Советы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 8 - сочинение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание 8. Выписать слово с проверяемой гласной или с корнем в котором есть чередование

Чтобы сделать это задание, нужно хорошо выучить все корни с чередованием. И делать задание методом исключения: определить, сначала их, затем все иностранные слова(н-р, бегемот) и все термины и названия (например, синтаксис, сирень) . Оставшееся слово будет проверяемое.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.


  • д…ректива ( слово нерусское, значит, гласная не проверяется)

  • к…снуться (корень с чередованием)

  • соч…тание ( корень с чередованием)

  • просл…влять - !!!

  • кв…танция (слово нерусское)


Задание 9. Приставки, Ъ и Ь, -И, Ы после приставок

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

Все приставки можно разделить на следующие группы.

Первая группа. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением - паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; и др

Вторая группа - это приставки, которые пишутсяЭто без- - бес-; вз- - вс-; воз- - воc-; из- - -ис-; низ- - нис; раз- - рас-; роз- - рос-; через- -черес-. З-перед звонкими, С-перед глухими

Третья группа - приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

.

Не меняются на письме

Меняют з на с (перед глухими согласными)

Различаются по значению

за-
на-
над-
о-
об-
от-
пере-
по-
под-
пред-
про-
с-

без-(бес-)Безбедный, бессовестный
вз-(вс-) взбираться-всходить
воз-(вос-)
из-(ис-)издавна-исподтишка
низ-(нис-)
раз-(рас-)разыграть-расстилать
роз-(рос-)розыгрыш-россыпь
через-(черес-)

пре-

=пере


Прервать=перервать

Пре=очень

Прекрасный=очень красивый


при-=присоединение, приближение, близость



Пришить приехать пришкольный

При-= неполнота действия

Присел, приоткрыл

.

2. Правописание гласных (ы, и) после приставок, оканчивающихся на согласный.

Запомните:

после неизменяемых приставок (сверх-, меж-, контр-, супер-) корень начинается на -и, а после других приставок - на -ы.

Советы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 8 - сочинение

Запомните: взимать произносится и пишется с и. разЫскать, (Ы, так как пристака на согласный), но сверхИнтересный, межИнститутский,(приставки-исключения) поИскать(приставка на гласный), педИнститут( сложное слово)

Разделитнельные Ъ и Ь

Ъ пишется только после приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я

Разделительный мягкий знак. Перед Е, Ё, Ю, Я, И и даже О (воробьи, бульон) в других частях слова)

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед Я, Ю, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Твёрдый знак не отдыхает

Приставку с корнем разделяет.

Взъерошенный адъютант имеет один изъян: разъярен из-за инъекции и необъективно объявил об отъезде

Алгоритм выполнения: Примеряем правило к каждому ряду

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пред…дущий, контр…гра, без…дейность ( И-Ы после приставок)

  2. бе…жалостный, ра…чёт, во…рождение (З перед звонкими, с - перед глухими, С неизменяемая)

  3. н…рекание, пр…ступок, под…брать ( приставки неизменяемые)

  4. пр…бой, пр…землитьс… (приставки ПРЕи ПРИ)

  5. раз.езд, п.еса, об.ём (разделительные Ь и Ъ)

Задание 10. Суффиксы глаголов и прилагательных

а) суффиксы -чив-, лив- пишутся с гласным и: заносчивый, заботливый;

суффикс -ев- - в безударном положении: боево́й.

Исключения: ми́лостивый, юро́дивый;

суффиксы -ов-, -оват- пишутся после твёрдых согласных: вековой, виноватый; суффиксы -ев-, -еват- пишутся после мягких согласных, шипящих и ц: сиреневый, угреватый. Внимание: в КИМах часто встречаются слова, в которых буквы Л- или Ч- являются частью производящей основы (корня). Н-р, в слове тюлЕВ ый или фасолЕВый суффикс -ЕВ- нельзя путать с суффиксом -ЛИВ-, а в слове лучЕВой с суффиксом -ЧИВ-

Правописание суффиксов глаголов -ова -(ева ) , -ыва - (ива )
Чтобы узнать , как писать эти суффиксы , надо поставить глагол в 1 л. ед. числа (Я) .
совет...вать : я советую - если глагол оканчивается на ую , то это может быть только с суффиксом
-ова -(ева) значит пишем советовать , гор...вать (я горюю ) - пишем горевать ....
Если глагол заканчивается на -ываю (иваю) , то пишем суффикс -ыва -(ива ) : доказ..вал _- (я доказываю , доказую невозможно сказать !) пишем доказывал , расчерч..вать (я расчерчиваю ) -пишем расчерчивать...
Суффиксы -ова-(ева) , -ыва- (ива ) надо отличать от ударного суффикса - ва-

Перед этим суффиксом пишется та же буква , что имеется в корне глагола :
запеть - запев[*]ать , запить - запив[*]ать. развить - развивать , развеет - развевать. Т. е. если суффикс -ВА- можно убрать, нужно писать ту гласную, которую видим в полученном слове перед -ТЬВнимание ! исключения составляют слова застрять - застревать , затмить - затмевать ,разинуть - разевать ,
продлить - продлевать...

Алгоритм выполнения

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

разве..лся (по ветру) глагол на ЯТЬ. Перед суффиксом Л - Я

удва…вать - глагол на ИВАЮ - И

ускор..вшийся - причастие, образовано от глагола на ИТЬ - И

эмал..вый прилагательное Суффикс ЕВ - Е

сбивч..вый прилагательное, суффикс ЧИВ - И

Задание 11. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ и СУФФИКСЫ ГЛАГОЛЬНЫЕ У ПРИЧАСТИЙ

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
- глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
- 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
- 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть: греть, тянуть, таять.

Глаголы 1 спряжения имеют в личных окончаниях буквы .е .у .ю

Глаголы 2 спряжения имеют в личных окончаниях буквы .и .а .я


Порядок рассуждения:

Он бор.тся --- бороться 1 спр.----Е

Ты смотр.шь----- смотреть 2 спр., искл. ---и

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы ущ- ющ

/ Звать (I спр.) - зовущий Бороться (I спр.) - борющийся, Дремл..щая природа;

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -ащ- / -ящ-.

Строить (II спр.) - строящий Дышать (II спр.) - дышащий Вер.щий в себя -

Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ем- / -ом-

-. знать (I спр.) - знаемый нести (I спр.) - несомый. открыва..мый -- рису..мый---

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс -им

мучить (II спр.) - мучимый видеть (II спр.) - видимый Неслыш..мый---

Перед суффиксом - вш- в причастиях пишется та же гласная, что стоит в неопределенной форме глагола перед окончанием -ть.

Затеять - затеявший. Померить - померивший. Раста.вший -. Поверивший -.

Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Если неопределенная форма оканчивается на АТЬ / ЯТЬ, то пишется А / Я (в таких причастиях глагольный суффикс -А / -Я- сохраняется).

. Увенчанный - увенчать. Засеянный --- засеять., узн.нный ---

Если неопределенная форма оканчивается на другие буквы, пишется Е

Измученный - измучить. Окрашенный - окрасить . Укуш.нный

Алгоритм выполнения:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

надломл.. нный от глагола на ИТЬ --Е

потрат..вший от глагола на ИТЬ. Перед ВШ - та же буква, что и перед ТЬ

выпуст..шь на ИТЬ 2спр.

не повер.. шь на ИТЬ 2 спр.

довер.. вшийся на ИТЬ перед ВШ - та же буква, что и перед ТЬ

Задание 12. НЕ с разными частями речи

Не пишется слитно

не пишется раздельно

1)Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется.

Ненависть, ненавидеть, ненавидимый и т. д.

2)С существ., прилагат. и наречиями на -о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению

Недруг, недружный, недружно.

3)С полными причастиями, не имеющими зависимых слов незаписанное задание

4)С отрицат. и неопред. местоимениями некто, нечему

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. не друг, а враг, не дружный, а враждебный, не списанная, а решенная задача

2)С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. Не пройдет, не забывая

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова. Не записанное в тетрадь задание

4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога. Не с кем, не к чему

5)В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не

(при отсутствии предлога) и наречиями. Некогда

В производных предлогах - несмотря на, невзирая на

ничуть не, нисколько не , никогда вовсе не друг, ничуть не красивый

С наречиями не на О, Е не вовремя, не всмятку

Алгоритм выполнения

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Только через семьдесят лет будут обнаружены (не)опубликованные редактором бумаги деда. В прич. об.

Ещё (не)распустившиеся цветки побило морозом. . В прич. об. раздельно

Андрей, (не)доумевая, вертел пакет в руках. Без НЕ не употребляется - слитно

(Не)говоря ни слова, лесничий взвалил на себя тяжелую корзину. НЕ с деепричастиями раздельно

Иногда его (не)отличишь от хозяина дома. НЕ с глаголами раздельно

Задание 13. Слитное, раздельное и дефисное написание слов» Самое трудное задание

Порядок рассуждения:

А)Сначала находим предложения. в которых есть слова, пишущиеся через дефис:

1 наречия с приставкой ПО и суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЦКИ, СКИ, ЬИ;( поступил по-умному, по-товарищески. по-хорошему. по-лисьи) или приставка ВО, В и суффиксы ЫХ, ИХ Во-первых, в-третьих,

2 Местоимение или наречия с приставкой КОЕ или суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ ( кое-кто, где-нибудь, когда-либо)

3 сложные наречия (еле-еле, точь-в-точь, крест-накрест)

В нашем примере -это 1-ое предложение: ЧУТЬ-ЧУТЬ

Б) Затем - слова, которые нужно запомнить: В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, ИМЕТЬ В ВИДУ, ТАК ЧТО, ПОТОМУ ЧТО И Т, Д,

В образце - это 2-е предложение и 4-ое.

В) Далее ищем слова в которых можно убрать частицу: (ЧТО БЫ подарить маме, ЧТОБЫ она обрадовалась?) ( Я спрятался за ТО ЖЕ дерево, и меня ТОЖЕ не нашли.)

ЗАТО=Но Ты получил «2», ЗАТО я-«5» но: За то упражнение я получил «5»

ТАКЖЕ = И Все пошли, ТАКЖЕ Ваня пошел., но: Он поступил ТАК ЖЕ, КАК и я.

Слово ИТАК пишется слитно, если оно стоит первым в предложении и после него стоит запятая.

ПРИЧЕМ=ПРИТОМ - пишется слитно , если эти слова можно заменить друг другом.

В образце - это 5-е предложение

Так методом исключения нашли 3 -е предложение

Г) следует понимать отличие наречий и предлогов от существительных с непроизводными предлогами. Например, Пришли деньги НА СЧЕТ в БАНКЕ Выбрасываем предлог «НА». Счет в банке бывает? Да! Пишем раздельно. К вам пришли насчет кошки. У кошки счет есть? Нет! Пишем слитно. Или : В начале урока. Можно сказать НАЧАЛО урока? Да! -раздельно. Вначале Дима спел. У Димы начало есть? И т. д..

Выделите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно. (ЧУТЬ-ЧУТЬ- сложное наречие, предложение не подходит)

  2. (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.(ТАК ЧТО - союз следствия, всегда раздельно)

  3. (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас?

  4. (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.(В ТЕЧЕНИЕ - предлог, запоминали, что раздельно)

  5. Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир. (ТАК ЖЕ ЖЕ можно убрать.)

Ответ_3

Задание 14. Н И НН

1 Нужно помнить: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, а ПРИЧАСТИЯ от ГЛАГОЛОВ.

2 Если перед нами ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, смотрим сразу на СУФФИКСЫ :

АН, ЯН, ИН ОНН, ЕНН

кожАНый, серебрЯНый, гусИНый революциОННый, промышлЕННый

В прилагательных, не образованных В прилагательных, образованных от

от существительных: юный, румяный, существительных с основой на Н:

свиной и т. д. стариННый, пустыННый

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

ветрЕНый ,но: БЕЗветрЕННый стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый

3 Если перед нами ПРИЧАСТИЕ, смотрим на ПРИСТАВКИ, СУФФИКСЫ ОВА, ЕВА, определяем ВИД, ФОРМУ:

Н НН

1 В причастиях несовершен- 1 в причастиях с любой приставкой, кроме

ного вида: НЕ: ПЕРЕжареННый картофель

маслеНые блины, жареный 2 если есть зависимое слово:

картофель жареННый на масле картофель

2 Во всех кратких причастиях: 3 если есть суффиксы ОВА, ЕВА:

Картофель пережареН, улица асфальтирОВАННое шоссе

асфальтирОВАНа, задача решеНа

в причастиях совершенного вида:

решенННая задача

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ранеНый партизан

коваНый, жеваНый но: если у этих слов появляется приставка или зависимое слово, появляется еще одна Н: ЗАковаННый, коваННый медью сундук

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Уценё(1)ая (НН причастие сов. в.) вещица была прода(2)а(Н краткое прич.) коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, (Н -суффикс ИН) отправился на вокзал.

Задание 15. Поставить одну запятую:

Союз сочинительный может соединять однородные члены в составе простого

Предлагаются такие предложения:

1 Два союза И соединяют разные однородные члены Н-р, Однолетние и двулетние растения цветут и плодоносят один раз в жизни.

(В таких предложениях запятая не ставится вообще, его нужно найти первым и вычеркнуть)

2 Два союза соединяют три однородных члена. Н-р В звукописи используются аллитерации, ассонансы, и звуковые повторы

(в таких предложениях нужно ставить ДВЕ запятые. Его тоже нужно найти и вычеркнуть)

3 Предложения с одиночным сочинитнльным или разделительным союзом, при котором запятая не ставится. Н-р, Для суворовцев романы Достоевского или (и) Толстого интереснее любого детектива

Одна запятая ставится обычно в следующих случаях:

а) при противительном союзе: Мал золотник, да (=но) дорог.;

Б) перед второй частью сложного союза:В гостиной графа как зеркала, так и картины были настоящими произведениями искусства

в) между парами, соединенными разделительными или противительными союзами :В поведении скворца много суетливого и забавного, деловитого и хитрого.

Общие сведения о знаках препинания при соединительных союзах в простом предложении:

4 В сложносочиненном предложении при этом часто одна из частей сложносочиненного предложения (или обе) представляет собой односоставное предложение:

Меня все хвалили, и мне это нравилось.

Запятая при однородных членах. (О - однородный член.)
Запятая ставится, если
1. О, О, О - нет союзов только перечисление. Люблю учить стихи Тютчева, Фета, Бальмонта.
2. и О, и О, и О - при повторе союзов : 1)и, либо, или, да(в значении союза и). Выучу стихи либо Фета, либо Бальмонта.
2) то... то... Учу стихи то Фета, то Бальмонта.
3) ни... ни... Не учу стихов ни Фета, ни Бальмонта.
4) Всегда ставится запятая, даже перед одиночным союзом:
но, а, зато(в значении НО), да( в значении НО), однако(в значении НО)
О, но О Он обещал, НО не пришел.
О, зато О Он недорогой, зато красивый.
5). При двойных союзах запятая ставится перед второй частью:
_не только О, но и О
_как О, так и О
_так, как и ...
_если, то
7. Если однородные члены объединены союзом И попарно, то запятая ставится между парами:
О и О, О и О Столы и стулья, шкафы и парты стояли в классе.

Алгоритм выполнения

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо, но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой.2) Конфликт мечты и реальности является основой романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова и многих других поэтов-романтиков

3) Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.

4) Платёж можно совершить не только в отделении банка, но и через телефон и Интернет.

5) [Погода была сухая и не слишком холодная], и [я пошёл бродить вокруг маленького, но очень уютного селения].

Задание 16. Запятая при обособленных членах предложения

Следует помнить:

если в задании 16 требуется найти обособленное распространенное определение, нужно искать ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ, выделенный запятыми. Он должен обязательно стоять после определяемого слова, причастие отвечает на вопрос: КАКОЙ?, образовано от глагола.

++Н-р, Задания, записанные в тетради, были выполнены.

Если предлагается определить обособленное обстоятельство, нужно искать деепричастный оборот. Деепричастие отвечает на вопрос: что делая?, что сделав?

Н-р, Присев на камень, она так и просидела целый час, задумавшись о чем-то своем. Обособляются деепричастные обороты всегда.

Алгоритм рассуждения

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.

Котёнок× (1) принесённый Мариной домой (2) был похож на клубок шерстяных ниток× (3) сворачивающийся от каждого прикосновения (4) и распускающийся вдали от человеческих рук.

Задание 17. Вводные слова

Нужно слово, стоящее между цифрами попробовать убрать. Если смысл не изменится, ставить запятые.

Н-р, Дождь(1) может быть (2) пойдет. Дождь (1) к счастью (2) пойдет. Дождь(1)как пишут в газетах(2) пойдет. и т. д.

Запомните слово «однако». оно вводное, если его нельзя заменить союзом но. Н-р, Ты, однако, задачу не решил.

Задание 18. Слово КОТОРЫЙ в середине придаточного определительного

1 после слова который запятая никогда не ставится.

2 Нужно найти грамматическую основу в придаточном предложении и от нее задать вопросы ко всем возможным словам.

Образец рассуждения:

Книги(1)( герои(2) которых (3) полюбились с детства) (4) сопровождают нас всю жизнь.
Ответ: 1, 4

Задание 19. Запятая в сложном предложении.

1 Отмечаем границы предложений

2 подчеркиваем грамматические основы.

3 Смотрим: есть ли вторая часть союза, слова ТО или Так. Если нет, меду двумя союзами ставим запятую, если есть - не ставим. Если два придаточных соединены соединительным или разделительным союзом, тоже запятую не ставим.

Н-Р, [Маша рассказывала](1)( что(2)( когда он был еще молодым хирургом) (3) то делал сложную операцию какой-то женщине).

Задание 20. нужно выполнять в последнюю очередь, так как в нем есть подсказка для написания сочинения

21 Типы речи

Рассуждение .

Повествование.

Описание

Доказывается какая-то мысль. Например,

Учиться надо хорошо! Почему? Во-первых, не хочется быть дворником, во- вторых, мама ругается. Таким образом, я стараюсь.

Перечисление действий.

Пришел, увидел. Победил.

Портрет,

( У него были голубые глаза, прямой нос, кудрявые волосы)

Пейзаж,

( За окном -деревья в снегу, дома. Сугробы)

Процесс ( положите в кастрюлю мясо, картошку, налейте воды…)

22 Синонимы, антонимы, фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Синонимы - близкие по значению слова (бежать, мчаться, нестись)

Контекстные синонимы -с лова, которые являются синонимами в одном тексте (Петя-ученик, он, первоклассник, маменькин сынок)

Антонимы - слова, противоположные по значению (чистый - грязный)

Контекстные антонимы - слова, которые становятся антонимами в одном тексте

Фразеологизмы: лексически неделимые словосочетания, которые можно заменить одним словом. Например.вешать лапшу на уши - врать, сел в калошу - опозорился.

23 Средства связи предложений в тексте Связь предложений

с помощью личного местоимения

С помощью притяжательного местоимения.

С помощью союза . или частицы

С помощью однокоренных слов или лексического повтора

С помощью указательного местоимения

. Нужно искать слова: ОН, ОНА, ОНО в разных падежах. Н-р, Света готовится к экзаменам. ОНА сидит за

учебниками день и ночь.

Искать слова ЕГО, ЕЕ, ИХ, отвечающие на вопрос ЧЬЕ?

Н-Р, Оля и Катя шли по дороге. Их сумки нес Вова.

. Союз всегда первый в предложении. Союзы чаще всего: НО,И, ТАК ЧТО и др. Частица -тоже первая: ВЕДЬ, ТОЛЬКО.

Н-р, Олег долго звал меня на футбол. Но я не пошел.

Я усиленно занимаюсь. Ведь мне нужен аттестат с отличием.

Н-Р, в одном предложении - слово ВЕСЕЛЬЕ, в другом - ВЕСЕЛЫЙ, или повторяется одно слово в разных падежах.

Искать слова ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО

Образец рассуждения:

Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

(1)В деревянном старом доме стояла тишина. (2) Но не сильная, не до звона в ушах. (3) За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка - четвероклассница Римка Романевская. (4) Она учила правила по русскому языку. (5) Эти правила она целыми днями долбила.

Сначала ищем, что легче: указательное местоимение., затем проверяем лексические повторы.

_______________________________________________________________________________________________

24 Тропы и фигуры

Следует выучить:

Сравнение - Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем.

Эпитет - оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок

МЕТАФОРА - оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. « Мне букеты чужих страстей, каждый день подают на блюде .букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более.

Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит»

ГИПЕРБОЛА - преувеличение Н-р, море слез

Фразеологический оборот - оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть в калошу» - опозориться, держать вверх ногами» - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

МЕТОНИМИЯ- замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Я три тарелки съел.

синекдоха - употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)

перифраз - замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения Автор «Евгения Онегина» (вместо Пушкин)

архаизмы - устаревшие слова -курень, гутатрить

книжная лексика - дерзновенный, сподвижник;

научная лексика - коррозия, менеджмент;

разговорная лексика - просадить деньги, глубинка

литота - преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Анафора - повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда - живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь.

эпифора - повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? градация - построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил

. риторическое восклицание (вопрос, обращение) - восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм - одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет

антитеза - противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит

цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них

парцелляция- предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Алгоритм рассуждения

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Текст рецензии читать не нужно. Если есть слова в скобках, текст тоже смотреть в большинстве случаях необязательно. В текст смотрим только тогда, когда указаны только номера предложений

«Передавая волнение героя, вспоминающего в интервью об эпизоде, который изменил его жизнь, автор использует различные тропы: (А)метафора_____ («отогрели... сердце» в предложении 41), (Б)эпитет_____ (например, «безудержная радость» в предложении 37). Приём - (В)анафора_____ (предложения 34-35) - и лексическое средство - (Г)синонимы_____ («не посторонний, не чужой» в предложении 34) - подчёркивают чувства героя».

Список терминов:

1) эпитет

2) антитеза

3) ирония

4) метафора

5) профессиональная лексика

6) анафора

7) антонимы

8) синонимы

9) риторический вопрос

(34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах - это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место.

А

Б

В

Г

4

1

6

8

Алгоритм написания сочинения (повествование)

В тексте__________ рассказывается о том, как_____________________ .

Автор поднял в данном тексте актуальные проблемы: ( делим текст на три части, определяем событие первой части, формулируем фразу, превращаем ее в вопрос. То же самое по другим частям текста или перефразируем в вопрос варианты ответа 20 задания)

Читатель четко понимает авторскую позицию: (из задания 20) Автор, разумеется, прав.

«______________»,- рассказывает ___________ .(цитата- ответ на первую проблему) Действительно, ____________________( объясняем, как понять цитату и выводим ее на пример, который подтверждает пояснение.) Например, ____________________________.

«______________________», - читаем мы далее. Всем известно, что_______________(объясняем и эту цитату) Каждый знает,(пример).

Таким образом,__________( пересказываем авторскую позицию другими словами. Выводим на афоризм. Недаром сказал в свое время_______ «_______________________________».

Афоризмы

О моральном и интеллектуальном развитии

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.

(А.С. Грибоедов)

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

( А.С. Сухомлинский)

О школе, педагогах и учащихся

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

(А. Барбюс) О равнодушии

Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей

- в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.

(Б. Ясенский)

О знании, науке, техническом прогрессе, воспитании и образовании

У входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:

«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;

Здесь страх не должен подавать совета».

(к. Маркс)

Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее.

(Л.Н. Толстой)

Где высоко стоит наука, стоит высоко человек.

( А.И. Полежаев)

Для нас наука - тот рычаг Архимеда, который единственно способен повернуть весь мир лицом к солнцу разума.

(М.Горький)

Яблоко может послужить причиной открытия Закона всемирного тяготения, только если упадёт на подготовленную… голову.

Джулиана Вильсон

В обществе будущего на первом месте должны быть люди: этим оно будет отличаться от машинного века, забывшего о человечности.

Ван Вик Брукс

Современная техника не только обезличивает людей; она потрошит и выворачивает их наизнанку, лишая последних остатков того, что когда-то называлось "частной жизнью".

Харлан Кобен

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Честь

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.

А.Шопенгауэр)

О книге

Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науке.

(С.Цвейг)

Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира.

(Л.Н Толстой)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч,

выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

( А.И. Куприн)

Есть слова, словно раны,

Слова, словно суд,

С ними в плен не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести…

(Шефнер)

Воспитание

Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!

(М. Ю. Лермонтов)

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

(Сократ)

Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких.

(Барбий)

О гуманности

Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

(М. Горький)

Не то, что мните вы , природа. Не слепок, не бездушный лик.В ней есть душа, в ней1 есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Тютчев)

Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не повреди ее полей

(Шефнер)

Победа у наших стоит дверей…

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей,-

Так мы долгожданной ответим.

А. Ахматова)

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

( М. Исаковский о женщинах войны ВО)
Пусть враг коварен -

Это не беда.

Преград не знает русская пехота.

Блестят штыки,

Грохочут поезда,

К победе рвутся вымпелы Балтфло(Б, КОСТРОВ)

14


© 2010-2022