Конспект урока Гражданская лирика А. А. Ахматовой (11 класс)

Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме “Реквием”. К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы “Реквием” и темы “Поэт и поэзия” в творчестве Ахматовой. К уроку учащимся было предложено познакомиться со стихотворениями А.Ахматовой о Родине.  Цель урока:1. Развить представление о гражданской лирике А.Ахматовой2. Определить гражданскую...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гражданская лирика А.А.Ахматовой. 11 класс.


Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме "Реквием". К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы "Реквием" и темы "Поэт и поэзия" в творчестве Ахматовой.

Дома учащимся было предложено познакомиться со стихами Ахматовой о Родине.


Оформление на доске: тема урока, эпиграф, план, схема. фотографии разных лет Ахматовой, сборник стихов, карточки-задания для групп обучающихся.

Цель урока:

  1. Развить представление о гражданской поэзии Ахматовой.

  2. Определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой.

  3. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, затронуть вопрос о традициях в литературе.

  4. Выяснить, в каких планах раскрывается тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой, что является главным в раскрытии этой темы.

Эпиграф к уроку:

Какую значительную по своему гражданственному смыслу и внутреннему масштабу маленькую антологию можно было бы составить, если собрать воедино все написанное ею о Родине… (В.Я.Виленкин).

"Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам".

"Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных."
А. Ахматова.

Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление учащегося.
Контроль: проверка знаний по биографии поэтессы, контроль знаний по литературоведению , проверка умений анализировать поэтический текст, строить связный монологический ответ, работать с дополнительной литературой.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель сообщает, что на уроке будет продолжено знакомство с лирикой А.А.Ахматовой и внимание будет обращено на стихи, посвященные теме Родины.
Сформулируйте цели нашего урока: выяснить, как раскрывается тема Родины в лирике Ахматовой, познакомиться со стихами о Родине, анализировать стихи, находить изобразительно-выразительные средства.

2. Актуализация знаний.

Если говорить о поэзии Ахматовой, то "великая, земная любовь" - движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.

В 1921 году Блок написал об акмеистах статью "Без божества, без вдохновенья". Настоящим исключением" среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было "и божество, и вдохновенье".

Вспомним пройденный материал. Определите основные мотивы любовной лирики Ахматовой? (драматическая, несчастная любовь, она никогда не бывает в спокойном пребывании: взлеты, падения, встречи и разрывы, смертельная опасность и смертельная тоска.)

С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь - любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла.

Ахматова не принадлежала к поэтам, которые клянутся в своей любви к Родине, однако образ России - один из ведущих в ее творчестве. Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданскому смыслу антологию. (Антология - сборник избранных художественных произведений разных авторов).

Эти слова Вл. Виленкина мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку.

(Зачитать эпиграф, записать тему и эпиграф в тетради).

Так ли благосклонна была Родина к Ахматовой? Вспомните трагические моменты ее биографии (фронтальный опрос). (Учащиеся должны вспомнить:

1921 год - расстрел Н Гумилева, следом умер Блок.

Ее сборник "ANNO DOMINI" (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни - ни одного издания, ни строчки публикации.

Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин.

1946 год - постановление в журналах "Звезда" и "Ленинград" о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.)

Все это Ахматова восприняла как роковую судьбу и очередное испытание, через которое нужно было пройти и в котором выстоять.

3. Реализация основного содержания.

Учитель.

Как же раскрывается тема Родины в творчестве Ахматовой? Рассмотрим ее в трех направлениях, в трех планах (внимание обращается на доску, где записан план урока):

  1. Тема природы, родной земли.

  2. Тема исторического прошлого России.

  3. Тема современной поэту России.

Все они взаимосвязаны между собой, потому что все, о чем говорит Ахматова, она пропускает через себя, через свои чувства, не отделяя свою судьбу от судьбы Родины. (Обратите внимание на схему. Наша задача показать взаимосвязь судьбы поэта и судьбы России по всем направлениям).

Итак, обратимся к первому направлению.

В отличие от поэтов XIX века и даже XX (например, Есенина), тема природы у Ахматовой раскрывается не как пейзаж. Она не описывает природу, а воссоздает через нее внутреннее, душевное состояние лирической героини.

Давайте обратимся к стихотворениям (по схеме).

«Приморский сонет»

Ученик читает стихотворение, анализирует.

В этом стихотворении Ахматова говорит о скоротечности жизни. Но это вызывает не только печаль, но и чувство радостного изумления перед нестареющей красотой жизни. Лирическая героиня ощущает свою кровную причастность вечно живой жизни. Это порождает состояние умиротворенности.

Учитель.

В поэзии с ночью связываются представления о завершении, о конце; с весною - о начале. В этом стихотворении два эти состояния совмещены. Докажите.

Ученики находят: «цветущая черешня» облита сиянием «легкого месяца».

Учитель. Т.о., это стихотворение и о стоящей у порога смерти, и о торжестве жизни, что уходит «не скажу куда…» - в вечность.

Ученик. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие».

В этом стихотворении говорится о весне как обновлении жизни. Обновляется природа, обновляется жизнь, чувства, появляется желание творчества:

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Учитель. И все-таки душевное состояние Ахматовой чаще характеризуется словом «осеннее»: воедино сливаются горечь и тоска, безысходность и беспамятство. Выражением этого состояния является стихотворение, которое относится к шедеврам ахматовской лирики.

«Заплаканная осень, как вдова…»

Ученик (читает, анализирует). Это стихотворение - скорбь о безвременно и безвинно погибшем человеке. Оно написано после расстрела Николая Гумилева. Ахматова использует эпитеты: заплаканная, черная, тишайший, скорбная, усталая,- которые служат характеристике происходящего в человеческой душе. Сравнение «заплаканная осень, как вдова» показывает причастность происходящего в жизни человека к совершающемуся в мире.

Учитель. Итак, мы увидели, что тему природы нельзя рассмотреть вне судьбы поэта.

Образ Родины связан и с темой земли. Образ земли в творчестве Ахматовой характеризуется святостью и чистотой и является одним из ключевых в ее поэзии.

Истоки ее - в стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»

Учитель. Как рисуется облик сельской России?

Ученик. Ахматова рисует Россию с помощью эпитетов: «скудная земля», «ветхий колодец», «скрипучие воротца», «неяркие просторы»; сравнения - «как кипень, облака».

Учитель. Какой художественный прием взят за основу?

Ученик. В основе лежит противопоставление (антитеза). С одной стороны - «неволя» героини, с другой - «просторы, где даже голос ветра слаб». А спокойствие «загорелых баб» противопоставляется «томлению», смятению героини.

Учитель. Это противопоставление связано у Ахматовой с трагическим осмыслением не только личной, но и народной судьбы, и судьбы своего поколения.

(Обращение к плану и схеме). Образ Родины неразрывно связан и с историческим прошлым страны (второе направление).

?- Какие мотивы звучат в стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие»?

Ученик (читает и отвечает на вопрос). В стихотворении звучат мотивы страдания и нищеты, народной судьбы и пламенной веры.

Учитель. Действительно, мотив боли, страдания, судьбы является сквозным в лирике Ахматовой. А лирическая героиня отождествляется с боярыней Морозовой или китежанкой, которые связаны с мотивом гибели. Боярыня Морозова воплощает силу веры и душевную стойкость, а образ китежанки связан с мотивами одиночества и трагической вины за не разделенную с другими до конца беду.

Вот одно из стихотворений из цикла 30-х г.г. - «Я знаю, с места не сдвинуться…» (читает учитель). Подумайте, почему возникает мотив гибели, с какими событиями в стране он связан?

Ученик. Наверное, это период сталинского режима, время репрессий.

Учитель. Верно. Таким образом, в поэзии Ахматовой происходит «перетекание» настоящего в прошлое, что придает изображаемому внутренний драматизм и трагическую напряженность.

Учитель. Свою судьбу А.А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной страны. И естественно, что все события, которые происходят в стране, находят отражение в ее творчестве. Связь с современностью.

В годы первой мировой войны появляются беспримерные по силе любви к родной земле стихотворения «Июль 1914» (I) (учитель) и «Молитва». (Ученики находят и читают стихи).

?- Что объединяет эти стихотворения?

Ученик. Драматизм происходящего, вера в победу, мечта о славе России. В стихотворении "Молитва" Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

Учитель. Истинный патриотизм, присущий творчеству Ахматовой, особенно ярко проявился в ее послереволюционной лирике. Когда после революции пришла пора выбирать, Ахматова не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно и громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…»

Ученик (читает)
Учитель

  1. Проследите композицию стихотворения. Как она помогает раскрыть авторский замысел?

  2. Какой предстает Россия? Почему лирический герой не принимает предложение искушающего голоса?

  3. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.
    О чем говорит решение Ахматовой остаться в стране, не эмигрировать?

Ученик. Она хотела быть вместе со страной в самых трагических обстоятельствах и считала это своим нравственным долгом.

Учитель. А.Блок сказал об этом стихотворении: «Ахматова права. Это недостойная речь». Россия всегда останется для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине - вот главный гражданский долг. И это подтверждается еще одним стихотворением.

«Не с теми я, кто бросил землю…» (читает ученик).

  1. Какова тема стихотворения? (Родина, жизненный выбор, любовь, человеческое бытие).

  2. Композиция стихотворения. Сколько основных частей можно выделить? Какова роль антитезы в тексте?

  3. С помощью каких изобразительно-художественных средств достигается выразительность стихотворения (выберите нужное: эпитеты, сравнения, метафора, анафора, оксюморон).

  4. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.

Участь изгнанника для Ахматовой кажется не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает остаться на Родине, принять все удары судьбы.


Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она была убеждена, что утверждению великих целей революции не могут способствовать поругание человечности, жестокость, которая в послереволюционную эпоху стала самым действенным средством утверждения добра и справедливости.

Поэтому такой неизбывной горечью наполнены ее стихи.

«Не бывать тебе в живых…» (читает учитель).

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

Стихи Ахматовой явно не соответствовали требованиям времени: ее поэзия объявляется достоянием прошлого, враждебного действительности. А вскоре ее стихи и вовсе перестали печатать.

Как отразилось время репрессий в творчестве Ахматовой - ее поэме «Реквием», - мы будем говорить на следующем уроке. Она, как и многие другие, не смогла отразить от себя ни одного удара.

В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике поэтессы. Начались ее военные стихи так, как начинается всякая солдатская служба, - с присяги:

«Клятва» (читает ученик).

И вновь в стихах звучит перекличка времен. В чем и чему клянется лирическая героиня?

- В верности своей родине, клятва дается прошлому - «могилам» и будущему - «детям».

В стихотворении «Мужество» судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова.

Ученик (читает стихотворение).

Учитель. Как вы понимаете слово «мужество»: «час мужества пробил на наших часах» и «мужество нас не покинет»?

Ученик. Мужество - это и вера в победу, и присутствие духа во время беды, и бесстрашие.

Учитель. В каких строчках говорится о бесстрашии?

Ученик. «Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова».

Учитель. - К чему призывает поэтесса соотечественников?

- Почему придается такое великое значение слову, родному языку?

- Последняя строка состоит из одного слова «навеки». Оно не рифмуется с предыдущими строчками, но связано мотивом времени со словом «ныне» первой строки. Наблюдается движение от настоящего к будущему и вечному. Такая организация текста подчеркивает веру поэта в победу, в спасение Родины.

Еще одно стихотворение «Памяти друга».

Ученик (читает и анализирует). В стихотворении весенний воздух свидетельствует пришествие победы - вдовы. Появляется цепочка: победа - вдова - весна, которая показывает, что происходящее сейчас неотделимо от природы, земли и, конечно, судьбы поэта.

Учитель. Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.

Стихотворение «Родная земля» - своеобразный итог нашего разговора. В этом стихотворении пересекаются два смысловых плана.

? - Какие два значения слова «земля», два представления о земле вы можете назвать?

Ученик. Первое значение - обыденное: зашитая в ладанку щепотка земли, хруст пыли на зубах, грязь на калошах - все это земля под ногами. И отношение к ней соответствующее: ее «мелют, и месят, и крошат». Второе значение - возвышенное: земля - Отчизна. Отношение к ней построено на отрицании: «В заветных ладанках не носим на груди. О ней стихи навзрыд не сочиняем». Она «не кажется обетованным раем». По-моему, это относится к тем, кто покинул родную страну и эмигрировал. Те же, кто остался со своей страной, не делают ее «предметом купли и продажи».

? -В каких строчках звучит мысль о единстве человека и земли, возвышенное и земное предстает как целое?

Ученик. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно - своею».

Учитель. Верно. Слово «прах» относится и к земле, и к человеку. Рожденный на земле, он уходит в нее, и оба эти акта - самое значительное из того, что совершается в жизни.

Современники Ахматовой - люди, которых нет в мире «бесслезней, надменнее и проще». Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а «грязь на калошах» и «хруст на зубах». - «Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно - своею.»

Далее учитель обращает внимание на доску, схема и вывод по уроку записываются в тетрадь:

Мотив Родины, русской земли, ее судьбы, ее культуры и истории является одним из сквозных в поэзии Ахматовой. Он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество.

  1. Рефлексия.

Учитель. Сделайте вывод по уроку, опираясь на схему: как раскрывается тема Родины в творчестве Ахматовой?

Ученик. Тема Родины в лирике Ахматовой многопланова. Раскрывается она в ее творчестве через тему собственной судьбы, через восприятие красоты родной природы, земли, через чувство ответственности перед прошлым, настоящим, будущим.

  1. Работа в тетрадях . Запишите вывод по сегодняшнему уроку в тетрадь.

Тема Родины в лирике Ахматовой многопланова. Раскрывается она в ее творчестве через тему собственной судьбы, через восприятие красоты родной природы, земли, через чувство ответственности перед прошлым, настоящим, будущим. А.Ахматова хотела быть вместе со страной в самых трагических обстоятельствах и считала это своим нравственным долгом.

  1. Домашнее задание.

  1. Для каждого из нас Родина своя. Что вы вкладываете в это слово? Напишите об этом в домашнем сочинении-миниатюре. А может это будет стихотворение?

  2. Записать выводы в виде тезисов о произведениях, разобранных на уроке.

  3. Прочитать поэму "Реквием", выделить основные мотивы произведения

СУДЬБА ПОЭТА




«Приморский «Ты знаешь, я «Плотно «Июль.1914» «Петроград,1919» «Реквием» «Клятва»

сонет» томлюсь в сомкнуты

неволе» губы сухие»

«Перед весной «Я знаю, «Молитва» «Мне голос был. «Мужество»

бывают дни с места не Он звал утешно»

такие» сдвинуться»

«Заплаканная «Не бывать «Памяти

осень, как вдова тебе в живых» друга»

«Не с теми я, кто

бросил землю»

ПРИРОДА РОДНАЯ ЗЕМЛЯ ИСТОРИЯ С О В Р Е М Е Н Н О С Т Ь

«РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

© 2010-2022