Местоимение. Общее понятие. Я и мой город

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока русского языка. 4 класс. 1 четверть.

Учитель: Белякова С.Г.

Тема: Местоимение. Общее понятие. Я и мой город.

Цель: Знакомство с местоимением как частью речи.

Задачи:- познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

- отрабатывать умение находить местоимения в тексте;

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

-воспитывать любовь к родному городу;

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сегодня на уроке мы, начинаем изучение новой темы, совершив интересное знакомство. Но сначала выполним минутку чистописания. Откройте тетради, запишите число.

II. Чистописание.

У.Букву, которую мы будем писать, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

а--------в

ж---------и

о---------р

б

з

?

Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?

Д. В-первых двух группах написано по три буквы. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Значит, мы будем писать букву п.

У. Напишите цепочку, которая состояла бы из пар буквы п с данными гласными.

Д. па пи по

III.Работа по теме урока. Орфографическая минутка.

У.Прочитайте слова, вставьте пропущенные орфограммы.(мультимедийная проекция)

Сно., ч..гун, лес..ница, з..мля, плю.., п..нал, ка..ка, грус..ный, уло.., ши..ка, л..са.

Составьте из пропущенных букв слово.

Какое это слово?

Д.Это слово путешествие.

У.Составьте предложение с этим словом, запишите в тетрадь и сделайте синтаксический разбор этого предложения. Каким способом можно совершать путешествие?

Д.Путешествие можно совершать пешком. На разных видах транспорта, в мыслях.

У. С какой целью совершают путешествия?

Д.Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами.

У.Давайте обратимся к Толковому словарю и дадим точное значение этого слова.

Д.(дети зачитывают значение слова вслух)

У.Запишите это слово в тетрадь и запомните его написание.

(дети записывают слово путешествие в тетрадь)

Мы совершим сегодня путешествие по нашему городу - Абакану.

Почему он носит такое имя? Какой наш город давайте посмотрим его фотографии.

Наш город самый красивый, зелёный, уютный. В нём живут замечательные горожане (слайды с фотографиями города под мелодию песни).

(мультимедийная проекция) Местоимение. Общее понятие. Я и мой город.Местоимение. Общее понятие. Я и мой город.Местоимение. Общее понятие. Я и мой город.Местоимение. Общее понятие. Я и мой город.

У.Я предлагаю вам поработать с текстом. Текст написал автор о своём городе. Прочитайте текст. Определите, какой в нём недостаток?

Город.

Каждый город кому-нибудь дорог. Даже самый маленький, неприметный городок. Для тех, кто в городе живёт, город самый лучший, самый любимый. Когда в городе живёшь, когда город поближе узнаёшь, город привяжет тебя так крепко, что ты не сможешь себя от города отвязать.

Прочитай слово город с другой стороны, и ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь дорог. Ф.Кривин.

Д. В каждом предложении повторяется слово город.

У. Как можно исправить этот недостаток?

Д.Слово город заменить другими словами.

У.Прочитайте текст, заменив слово город другими словами.

Город.

Каждый город кому-нибудь дорог. Даже самый маленький, неприметный городок. Для тех, кто в нём живёт, город самый лучший, самый любимый. Когда в нём живёшь, когда его поближе узнаёшь, он привяжет тебя так крепко, что ты не сможешь себя от него отвязать.

Прочитай слово город с другой стороны, и ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь дорог.

У. Вместо какой части речи вы употребили слова в нём, его, он, от него.

Д. Имени существительного.

У. Как называется часть речи, которая употребляется вместо имени существительного?

Д.Местоимение.

У.Это и есть тема нашего урока «Местоимение». О местоимении есть замечательное стихотворение, послушайте его (заранее подготовленный ученик читает стих).

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

У.Вернёмся к нашему тексту. Называют ли данные местоимения в нём, его, он, от него конкретный предмет или только указывают на него?

Д.Местоимения в нём, его, он, от него не называют конкретный предмет, а только указывают на него.

У.Что же такое местоимение?

Д.Местоимение-это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

VI.Закрепление изученного.

1)Знакомство с правилом с.15 учебника.

У. Что нового вы узнали из правила?

У.Спишите первый абзац текста, подчеркните местоимения.

2) Самостоятельная работа (работа с текстом).

Физминутка.

У.Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если среди них встретится местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если назову другую часть речи, приседайте. Зоопарк, они, я, Преображенский парк, мы, Парк Победы, театр «Сказка», вы, краеведческий музей, он.

У.Что необычного было в физминутке?

Д. Встречались названия достопримечательностей города.

V.Повторение и закрепление изученного.

1)Коллективно-индивидуальная работа.

Упражнение 17(устно) Прочитайте стихотворение, назовите, какие из выделенных слов указывают на предмет, какие_на признак предмета?

2)Самостоятельная работа.

Упражнение18(письменно)

VI. Домашнее задание.

Творческая работа.

Составить 5 предложений о любимом уголке нашего города. Подчеркнуть местоимения.

VII. Итог урока.

Кому из вас наш город стал ещё дороже?


© 2010-2022