Конспект урока литературы Сергей Есенин в стихах и в жизни (11 класс)

Цели: 1)углубить знания учащихся о Есенине, помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля поэта, предложить осмыслить внутренний мир автора. 2) развивать логическое мышление, культуру речи, воображение и эмоциональную память, кругозор, расширять словарный запас учащихся. 3) воспитывать интерес к творчеству поэта, прививать любовь к поэзии. Методы: репродуктивный, частично – поисковый.   Оборудование: портреты и фотографии С.А. Есенина, репродукция картины Г.Б. Смирнова «Мать Есенина у ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МОУ сош р.п. Пинеровка





Конспект урока
по литературе
в 11 классе
Сергей Есенин
в стихах и в жизни







Учитель русского языка и литературы
Наталья Васильевна Ивченко





2012



Цели:

1) углубить знания учащихся о Есенине, помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля поэта, предложить осмыслить внутренний мир автора.

2) развивать логическое мышление, культуру речи, воображение и эмоциональную память, кругозор, расширять словарный запас учащихся.

3) воспитывать интерес к творчеству поэта, прививать любовь к поэзии.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый.

Оборудование: портреты и фотографии С.А. Есенина, репродукция картины Г.Б. Смирнова «Мать Есенина у своей избы», репродукции картин с. Константинова, романс на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», компьютерная презентация, живой голос С. Есенина, видеоролик.

Ход урока

I Слово учителя. (Слайд 1)

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов - задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней еще при жизни поэта стали складываться легенды.

II Беседа с учащимися.

  1. Где и когда родился С. Есенин?

  2. О чем писал С. Есенин в стихотворениях?

III Лекция учителя. (Слайд 2-8)

3 октября 1895 г. родился С. Есенин в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константиново Рязанской области. Детство поэта протекало на
невысоком, холмистом берегу Оки. Среди огромных луговых пространств, усеянных цветами, разделённых серебристыми нитями ручейков и ракушек. Эту красоту он дальнейшем показал в своих стихах. Мальчик скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трехлетним Сергеем ушла к родителям. «Стихи начал слагать рано», - напишет позже Есенин. - Толчки к этому давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились Сергею Есенину, и он их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

1904-1909 гг. (Слайд 9)

Учеба в Константиновском земском училище.

После Константинова 14 летний подросток оказался вдали от дома.

1909-1912 гг. Учеба в церковно-учительской школе в городке Спас-Клёпики.

Утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Вечерами они пели, играли, а иногда читали стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью.

1912 г, август

«Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи…» - пишет восемнадцатилетний Есенин Грише Панфилову уже из Москвы. Здесь он поначалу служит в мясной лавке, где работает приказчиком его отец, но, порвав с ним, поступает в типографию - помощником корректора. Ему неуютно и тягостно в Москве.

1913-1915 гг.

Посещает занятия историко-философского отделения Народного университета А. Л. Шанявского. Анна Изряднова - жена С. Есенина - писала, что здесь в университете Шанявского, он получает основы гуманитарного образования. На одном из поэтических вечеров Есенин читает новые стихи, особо запомнилось «Гой ты, Русь моя родная…»(чтение стихотворения подготовленным учащимся).

1915 г. (Слайд 10)

Поездка в Петербург, встреча с А. Блоком.

Он становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединяющего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян, настроенных революционно.

1916 г. (Слайд 11-17)

В это же время знакомится с поэтом Николаем Клюевым. Начала складываться группа «новокрестьянских» потов.

В это время выходит первый сборник стихов «Радуница». (Слайд 18-19)

Вопрос:

Что обозначает слово «радуница»? Сколько смысловых оттенков в нем? Работа учащихся с учебником (стр. 245 - 246).

Стихи бесхитростные и чистые захлестывают душу своим певучим слогом. «Там, где капустные грядки», необычность есенинского мировидения рассмотрим на примере крохотного стихотворения.

Ребята, найдите метафоры, объясните их?

Картина природы необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки, «поливает» землю, т.е. природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «кленёночком» уподоблен детёнышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой.

Почему так?

В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.

Почему капустные грядки вдруг становятся предметом поэзии?

Поэт отличает от всех острое чувство красоты и умение это своё чувство облекать в совершенную гармоническую форму, чтобы и остальных сделать причастными своей радости.

(Слайд 20) За "Радуницей" выпустил "Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", "Ключи Марии", "Трерядницу", "Исповедь хулигана", "Пугачев". Скоро выйдет из печати "Страна негодяев" и "Москва кабацкая« и др.

(Слайд 21) В первую Мировую войну призыва в действующую армию удалось избежать, он служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале.

Достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову, прочел им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием, - оно показалось ей пророческим.

Почему?

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

«Край любимый! Сердцу снятся…»

(Слайд 22) Февральскую революцию принял восторженно, сблизился с эсерами в 1919г. (Анатолий Мариенгоф, Вадим Шерешеневич), вместе с ними Есенин берет роль одного из организаторов имажинизма.

(Слайд 23) Имажинизм - (от англ. image - образ) возник в начале xx в. В России - это объединение поэтов (Мариенгоф, Шершеневич, Есенин, Кусиков). Имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом», их стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами:

В небе облак лохматой дворняжкой

По-собачьему звонко плачет.

(Слайд 24) Есенин присутствовал на церемонии открытия памятника Кольцову (видеофрагмент)

1921-1925 гг. (Слайд 25)

В 1921 году в Москву приезжает американская танцовщица Айседора Дункан, Есенин женится на ней и уезжает за границу, пишет стихотворение «Я покинул родимый дом…» (Прослушаем «живой голос С. Есенина»).

Какое впечатление оказывает на вас это чтение? Каким себе представляете поэта? (словесное рисование)

Тоска по России заставляет вернуться, 1923 году брак распался. «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства…Человека я пока еще не встретил и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать…» В Америке не хватает именно души.

(Слайд 26) Вернулся в Россию и пишет маленькие поэмы с красноречивыми названиями «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине».

Посещает Грузию и Азербайджан в результате этого появляется цикл стихотворений (Слайд 27) «Персидские мотивы» (ученик читает «Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

(Слайд 28) Есенин часто приезжал на Родину в последние годы жизни.
В мае 1924 г. поэт приехал в Константиново, но не застал отцовского дома: он сгорел во время огромного пожара в августе 1922 г., когда Есенин был за границей.

В 1924 году пишет маленький шедевр «Отговорила роща золотая». (Прослушаем романс). (Слайд 29)

Какие мотивы звучат в этом стихотворении? (ответы учащихся)

Пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.

(Слайд 30) В 1925 году пишет поэму «Анна Снегина», поэму «Черный человек», пытаясь написать собственную духовную биографию и разобраться в ней.

Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 года Есенин приехал из Москвы в Ленинград на постоянное местожительство и поселился в гостинице «Англетер». (Слайд 31)

27 декабря, утром сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал «До свиданья, друг мой, до свиданья». (Слайд 32)

В ночь с 27 на 28 декабря Сергея Есенина не стало. (Слайд 33-35)

(Слайд 36-38)

IV Вывод:

Сегодня на уроке вы подробнее познакомились с жизнью и творчеством великого поэта С. А. Есенина. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в 30 лет, и главная отличительная черта этой, как вспышка молнии, жизни - её эмоциональная насыщенность и интенсивность. (Слайд 39)

V Тест по жизни и творчеству С.А. Есенина

Задание 1

Когда родился С. Есенин?

  1. 1795г.

  2. 1895г.

  3. 1890г.

  4. 1859г.

Задание 2

К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

1. Символизм

2. Футуризм

3. Имажинизм

4. Акмеизм



Задание 3

Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

  1. Эпитет

  2. Метафора

  3. Сравнение

  4. Метафорическое сравнение

Задание 4

Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

  1. «Рассвет рукой прохлады росно / Сшибает яблоки зари».

  2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

  3. «Как сережки, зазвенит девичий смех»

  4. «Звонко чахнут тополя»

а) олицетворение

б) звукопись

в) метафорические сравнения

г) метафоры

Задание 5

Из какого произведения Есенина эти строки?

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

  1. «Персидские мотивы»

2. «Анна Снегина»

3. «Отговорила роща золотая…»

Комментированное домашнее задание: стр. 239-249, вопросы 1-5 стр. 276.

Итог урока, выставление оценок

Литература:

  1. allday.ru//edu/data/img/pic-023

  2. video.privet.ru/community/serebryanyi-vek/105452254

  3. Русская литература. ХХ век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Е. М. Болдырева, Н. Ю. Буровцева, Т. Г. Кучина и др. - М.: Дрофа, 2000. - 672 с.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999. - 688 с.: ил.

  5. Русская лит. XX в. 11 кл. Учеб. для общеобраз. учрежд. В 2 ч. / [Л.А. Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред.В.П. Журавлёва.- 11-е изд.- М.: Просвещение, 2006.


© 2010-2022