Поэзия народных промыслов. «Пламенная Хохлома. Синеокая Гжель. Диковинные цветы Жостова». Урок развития речи. 5 класс

Урок подготовлен для учащихся 6 класса как обобщение материала "Разряды имени прилагательного". Продолжением данного урока является работа над развитием письменной речи по домашним сочинениям с использованием прилагательных различных разрядов. Урок включает в себя материалы по русскому языку, литературе, истории и изобразительному искусству. В ходе урока обучающиеся показывают свои навыки выступления перед классом.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция с элементами интеграции.

(Русский язык - литература - история - изобразительное искусство)

Поэзия народных промыслов.

«Пламенная Хохлома. Синеокая Гжель. Диковинные цветы Жостова».

Урок развития речи. 6 класс.

Класс заранее разделен на 3 группы и даны задания подготовить выступления.

Цель урока:

Ознакомить учащихся с историей промысла, видами и особенностями росписи; развивать устную и письменную речь через развитие интереса к культуре русского народа; тренировать в выразительном чтении и развивать навыки анализа художественного текста; развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование:

Экспозиция работ мастеров народных промыслов;

Толковые словари;

Аудиозапись: «Золотая Хохлома»;

Картины с изображением предметов народного творчества и альбом «Техника хохломской росписи», «Искусство детям: Хохломская роспись».

Всё то, чего коснется человек,

Озарено его душой живою.

С. Маршак

На доске:

Словарная работа План работы

Конференция 1. Что нового?

Регламент 2. Что записали?

Репортаж 3. Интересно.

  1. Организационный момент:

Звучит аудиозапись: «Золотая Хохлома».

Сегодня у нас необычный урок - урок-конференция, мы продолжаем работу над изучением произведений народного промысла. Вы уже знакомы с изготовлением и расписыванием матрёшек, знаете о том, что есть палехские шкатулки, вологодские кружева, архангельские берестяные туеса. А сегодня мы на уроке-конференции ознакомимся с такими промыслами как Гжель, Хохлома, Жостов.

Запись темы и эпиграфа к уроку в тетрадях.

По ходу работы постарайтесь ответить на вопросы, данные на доске:

  1. Словарная работа

Обратите внимание на тему урока. «Поэзия народных промыслов».

- А что значит поэзия? (поэзия - это стихи, это душа человека, воплощенная в лирику, в творчество).

Раз у нас урок-конференция, то давайте прочитаем по словарю, подумаем, в чем смысл этого слова.

Как и в каждой конференции, нам нужно определить регламент. Что обозначает это слово?

А что такое прения?

Ваше мнение вы можете высказать после выступлений.

  1. Выставка дымковской игрушки. Повторение пройденного материала.

Основная часть урока:

А ведь не сразу Хохлома стала пламенной, гжель - синеокой, цветы Жостова - диковинными.

Знакомство с Хохломой. «Пламенная Хохлома».

  1. Выступления учащихся по плану:

  1. Место зарождения ремесла;

  2. Время зарождения;

  3. Техника работы;

  4. Виды росписи.

  1. Работа по стихотворению:

Она как сказка,

Празднично-прозрачна

В прощальных ласках

Золотых лучей.

Медовая и светлая.

Горячая.

Как в старину сказали б:

«Свет очей».

- Какими словами характеризуется Хохлома?

- Почему её называют «Свет очей»?

- А у нас Хохлома названа пламенной. Почему?

- Подберите синонимы к этому слову?



«Гжель синеокая».

  1. Работа с картой

  2. Выступление учащихся о Гжели:

а) историческая справка

б) современная Гжель

  1. Откуда произошло название промысла Гжель?

Объясните значение слова «Синеокая»?

Как образовано это слово?

Составьте разные по конструкции словосочетания со словом Гжель?

Разберите эти словосочетания?

  1. Чтение стихотворения ученицы 5 класса Степановой Елены:

Отчего же ты, Гжель, синеокая?

Не от того ль, что девица светлоокая

Рисовала тебя ясным утречком

У залива реки голубой

Рисовала и небо лучистое,

И белое облако чистое

На тебе - синеокая Гжель.

И синие очи большие

И светлые души чистые,

Рисовала она на тебе.

Так отчего же ты, Гжель, синеокая?

Да оттого, что девица светлоокая

Отдала свою светлую душу

Тебе, синеокая Гжель.

Диковинные цветы Жостова.



  1. Словарная работа

Ребята 3й группы составили репортаж по этой теме.

А что такое репортаж? Как это слово связано с конференцией?

  1. Репортаж ученика о возрождении ремесла, особенностях изготовления подносов и видах росписи.

  2. Чтение стихотворения, данного в учебнике «Развития речи» под ред. В.В. Бабайцевой.

Зачерпну я солнце жесткой кистью,

Киноварь и охру всполощу

И на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу,

Чтобы клёны золотом червонным

Осыпались под ноги влюблённым.

Обратите внимание на стихотворение, постарайтесь определить профессию человека, о котором в нём говорится?

Какие слова вам в этом помогли? Почему? (подсказывают, характеризуют).

Кто из вас знает, что означают слова: киноварь, охра, червонным?

  1. Работа с толковым словарём.

Работа по развитию речи учащихся.

Описание изделий Хохломы, Жостова, Гжели.

- Обратите внимание на искусство мастеров Хохломы, Жостова, Гжели. Посмотрите, какие удивительно тонкие линии украшают изделия, ни одна поделка не похожа на другую.

- Посмотрите слайды, и послушайте описания некоторых предметов.

- Подумайте над тем, согласны ли вы с темой нашего урока.

- Перед нами просто поделки, или поэзия, в которую вложена душа автора?

Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру «Живая душа народных промыслов».

В работе ответе на вопрос: «Что дала вам встреча с прекрасным искусством народа?».

Подведение итогов урока.

Звучит аудиозапись: «Золотая Хохлома».

В каждом предмете воплощена душа самого мастера. Не зря, о дымковской игрушке говорили: «В каждой дымке - сама живи». И только люди ищущие, интересующиеся, творческие могут радовать своими творениями.

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам

Ни что не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье

Всё будет так - и всё не так

Через одно мгновенье.

В. Шефнер



© 2010-2022