Урок-игра по теме Поэты XIX века о родине, природе и о себе (на материале стихотворений И. С. Никитина)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ханты-Мансийска

Учитель русского языка и литературы

Горяева Оксана Юрьевна

Сценарий урока - игры по теме «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе» (на материале стихотворений И. С. Никитина. 5 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

- развитие навыков анализа стихотворного текста;

- развитие логического и образного мышления учащихся;

- воспитание пристального внимания к окружающему миру, чуткого, бережного отношения к природе.

ЭПИГРАФ: И так, как я, никто не будет слушать,

Иначе - не родился бы Шопен.

А. Гонтарь

Урок - игра. Каждый ученик в процессе работы получает необходимый текст стихотворения, в котором обозначены пропущенные места (слово, словосочетание).

Первое произведение - стихотворение «Тихо ночь ложится…»

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

………………озер;

Над…………степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут;

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

………… лес стоит;

Светлые заливы

В камышах блестят,

……………….нивы

На полях стоят;

Небо голубое

……………глядит,

И село большое

Беззаботно спит.

Лишь во мраке ночи

Горе и разврат

Не смыкают очи,

В тишине не спят.

Установка на восприятие.


  • Злой волшебник тайно унес из стихотворения поэта очень важные слова. И стихотворение рассыпалось, перестало быть художественным произведением. Нам нужно помочь, надо найти эти слова и поставить их на место.

Мы договорились, что вы принесете на урок конверты с фишками. Достаньте их и положите перед конвертом. Каждый из вас, кто сделает интересное предложение, положит в конверт одну фишку. А тот, кто найдет слово, взятое из стихотворения, заслужит сразу две фишки. Итак, внимательно читаем первую строфу. Сколько слогов в пропущенном слове?

Начинается поиск. Предполагаемые варианты: «в глубину озер».


  • Очень хорошо. С высоты хорошо просматривается глубина. Ученик получает фишку.

  • «В синеву озер»,- следует предложение.

  • Тоже неплохо! И ты получаешь фишку. Ты характеризуешь образ не по объему, а по цвету - предложение интересное.

  • Ребята, внимательно посмотрите на текст. Какое слово в строфе должно обязательно помочь нам найти нужный образ? Как вы думаете?

Школьники называют « в зеркала озер». Почему? Как удалось определить, найти это нужное слово?

Вторая строфа. Пропущено тоже трехсложное слово. Предполагаемые ответы: «над широкой степью». Ученик характеризует пространство. Тогда предлагается поискать слово в другом ряду.

  • Мы характеризовали степь по пространству. Попробуем искать слова, характеризующие состояние и звучание, звукообраз.

Кто-то, возможно, предложит слово «безмолвной». Это хорошее предложение. Но еще не авторское слово.

  • Давайте поищем синоним слова «безмолвной»

Так идет поиск слова «глухою».

  • Внезапно оборвалась степь, словно уткнувшись в пойму реки. На ее берегу, сразу у обрыва, стоит лес. Какой он? Что заключает в себе пропущенное двусложное слово? - Поиск слова «густой» затруднений не вызывает.

В следующую строфу нужно вчитаться, вслушаться, всмотреться:

  • Как ведет себя природа в данный момент? По какому слову это можно определить? Посмотрите на слова «залив» и «камыш».

Дети читают:

  • «Светлые заливы / В камышах блестят…»

  • Когда, в какую погоду залив бывает светлым?

  • В тихую, безветренную.

  • Правильно. Так каким же должно быть это четырехсложное слово? Оно будет относиться к слову «камыш» и к слову «нивы». Как они стоят в тихую, безветренную погоду?

Ответ готов: «неподвижно».


  • Какие два слова в следующей строфе помогут найти нужное?

Школьники снова внимательно вглядываются в текст: «голубое» и «беззаботно». Как глядит голубое небо на большое, беззаботно спящее село? Ну, конечно, «весело».

Чтение стихотворения учителем


  • Ребята, подумайте какова роль заключительной строфы? Что нового вносит она в стихотворение? Текст этих двух вопросов сформулирован на обратной стороне страницы, где написано стихотворение «Тихо ночь ложится…»


  • Затем ученикам читается еще одно стихотворение И. С. Никитина - «Засохшая береза»:

В глуши на почве раскаленной

Береза старая стоит;

В ее вершине обнаженной

Зеленый лист не шевелит.

Кругом, сливаясь с небесами,

Полуодетыми в туман,

Пестреет чудными цветами

Волнистой степи океан.

Курганы ярко зеленеют,

Росу приносят вечера,

Прохладой тихой ночи веют,

И дышит заревом заря.

Но беззащитная береза

Глядит с тоской на небеса,

И на ветвях ее, как слезы,

Сверкает чистая роса.

Далеко бурею суровой

Ее листы разнесены,

И нет для ней одежды новой

И благодетельной весны.


  • О чем стихотворение «Засохшая береза»?

  • Об одиночестве, о губительности одиночества, о смерти, умирании.

Можно спорить: умерла или не умерла береза. Она без зеленого наряда, она засохшая, но она же «глядит с тоской на небеса».

ВЫВОД: таким образом, в лирическом произведении важен не только предмет изображения (первый план), но и то, что стоит за ним (второй план, подтекст).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение

Список использованных печатных источников:

Меркин Г.С. , Меркин Б.С. Путь к сотворчеству: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991 - 128 с.

Никитин И. С. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Москва - Ленинград: Советский писатель, 1965

© 2010-2022