Планирование кружка по русскому языку Юный филолог для 7 класса

Программа кружка включает в себя вопросы  по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по  истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать  у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занят...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Занятие языком - трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А особенно в 7-ом классе легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам.

Программа кружка включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь обучающихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Для кружков по занимательной грамматике обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Теоретическая часть нередко на таких уроках отсутствует. Практические работы (а они являются основой занятия) строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Рабочая программа кружка по русскому языку в 7-м классе «Юный филолог» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • закона Российской Федерации «Об образовании»,

  • распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. № 1507 - р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»,

  • приказа Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312»,

  • постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, на которое рассчитана программа

Рабочая программа кружка «Речь и слово» составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимым на изучение русского языка по учебному плану образовательного учреждения-68 часов в год (2 часа в неделю).

Цель: пробудить у обучающихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним.

Задачи:

-развивать любознательность, трудолюбие, самостоятельность;

-воспитывать коммуникативную культуру, веру в свои силы;

-расширять и обобщать имеющиеся знания;

-развивать творческие способности, углублять лингвистическое мышление.

Календарно-тематический план

Дата

план

Кол.

часов

Тема занятия

Цель

занятия

6.10

1

Введение. Язык и речь-чудо из чудес.

Дать понятия «язык» и «речь»


2

Работа с тестами

Работа с тестами


4

Решение олимпиадных задач

Познакомить с трудностями русского языка


2

Приёмы сжатия текста

Познакомить с приёмами сжатия текста


2

Практическая работа по сжатию текста

Научить сжимать текст


2

Причастие

Познакомить с причастием


2

Причастный оборот

Научить находить причастные обороты


1

Морфологические признаки глагола у причастия

Познакомить с морфологическими признаками глагола


2

Решение тестовых заданий

Работа с тестами


1

Морфологические признаки прилагательного у причастия

Познакомить с морфологическими признаками прилагательного


1

Ударение

Познакомить с особенностями ударения


1

Строение слога

Вспомнить особенности строения слога


1

Стили литературного языка

Познакомить со стилями литературного языка


2

Решение тестовых заданий

Работа с тестами


1

Деепричастие.

Познакомить с деепричастием


2

Морфологические признаки глагола и наречия у деепричастия

Познакомить с признаками глагола и наречия


1

Игровое занятие«Умники и умницы»

Пробудить интерес к русскому языку


1

Полисемия

Дать понятие «полисемия»


1

Служебные части речи

Познакомить со служебными частями речи


2

Производные и непроизводные предлоги, их написание

Научить различать производные и непроизводные предлоги


2

Простые и составные союзы. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Научить правильно писать союзы


2

Решение тестовых заданий

Работа с тестами


2

Текст - рассуждение. Практич. раб.

Научить рассуждать


1

Игра «Час занимательного русского языка»

Развивать речь, мышление, память


1

Словарь - мой добрый друг и верный помощник.

Роль словарей в нашей жизни


1

Русские пословицы и поговорки

Обогащать речь


2

Устный журнал «Что в имени тебе моем?»

Значение имен


2

Из мира мудрых мыслей

Познакомить с афоризмами


2

Зачем нужна пунктуация?

Выяснить роль пунктуации


2

Словообразование: смотри в корень! служебные морфемы

Роль корня в слове. Рассказать о роли служебных морфем


1

Фонетика и орфография

Работа с тестами


1

Лексика и фразеология

Работа с тестами


2

Наречия, их смысловые группы

Повторить знания о наречиях


1

Категория состояния

Познакомить со словами категории состояния


3

Учебно-научная речь

Научить писать отзывы и делать учебные доклады


2

Раздельное и дефисное написание частиц

Научить правильно писать частицы


2

Решение тестовых заданий

Работа с тестами


2

Конкурс «Путешествие в страну орфографию»

Развивать орфографическую зоркость


1

Что такое грамматика?

Дать ответ на вопрос «Что такое грамматика?»


2

Логогрифы, анаграммы

Научить разгадывать логогрифы, анаграммы


2

В мире ребусов.

Подведение итогов

Научиться разгадывать и составлять ребусы

Список литературы

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.

2.Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.

3.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

4.Волина В.В.Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ»,1996г.

5.Григорьян Л. Т. Язык мой - друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976.

6.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990.

7.Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

8.Успенский Л. В. Слово о словах. Рад. школа, 1986 г.

9.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. Москва «Просвещение», 1988 г.

10.Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. Москва «Новая школа», 1993 г

11. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

12.Малюгина В.А.Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. - ВАКО, 2010



3


© 2010-2022