• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Краткие и полные прилагательные», используя копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы. Цель: 1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли. 2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении. 3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивалась системой принципов:  1.Прнцип деятельности- ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами.   2.  На уроке присутствовал принцип непрерывности – т.е. наблюдалась преемственность между всеми ступенями и этапами обучения 3.Следующий принцип-принцип комфортности. На уроке царила доброжелательная атмосфера, педагогика сотрудничества,развивались диалоговые формы общения. 4.Принцип вариативности. У учащихся формировались способности к перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора. Поставленные цели были достигнуты.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Полные и краткие прилагательные

Цель:

1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.

3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

II. Психологический настрой: "Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(На доске "Словарик настроения". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

Примерные ответы учеников:
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Морфологии.. Удачи вам и новых открытий!

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.

III. Актуализация изученного материала, постановка проблемы

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о частях речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Девиз нашего сегодняшнего урока:

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

Тема нашего урока: Полные и краткие прилагательные.

Давайте с вами определим цель нашего урока.

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

Ребята скажите, а что изучает морфология?

1. Сценка «В стране морфологии».

Посмотрите какой случай произошел однажды в стране морфологии. (сценка)

Спор частей речи.

Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:

- Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» заметьте: три глагола, три сказуемых, и никаких гвоздей, то бишь существительных! - Хотелось бы мне видеть, с чем пришёл и как победил? Что бы вы делали, уважаемый Глагол, без меня - силы, щитов и шлемов?! Вдумайтесь в моё имя: Сущность - мать моя, Суть - бабушка! -Не забывайте про меня, сказало прилагательное, а как же бесстрашный, непобедимый, отважный, стальной. -Да, согласились они, -мы все важны и все нужны! -Ответьте мне ребята, что же такое прилагательное? А сейчас я хочу вас протестировать и узнать как вы усвоили данный материал. 2. Тестирование. Дайте правильный ответ и объясните свой выбор. 1.Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А) первое Б) третье В) четвертое 2) С какой частью речи согласуется имя прилагательное? А) Числительное; Б) Существительное; В) Глагол.

) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) умный (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) маминого (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной

форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) зимний лес Б) веселый от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы : какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

IV. Поисковая деятельность-самостоятельное нахождение ответов на поставленные вопросы

3. Орфоэпическая разминка (упр. 884)

4. Прочитайте текст

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, немного прыщава. Зато я мила, интересна и весьма симпатична. Мои ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша.»

  • Есть ли прилагательные в тексте?

  • Как узнали?

  • Что обозначают краткие прилагательные?

  • Как вы думаете, изменяются ли они по числам и падежам?

  • Как они образуются?

  • Чем являются в предложении?

  • Сравните краткую и полную формы прилагательных

Сделайте вывод

  1. «Открытие» новых знаний.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельное формулирование правила о глаголе, умение делать общие выводы

5. Чтение стихотворения

Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте склоняются ли краткие имена прилагательные?

Я - учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.

Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.

Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна.
Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется!

  • Могучий-могуч (каков?)

6. Комментируемое письмо.

Образуйте сами краткие прилагательные:

  • Тягучий-

  • Хороший-

  • Пригожий-

Вывод

7. Игра-разминка: образовать краткие формы от полных в соответствующем роде

М.р. : могучий, певучий;

  • Ж.р.: красивый, узкий;

  • Ср.р.: белый, свежий;

  • Мн.ч.: богатый, умный.

Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»
8. Подберите антонимы. Что такое антонимы? Образуйте краткую форму от антонимов.

Узкий - широкий - широк

Мягкий - твердый - тверд

Горький - сладкий - сладок

Бледный - яркий - ярок.

  • Физкультминутка

  • Для разминки из-за парт

  • Поднимаемся. На старт!

  • Бег на месте. Веселей

  • И быстрей, быстрей, быстрей!

  • Делаем вперёд наклоны -

  • Раз - два - три - четыре - пять.

  • Мельницу руками крутим,

  • Чтобы плечики размять.

  • Начинаем приседать -

  • Раз - два - три - четыре - пять.

  • А потом прыжки на месте,

  • Выше прыгаем все вместе.

  • Руки к солнышку потянем.

  • Руки в стороны растянем.

  • А теперь пора учиться.

  • Да прилежно, не лениться!

Полные имена прилагательные обычно обозначают постоянный признак предмета (лица), а краткие -временный признак, недлительное состояние.
Пример: Его мать больная (постоянно болеет), Иван Васильевич болен (заболел и не вышел на работу) Ее движения спокойные (она движется спокойно и плавно), его лицо спокойно и уверенно (во время разговора).

Закрепление.Умение находить краткие прилагательные в тексте, употреблять полную или краткую форму прилагательных, составлять словосочетания с краткими прилагательными.

Цель: отрабатывать умение правильно находить глаголы,закрепление нового

Знания.

Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать применяя новые правила.

9. Упражнение. Употребите полную или краткую форму прилагательного, в зависимости от того, какой признак оно выражает: временный или постоянный.

  • 1) Брат у меня ... . Сегодня он особенно ... . (строгий).

  • 2) Отец ..., он на пенсии. Николай ..., он сегодня не пойдёт на работу. (больной).

  • 3) Сегодня он ..., ... и, наверное, ... . (весёлый, разговорчивый, счастливый).

  • 4) Она ..., всегда поёт, шутит, смеётся; с нею не скучно. (весёлый).

  • 5) Максим Максимыч был в тот вечер ... и ..., хотя старался скрыть это. (печальный, сердитый).

  1. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните в них главные члены предложения:

1. Мария похожая на мать.

2. Я не согласный с товарищем.

3. Я очень благодарный другу за помощь.

4. Кто в этом виноватый?

11. Составьте словосочетания, образуя краткие прилагательные: Чистый, высокий, низкий, дремучий, пышный, свежий, красивый.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.

Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.

12. Вопросы на закрепление.

1. Какие бывают формы имени прилагательного?

2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению?

3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях:

Ворота во дворе стояли узкие. - Для проезда грузовика ворота были узки.

Катя - здоровая, крепкая девочка. - Катя уже здорова.

4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и каким членом предложения может выступать краткое прилагательное?

13. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Чем был полезен для Вас урок?

Итоги урока: оценки

Задание на дом: цель выполнения дом. зад. Найти и записать в тетрадь 2 пословицы и 2 поговорки, определить род и число кратких прилагательных.

Спасибо за внимание!


Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивалась системой принципов:

1.Прнцип деятельности- ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами.

2. На уроке присутствовал принцип непрерывности - т.е. наблюдалась преемственность между всеми ступенями и этапами обучения

3.Следующий принцип-принцип комфортности. На уроке царила доброжелательная атмосфера, педагогика сотрудничества,развивались диалоговые формы общения.

4.Принцип вариативности. У учащихся формировались способности к перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.

Поставленные цели были достигнуты.


© 2010-2022