Урок по русскому языку «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка»

"Описание материала: Статья « "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка» . ( из опыта работы ). В статье рассматривается само понятие « здоровьесберегающие технологии «, актуальность этой технологии , а также приводятся примеры элементов данной технологии , которые я использую на своих уроках., а именно : физкультурные минутки , творческие задания , разнообразные упражнения , работа с текстом на определенную тематику , даются советы по сбережению эмоционального , психического и ф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья « Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка».

Автор: учитель русского языка и литературы Низовцева Юлия Авенировна

МАОУ «СОШ № 38» г. Сыктывкар

Как сохранить здоровье детей и подростков? Над этим вопросом бьют в последние десятилетия врачи , психологи, учителя, воспитатели. Действительно, сохранение здоровья стало одной из актуальнейших проблем современности и делом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны.

Основной формой организации учебной работы в школе был и остаётся урок, на котором учитель должен использовать здоровьесберегающие технологии и другие резервы по решению данной проблемы.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

5 использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Структурными элементами уроков должны выступать: приветствие, опрос самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия, прощание

Свои уроки я начинаю с приветствия, положительного эмоционального настроя. Ведь доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок в ходе урока , поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности- вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. На уроках использую следующие методы преподавания: словесный ( беседы, дисскуссии, самостоятельная, групповая, парная работа, работа с учебником), наглядный (иллюстративный, электронновизуальный), практические ( упражнения, творческие задания).

Обязательно на уроках чередую и обращаю внимание на продолжительность различных видов деятельности. Чтобы предотвратить утомляемость использую дифференцированный подход к обучающимся, готовлю разноуровневые задания, карточки. Важно поддерживать активность успевающих обучающихся, но и не упускать, подтягивать слабых. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку обучающихся и способствует сохранению здоровья детей.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На уроках развития речи по описанию картин использую межпредметные связи: подбираю музыку , которая соответствует тематике картины, использую прием « словесного рисования»,

Эмоциональная разрядка помогает снять напряжение, небольшое отступление (загадка, притча, рассказ, записи звуков природы: шум дождя, прибоя, пение птиц в лесу, журчание ручья ) помогают поддержать психологический климат на уроке.

Доказанно, что хороший смех дарит здоровье.Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех - мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления.

Всегда слежу за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы, за ее соответствием указанному виду работы.

На уроках русского языка использую подобранные на тему спорта, туризма, активного образа жизни, профилактике заболеваний тексты для лингвистического анализа, словарные диктанты, творческие задания.

Словарные диктанты, например:

«Спорт»

Сложный матч, трудолюбивый спортсмен, увлекательная игра , первоклассный баскетболист, юные волейболистки, хоккейная команда, теннисный корт, легкая атлетика, строгий тренер, бежать кросс, футбольное поле, запасная команда, спортивные достижения, ежедневные тренировки, полезное закаливание

«Болезни»

Анемия, желтуха, крапивница, скарлатина, краснуха, грипп, ветряная оспа, корь, ангина, дизентерия, коклюш, конъюктивит, тонзилит, свинка, отит, аллергия, депрессия, чесотка.

Диктант по теме «Правописание суффиксов и окончаний глаголов»

Осматриваешь больного, выписываешь рецепт, советоваться с врачом, проходишь курс лечения, проповедовать здоровый образ жизни, оказываешь помощь пострадавшему, диагностируешь болезнь., назначаешь лекарство.

Распределите словосочетания по группам : здоровое и нездоровое питание

Жаре(н,нн)ые грибы, моче(н,нн)ые яблоки, соле(н,нн)ые огурцы, копче(н,нн)ая колбаса, кваше(н,нн)ая капуста, пече(н,нн)ые яблоки, сваре(н,нн)ое мясо, реза(н,нн)ый салат из овощей, суше(н,нн)ые фрукты, поджаре(н,нн)ый картофель, закопе(н, нн)ый судак.

Творческие задания, например:

Составь небольшой тест на тему « Прогулка в лесу» , используя данные словосочетания :

Свежий воздух, солнечный день, прекрасная местность, необычайная тишина, вершины сосен, щебетание птиц, зеленая поляна,журчание ручья, легкий ветерок, чувствуешь себя счастливым.

Напиши сочинение на тему «Мой любимый вид спорта», «Спорт- это жизнь» , « Я за здоровый образ жизни» и т.д

Напиши «Письмо олимпийцу» и т.д.

На уроках развития речи , изучая типы и стили речи использую тексты об

истории Олимпийских игр, о вреде сотовых телефонов, о вреде долгого времяпровождения за компьютером, тексты о здоровом питании, о здоровом образе жизни, о различных видах закаливания, о различных видах спорта и т.д.

Например,

1.«Плавание»

Задание к тексту.

1. Прочитайте текст, определите его тему и идею.

2. Определите тип и стиль речи, докажите свою точку зрения.

Плавание - один из самых замечательных видов спорта! Это наиболее гармоничная, сбалансированная и экологичная физическая нагрузка. Плавание, не перегружая организм, тренирует максимальное количество органов и систем. Немаловажен и тот факт, что плавание сближает человека с природой, помогая ощутить связь с ней, даже плавая в бассейне. Ведь вода - прародительница всего живогого. Почти на 80% наш организм состоит из воды.

Давно доказано, что не только плавание, но и простое купание, нахождение в воде положительно влияет на психику человека. Вода снимает стресс, очищает душу от негативных мыслей.


2. «10 советов здорового образа жизни»


Задание к тексту.

1. Прочитайте текст, определите его тему и идею.

2. Определите стиль речи, докажите свою точку зрения.

3. На основе текста составьте памятку «Основы здорового образа жизни»

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа - важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое, но в меру.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Изучая официально-деловой стиль в 6 классе ( по программе М.Разумовской) составляем памятки и инструкций по сохранению здоровья и личной безопасности.

Положительная роль физкульминуток неоспарима. Дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Обычно я провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока., как только вижу , что дети стали терять интерес, утомляться. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок. Продолжительность 2-3 минуты.

Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и, зарядку для глаз или для тела и т.д. Сейчас довольно много стихотворных текстов - разминок, готовых анимированных видеофизкульминуток , которые я тоже использую на своих уроках.

Например,

Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбега в воду плюх!

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.

В конце урока провожу рефлексию, прошу детей закончить фразу:

Урок был… ( интересным, неинтересным)

Материал урока оказался …(сложным , доступным)

На уроке я правильно выполнил…(все задания, часть заданий )

Га уроке я работал на ( отлично, хорошо, удовлетворительно) и другие.

Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения мы используем три вида оценивания:

Ученик оценивает сам свою работу.

Взаимопроверка (работа в парах).

Обоснованная оценка учителя.

Прощание также проходит в доброжелательном тоне, психологически настраиваю детей на успешное выполнение домашнего задания, на рациональное использование времени. Домашнее задание дети получают в соответствии с нормами СанПина, часто даю разноуровневое задание.

Подводя итог вышесказанному , хочется отметить , что систематическое и компексное использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости, повышенной мотивации учебной деятельности., улучшению психологического климата в классе.

Литература :

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 год.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

4.Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

5.Физкультминутки от А до Я ( приложение 7 в сборнике «Здоровьесберегающие технологии»)


© 2010-2022