Урок чтения по теме «Биография А. П. Чехова»

Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова» проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интернат 8 вида. Главной задачей уроков чтения – является выработка у детей навыков правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения. В 7 классе основное внимание уделяется осознанию читаемого. А также усложняется содержание произведений, которое требует работы нетолько по актуализации опыта детей, но и формирование знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, а также об обстоятельствах биографии автора.    Для решения данных задач на уроке были использованы разнообразные методы, приемы и вид...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»Тема: Антон Павлович Чехов. Биография.

Цели: -познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; совершенствовать навык беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения; совершенствовать умение анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;

-способствовать развитию устной речи учащихся, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия; расширять словарный запас учащихся;

-воспитывать интерес к изучаемой теме, желание узнавать новое, стремление к самосовершенствованию.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Мне бы хотелось начать урок с высказывания Альбукасима Фирдоуси:

« Себя приучи не страшиться труда:

Труд с разумом, с честью в согласье всегда». (слайд)

(чтение учителем, чтение учащимися вслух хором)

-Как вы понимаете это высказывание?

(Не нужно бояться труда, чтобы чему-то научиться нужно, постоянно трудиться, если взялся за какое-то дело, то его нужно делать хорошо).

-Это высказывание будет девизом нашего урока.

-Давайте на уроке будем хорошо трудиться, чтобы узнать много нового и интересного.

  1. Целеполагание.

-Итак, на партах у вас лежат карточки №1, на которых написан отрывок из биографии уже знакомого вам писателя или поэта.

- Я предлагаю вам прочитать карточку вполголоса и постараться по отрывку биографии определить, кому она принадлежит.

- А затем прочитать карточку вслух и прикрепить к портрету того, кого вы угадали.

Портрет Л.Н.Толстого

Родился будущий писатель в усадьбе Ясная поляна. Однажды в детстве, старший брат объявил ему, что знает тайну. Если она откроется, то все будут любить друг друга. Эта тайна написана на зелёной палочке, и она зарыта у дороги, на краю оврага. Детская игра произвела на мальчика огромное впечатление. Он всю жизнь пытался сделать что-то такое, чтобы народ был счастлив: открывал школы для крестьян, помогал голодающему населению, устраивал больницы для бедных.

Ч

Портрет А.С.Пушкина

Первыми воспитательницами будущего поэта были бабушка-Мария Алексеевна и няня-Арина Родионовна. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые узнал нежность и ласку. Они пробудили в нём любовь к народным песням и сказкам. Впоследствии он сочинит пять сказок.

Е



Портрет М.Ю.Лермонтова

Родился будущий поэт в Москве. Он рано лишился матери, и между отцом и бабушкой шла борьба за мальчика. Своё детство он провёл в имении бабушки в Тарханах. В 1837 году он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором обвиняет царя и придворных в смерти Пушкина. В том же году он начинает печатать свои стихи, первое из них - «Бородино».

Х

Портрет И.А.Крылова

Великий русский баснописец. С 10 лет вынужден работать. У мальчика был хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги. Там он видит, как чиновники берут взятки, как невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде. Всё это он описывает в своих баснях, где под видом животных, растений, вещей изображаются люди.

О



Портрет Н.А.Некрасова

В детстве будущий поэт любил играть с крестьянскими детьми и, несмотря на запреты отца, при каждом удобном случае убегал к своим товарищам. Часто на берегу Волги мальчики видели бурлаков, которые, почти пригнувшись головой к ногам, напрягаясь из последних сил, тянули тяжёлую баржу. Это детское впечатление останется в его сердце навсегда.

В


-Какое слово у вас получилось?

(Чехов)

-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

(Биография Антона Павловича Чехова) (слайд)

- О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(ответы детей) (слайд)

-Когда и где родился?

-В какой семье воспитывался?

-Какое получил образование?

-Чем занимался?

-О чем писал?

- На эти вопросы мы постараемся найти ответы на нашем уроке, а к полученным ответам подберем пословицу или поговорку, которая ему наиболее соответствует, и приклеиваем ее на карточку №2.

(дети по очереди читают пословицы на слайде) (слайд)


  1. Работа по теме.

1. Работа с портретом писателя.

-Посмотрите на портрет. (слайд)

-Какую информацию мы можем получить с этого портрета?

(Когда Чехов родился, когда умер, сколько лет прожил, как звали отца)

М.О. А.П. Чехов родился в 1860 году, умер в 1904 году. Прожил 44 года. Отца звали Павел. Еще хочется сказать, что он родился на берегу Азовского моря в г. Таганроге.

-Итак, ребята, давайте попробуем подобрать пословицу или поговорку к этой части биографии Чехова. (слайд)

Родину не выбирают.

(дети находят на парте данную пословицу и приклеивают ее на карточку №2)

2. Работа с карточками.

- Антон Павлович рос, когда крепостного права уже не существовало, но его традиции еще прочно держались в жизни. Родители пороли своих детей, а учителя грубо издевались над учениками. Также как и все поступал и отец Чехова.

-А вот как звали родителей Чехова, какими они были людьми, вы узнаете, прочитав карточку №3.

  • 1 ряд прочитает карточку и ответит на вопросы:

- Как звали отца?

- Каким он был человеком?

Карточка №3

Отец-Павел Егорович, был хозяином мелочной лавки. Он сам выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Самым сильным увлечением отца был церковный хор. Павел Егорович не был злым человеком, но постоянная нужда сделала его характер тяжёлым, он часто порол своих детей, заставлял их часами выстаивать в церкви, и по очереди помогать ему торговать в лавке до позднего вечера.

  • Как звали отца?

  • Каким он был человеком?



  • 2 ряд прочитает карточку и ответит на вопросы:

-Как звали мать?

-Что интересного узнали о матери писателя?

Карточка №3

Мать-Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, заботливая и любящая мать. Дети любили слушать рассказы матери. Она рассказывала им о её детстве, о тяжести крепостного права. Учила своих детей с любовью, уважением и состраданием относиться к бедным, слабым людям, и, вообще, всем беззащитным существам: к маленьким птичкам, животным и даже сорванным цветам. Евгения Яковлевна очень любила театр, хотя и посещала его нечасто.

  • Как звали мать?

  • Что вы о ней узнали?

(дети выполняют задание, учитель ведет индивидуальную работу)

Проверка ответов. (о матери(слайд), об отце(слайд))

-Семья у Чеховых была большая: 5 братьев и 1 сестра. Режим дня у ребят был очень суровым. (слайд)

-Вот как описывает дни в родительском доме старший брат Антона Павловича…

-Послушайте и ответьте на вопрос:

- Как проходили дни в родительском доме?

(сообщение ученика)

Антоша, ученик 1 класса, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Отворяется дверь, в комнату входит отец.

- Тово… - говорит Павел Егорович,- я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

-На завтра уроков много...

-Уроки выучишь в лавке. Ступай, да смотри там хорошенько…Скорее!.. Не копайся!

Антоша со злостью бросает перо, захлопывает книгу, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идёт вслед за отцом в лавку.

В лавке также холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придётся просидеть, по крайней мере, часа три. О латинском переводе нечего и думать. Завтра-единица, а потом - строгий нагоняй от отца за дурную отметку.

- Как проходили дни в родительском доме?

(после уроков детям приходилось идти помогать отцу торговать в холодной лавке до позднего вечера, дети не успевали делать уроки, а за плохие отметки отец их наказывал)

М.О. Несмотря на суровость отца, семья жила дружно. Когда выпадало свободное время, каждый занимался тем, к чему имел способности. Все дети в семье Чеховых были очень талантливые. Впоследствии А.П.Чехов сказал: «Талант у нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

-Какую же пословицу подберем к этой части биографии? (слайд)

Семья в куче - не страшна и туча.

(дети приклеивают пословицу на карточку №2)

3. Физминутка.

Встали, сели, встали, сели.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

4.Работа с учебником.

- Отец Антона Павловича образования не имел, но хотел, чтобы дети были образованными людьми.

-Какое образование получил А.П.Чехов?

Ответы вы найдете в учебнике на стр. 134.

(дети читают текст, находят и зачитывают ответ)

М.О. А.П.Чехов закончил гимназию в Таганроге (слайд), учился в Московском университете на медицинском факультете.

-Как вы понимаете слово факультет? (слайд)

(факультет - это подразделение, отделение в высшем учебном заведении).

-А сейчас, какая пословица подходит к этой части биографии? (слайд)


Грамоте учиться - всегда пригодиться.

(дети приклеивают пословицу на карточку №2)

5.Экскурсия со слайдовым сопровождением.

-Чтобы ответить на вопрос : « Чем занимался А.П.Чехов?», я предлагаю вам отправиться на экскурсию. Экскурсоводом у нас сегодня будет Афанасьева Юля. Во время экскурсии обратите внимание на то, чем занимался

А.П. Чехов в своей жизни.

(текст экскурсии)

Во время учебы в Московском университете Антон Павлович Чехов начинает писать маленькие смешные рассказы, которые регулярно публикуются на страницах популярных тогда журналов «Осколки», «Будильник», «Стрекоза». Перед вами обложки этих журналов. (слайд).

После окончания университета Чехов переезжает в город Воскресенск и начинает работать врачом. Затем он занимает должность заведующего больницей в городе Звенигород. Вот это его рабочий кабинет(слайд).

В 1890 году Антон Павлович совершает подвиг. Больной, через всю Россию, по трудным дорогам, он отправляется в Сибирь на остров Сахалин - в то время, это остров царской каторги и ссылки. А затем рассказывает о мучительной жизни людей на этом острове в книге «Остров Сахалин» (слайд).

В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово, недалеко от Москвы. Вот оно перед вами(слайд). Там он помогает местным крестьянам: обслуживает 25 деревень как врач, строит 3 школы (перед вами одна из них) (слайд), на свои деньги открывает медпункт, где принимает больных и снабжает их лекарствами(слайд). А здесь вы видите кабинет Антона Павловича в Мелихово, где он написал многие из своих самых замечательных произведений(слайд).

В 1897 году резко ухудшается его здоровье, и врачи советуют ему переехать на юг. Вот перед вами дача Чехова в Ялте(слайд). Несмотря на мучительную болезнь он продолжает писать и помогать людям.

В 1904 году 15 июля Антон Павлович скончался в Германии в курортном городке, где проходил лечение. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца. Перед вами памятник на его могиле(слайд).

- Ребята, чем же занимался Чехов в своей жизни?

(ответы детей)

М.О. Чехов- врач, Чехов-писатель, Чехов- служитель. Он всю жизнь служил людям, спешил делать добро. Он любил то, чем занимался, был мастером своего дела.

-А какую пословицу подберем к этой части биографии Чехова? (слайд)

Люби дело - мастером будешь.

(дети приклеивают пословицу на карточку №2)

6. Творчество А.П. Чехова.

- А.П. Чехову суждено было прожить на земле не так уж много времени. Но за этот период он создал большое количество прекраснейших произведений, сюжеты для которых он брал из жизни. Среди них рассказы, повести, пьесы.

-Что такое пьеса? (слайд)

(пьеса- произведение для театрального представления, по которому ставят спектакль в театре)

- Давайте вспомним произведение, которое мы с вами читали у Чехова в 6 классе. (на слайде книга Чехова «Ванька») (слайд)

-Какую тему затрагивает писатель в этом произведении?

( тяжелое детство, т.к. воспоминание о своем детстве не покидало его всю жизнь)

-Как вы думаете, о чем еще писал А.П. Чехов?

(о медицине, о природе, о людях)

М.О. В своих произведениях А.П.Чехов затрагивает темы тяжелого детства, медицины, жизни людей, природы. Пишет юмористические рассказы, в которых высмеиваются пороки людей. За короткую жизнь им было написано много замечательных произведений. Его называют не только русским писателем, но и писателем с мировым именем, творчество которого известно повсюду.

-Ребята, а какая пословица подойдет к этому этапу? (слайд)

Какие труды, такие и плоды.

(дети приклеивают пословицу на карточку №2)

  1. Рефлексия

-Ребята, как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопросы, которые мы ставили в начале урока? (слайд)

-Давайте попробуем составить кластер.

Мелихово Таганрог




Писатель врач

Чехов



Сахалин

44 года Московский университет

  1. Оценивание.

- Давайте вспомним высказывание, которое было девизом нашего урока. (слайд)

« Себя приучи не страшиться труда:

Труд с разумом, с честью в согласье всегда».

-Попробуйте сами оценить свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 132-135 и приготовьте пересказ по плану, который мы с вами составили в течение урока. (план-карточка №2 «Биография А.П.Чехова»)

План.

1.Родину не выбирают.

2. Семья в куче - не страшна и туча.

3. Грамоте учиться - всегда пригодиться.

4. Люби дело - мастером будешь.

5. Какие труды, такие и плоды.

-Наш урок хочется закончить словами А.П.Чехова: (слайд)

« Человек должен трудиться, Работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».


Биография Антона Павловича Чехова. ( Карточка №2)


Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»

Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»

Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»

Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»

Урок чтения по теме «Биография А.П. Чехова»

Карточка №1

Родился будущий писатель в усадьбе Ясная поляна. Однажды в детстве, старший брат объявил ему, что знает тайну. Если она откроется, то все будут любить друг друга. Эта тайна написана на зелёной палочке, и она зарыта у дороги, на краю оврага. Детская игра произвела на мальчика огромное впечатление. Он всю жизнь пытался сделать что-то такое, чтобы народ был счастлив: открывал школы для крестьян, помогал голодающему населению, устраивал больницы для бедных.







Ч

Карточка №1

Первыми воспитательницами будущего поэта были бабушка-Мария Алексеевна и няня-Арина Родионовна. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые узнал нежность и ласку. Они пробудили в нём любовь к народным песням и сказкам. Впоследствии он сочинит пять сказок.







Е

Карточка №1

Родился будущий поэт в Москве. Он рано лишился матери, и между отцом и бабушкой шла борьба за мальчика. Своё детство он провёл в имении бабушки в Тарханах. В 1837 году он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором обвиняет царя и придворных в смерти Пушкина. В том же году он начинает печатать свои стихи, первое из них - «Бородино».







Х

Карточка №1

Великий русский баснописец. С 10 лет вынужден работать. У мальчика был хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги. Там он видит, как чиновники берут взятки, как невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде. Всё это он описывает в своих баснях, где под видом животных, растений, вещей изображаются люди.







О

Карточка №1

В детстве будущий поэт любил играть с крестьянскими детьми и, несмотря на запреты отца, при каждом удобном случае убегал к своим товарищам. Часто на берегу Волги мальчики видели бурлаков, которые, почти пригнувшись головой к ногам, напрягаясь из последних сил, тянули тяжёлую баржу. Это детское впечатление останется в его сердце навсегда.







В

Урок чтения на тему: Биография А.П. Чехова проведен в 7классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. В классе 10 человек. Все учащиеся справляются с техникой чтения. Хорошо читают-6 человек, слабо читают-4 человека.

Главной задачей уроков чтения - является выработка у детей навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения. Основное внимание в 7 классе уделяется осознанию читаемого, а также усложняется содержание произведений, которое требует работы не только по актуализации опыта детей, но и формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, а также обстоятельствах биографии автора. В связи с этим были поставлены следующие цели:

-познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; совершенствовать навык беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения; совершенствовать умение анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;

-способствовать развитию устной речи учащихся, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия; расширять словарный запас учащихся;

-воспитывать интерес к изучаемой теме, желание узнавать новое, стремление к самосовершенствованию.

Цели урока были достигнуты. Этому способствовало использование на уроке разнообразных методов, приемов и видов работ.

Работу с высказыванием я использовала на этапе орг. момента, которая также послужила и как речевая разминка. Этап целеполагания также выполнял несколько функций - это как таковой этап целеполагания, повторение пройденного и пятиминутка чтения. Совершенствованию навыка осознанного, беглого, правильного чтения способствовали такие виды работ как: работа с карточками, работа с учебником, словарная работа, сообщение ученика, чтение отрывков биографий писателей и поэтов. Заочная экскурсия, работа с портретом писателя, проблемный вопрос, ответы на поставленные вопросы, работа с пословицами, т.е.составление плана на протяжении всего урока способствовали развитию устной речи учащихся, их внимания, слухового и зрительного восприятия. На стадии рефлексии использовала прием кластер, который показал, что материал детьми усвоен. На уроке я использовала деятельностный подход - это составление карточки-плана, который потребуется детям для выполнения домашнего задания. Вопросы и задания, использованные на уроке, обеспечивали умственную и познавательную активность учащихся. При подборе заданий учитывала индивидуальные и возрастные особенности класса.

Постоянная смена видов деятельности, физминутка не давали детям утомиться, а способствовали достижению поставленных целей.



© 2010-2022