

6.Первичное закрепление изученного.

Цель этапа:

выявить проблемы первичного восприятия, провести коррекцию.

Учитель:

- Сейчас вы будете читать произведение вслух. Вместе со мной попутно объясним, как следует читать отдельные части стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

7. Рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что показалось трудным?

-Что представилось интересным?

Учитель:

-На столах у вас лежат фигурки:

Урок по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

- «Всё понял»

Урок по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

- «Понял, но не всё»

Урок по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»

- «Не понял»

-Оцените свои знания, полученные на уроке, поднимите одну из фигурок.

8. Домашнее задание.

1. Прочитать стихотворение выразительно, с учетом корректировок, проведенных на уроке.

2. Выучить наизусть отрывок из произведения.

3. Проиллюстрировать любой эпизод произведения.

Выставление оценок за урок.

Источники:


  1. patrio.ru/index.htm

  2. childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-1812-0-main.htm

  3. museum.ru/1812/Library/contents.html

© 2010-2022