Рабочая программа по русскому языку по УМК Власенкова А. И. , 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 классе (базовый уровень)

Учитель русского языка и литературы Ардашова Татьяна Юльевна

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. От 32.12.2014 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 6 апреля 2015 г.),

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования 2004 г.,

- Образовательная программа основного общего образования ОО,

- «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»/ А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: «Просвещение, 2011,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (ред.08.06.2015 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как в духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка; закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практик речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Достижение указанных выше целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся средней школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общая характеристика курса

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10, 11 классах; во втором - определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом. Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам.

Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.

Главными являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется официально-деловому, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности - докладом, выступлением в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их использовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.

В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи - во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками), по совершенствованию навыков правописания.

Использование педагогических технологий на уроках русского языка одно из условий обеспечения современного качества образования. В 11 классе преимущество отдается предметно - ориентированный технологии обучения: технология дифференцированного обучения, причем дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а по пути разнообразия заданий.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачи в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, комплексный анализ текста, тестирование.

Место учебного предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа (1 час в неделю) для обязательного изучения русского языка в 11 классе.

Возрастные особенности обучающихся

Психологические особенности старшего школьника: во-первых, профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому при разработке практических заданий следует предусмотреть различные варианты выполнение заданий, которые будут учитывать это. Во-вторых, определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим: задания курса старшей школы по русскому языку как раз нацелены на это. Ведущая деятельность: профессионально-учебная деятельность, освоение профессиональных знаний, умений.

Требования к уровню подготовки

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Содержание учебного курса

Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:

неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.

Учебное и учебно-методическое оснащение учебного процесса

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2012 г.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2012 г.

3. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2011.

4. ЕГЭ. Тесты на основе открытого банка заданий учащихся: ФИПИ - интернет ресурс.

5. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С) / Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2011


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Дата

проведения

план.

факт.

Синтаксис и пунктуация (6 часов)

1

Основные понятия синтаксис. Синтаксический разбор

1

Анализ смыслоразличительной роли знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения.

Соблюдение пунктуационных норм. Выполнение синтаксического разбора словосочетания простого и сложного предложений.

Фронтальный опрос

08.09

2

Нормативное построение словосочетаний и предложений

1

15.09

3

Интонационное богатство русской речи

1

Речеведче-

ский анализ предложения

22.09

4

Принципы и функции русской пунктуации

1

Осложненное списывание

29.09

5

Синтаксическая синонимия

1

Использование в практике устной и письменной речи синонимических конструкций.

06.10

6

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Воспроизведение текста, воспринятого на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Диктант

13.10

Официально-деловой стиль речи (4 часа)

7

8

Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки

2

Распознавание текстов официально-делового стиля по сфере применения, основным признакам (точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста, предписывающий характер деловых документов)

Устное сообщение на лингвистиче-скую тему

20.10

27.10

9

10

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа

2

Различение основных жанров официально-делового стиля, анализ их с точки зрения языковых и стилевых особенностей. Использование при создании собственных текстов устойчивые сочетания, отыменные предложения, особую лексику, числительные, повествовательные предложения, прямой порядок слов. Составление деловых документов с использованием языковых средств, характерных для официально-делового стиля.

Устное сообщение на лингвистическую тему

10.11

17.11

Публицистический стиль речи (6 часов)

11

Публицистический стиль, признаки, сфера его использования, назначения.

1

Распознавание текстов публицистического стиля по сфере их применения, основным признакам, языковым особенностям; анализ текстов публицистического стиля.

Устное сообщение на лингвистическую тему

24.11

12

13

Основные жанры публицистического стиля. Очерк

2

Различение основных жанров публицистического стиля, по их характерным особенностям; определение жанра текста публицистического характера, создание собственного текста в жанре путевых записок или путевого очерка.

Анализ текста

01.12

08.12

14

Устное выступление

1

Соблюдение общих принципов при подготовке публичного выступления: принцип краткости, последовательности, принцип усиления, принцип результативности; анализ чужой устной речи, понимание коммуникативной задачи и определение цели публичного выступления, выбор темы, подбор информации, определение композиции.

15.12

15

Овладение культурой публичной речи

1

Создание собственных текстов проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, аргументирование своей точки зрения.

22.12

16

Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи»

1

Анализ текста, создание на основе исходного текста собственного.

Комплексный анализ текста

Разговорная речь (4 часа)

17

Разговорная речь, сферы

ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.

1

Сопоставление разговорной речи с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей

Устное сообщение на лингвистическую тему

18

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

1

Фронтальный опрос

19

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

20

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

Язык художественной литературы (6 часов)

21

Художественный стиль речи. Общая характеристика.

1

Выявление отличительных особенностей языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка.

Анализ прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, используемых изобразительно- выразительных средств.

Устное сообщение на лингвистическую тему

22

Язык как первоэлемент художественной литературы.

1

23

Источники богатства и выразительности русской речи.

1

Речеведче-ский анализ слова

24

Основные виды тропов. Стилистические фигуры.

1

25

Анализ художественно-языковой формы произведений литературы.

1

26

Контрольная работа по теме «Художественный стиль речи»

1

Анализ текста

Комплексный анализ текста

Общие сведения о языке (4 часа)

27

Язык как система. Основные уровни языка. Выдающиеся ученые-русисты

1

Соблюдение в собственной речевой практике основные нормы современного русского литературного языка.

Использование словарей


28

Нормы современного русского литературного языка.

1

29

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1

30

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Воспроизведение текста, воспринятого на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Диктант

Повторение (4 часа)

31

32

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии

2

Оформление речи в соответствии с нормами русского литературного языка

Самостоятельная работа

33

34

Контрольное тестирование

2

Тест в форме и по материалам ГИА



© 2010-2022