Урок 9 класс Бессоюзные сложные предложения

Урок "Бессоюзные сложные предложения" был создан в рамках школьного интегрально-образовательного марафона "О науке - с увлечением и без скуки", посвященного жизни и деятельности М. В. Ломоносова, поэтому все материалы к уроку (тексты) являются отрывками из биографии известного ученого, его цитатами или же цитатами о нём.Урок призван познакомить учащихся 9 класса со сложными предложениями с бессоюзной связью, показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также воспитывать уважен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мы помним, что у русской пунктуации двуединое основание. На это указывал и великий Ломоносов в своей книге "Российская грамматика": "Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам".

Известный ученый Ломоносов говорил: "Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются".

М. В. Ломоносов

Урок русского языка в 9 классе на тему:

«Бессоюзные сложные предложения».

Разделы: Преподавание русского языка.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся со сложным предложением с бессоюзной вязью

  2. Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными.

  3. Прививать навык связного изложения мысли.

  4. Развивать речь учащихся, умение выделять главное, существенное; расширять кругозор учащихся.

  5. Развивать умение находить в тексте ошибки и исправлять их.

  6. Воспитывать уважение к представителям русской культуры.

Приветствие (на испанском, французском, немецком, итальянском).

Михаил Ломоносов говорил, что

«…Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким с неприятелем, италианским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков...».

- и поэтому - Здравствуйте. Я рада приветствовать на открытом уроке, посвященном М.В. Ломоносову, Вас и наших приглашенных гостей.



«…Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.С.Пушкин

Ход урока

Обратимся к эпиграфу. (Слайд 2)

- Как вы понимаете смысл высказывания А.С. Пушкина?

Сегодня на уроке мы не раз обратимся к имени М. Ломоносова и вспомним о его вкладе в русскую культуру и науку. Ну и, конечно же, не забудем нашу основную цель, подготовку к ОГЭ.

  1. Работа с текстом.

Задание: прочитать отрывки из текста, сократить текст, применяя приёмы сжатия.

(Слайд 3, 4)

Исходный текст

Текст после сжатия

Приём сжатия

1. Михаил Васильевич Ломоносов - не просто один из замечательных представителей русской культуры. Еще при жизни М.В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. (С.И Вавилов)

2. Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М.В Ломоносов раскрылся в физике и химии. Своей «главной профессией» М.В. Ломоносов считал химию (об этом он пишет в просвещении ко второму изданию перевода «Волфиянской физики»), но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским физиком.

(С.И Вавилов)

Михаил Васильевич Ломоносов уже для своих современников стал воплощением надежды на силу национального гения. Дела его впервые опровергли мнение о неспособности русских к науке.



Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М.В Ломоносов раскрылся в физике и химии. Своей «главной профессией» М.В. Ломоносов считал химию, но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским физиком.

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями, исключение из предложений лишних элементов.

Исключение подробностей, деталей.



  1. Краткие сведения о просветительской и научной деятельности М.В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.

Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых - одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем. Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. Продолжая перечень сфер деятельности, мы можем сказать, что Ломоносов был также географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… Обязательно нам надо сказать о том, что он утвердил основания современного русского литературного языка. Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»). Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении.

И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.

III. Учимся проверять текст.

Найдите в тексте орфографические ошибки. Исправьте их.

Мы получили безценное (бесценное) наследство, то, что создал народ за века, что создавали, шлифовали и одтачивали (оттачивали) для нас Пушкин и Тургенев и ещё многие лучшие таланты нашей земли. За этот дар мы все в ответе. И не стыдно ли, когда есть у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать по канцелярски (по-канцелярски)? (По Н.Галь - Нора Галь (Гальперина) - переводчик английской и французской литературы на русский язык, литературный критик и теоретик перевода, редактор.)

- Каким правилом мы руководствовались, исправляя ошибки? (Правописание приставок.)

IV. Ломоносов внес вклад в развитие педагогики. Разработал впервые в России педагогическую теорию, разграничил науку и религию. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка.

О том, как же М.В. Ломоносов достиг таких высот для того времени, мы узнаем из следующего текста.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье (отец женился, «злая и завистливая мачеха, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами: для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах, и терпеть стужу и голод») заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.

V. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

- Прочитайте текст. Найдите сложные предложения в тексте.

- Охарактеризуйте связи между простыми предложениями в составе сложного предложения.

Всю свою жизнь Ломоносов работал на пределе, как теперь сказали бы, «на износ». В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал, потому что денег не было вовсе. Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы - сутки. Экономил на всём. Ведь всё его «жалование» во время учёбы - три копейки в день, а богатый отец решил, что возьмёт его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой.

- Выписать БСП. Выделить грамматическую основу:

Образование. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Домашнее задание: Выписать 5-7 БСП из художественной литературы.



© 2010-2022