Использование технологии критического мышления на уроках русского языка (из опыта работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка (из опыта работы)


Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Так как технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу, то использование этого модуля помогло мне создать на уроках атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через развитие культуры работы с текстом. Современного ученика очень трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала не только по русскому языку, но и практически по всем школьным предметам. Я думаю, что причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Свои уроки я строила на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания. На разных этапах технологии применяла разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организовывала мини - дискуссии. Эти стратегии помогли мне все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии. В своей работе я следовала 3 последовательным стадиям развития критического мышления: "вызов - осмысление новой информации - размышление (рефлексия)". Например, для пробуждения вызова по теме «Наклонения глагола» обозначила проблему:

- Разделите выделенные в тексте глаголы на группы. Каждую группу запишите столбиком в тетради, а при

А при изучении темы «Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)» следующую проблему:

- Какая орфографическая задача возникла в данных глаголах?

-В какой морфеме?

НОЧ ? ВАТЬ,

КОМАНД ? ВАТЬ,

ОПАЗД ? ВАТЬ,

РАЗВЕШ ? ВАТЬ.

(проблема в написании правильной гласной в суффиксе глагола)

Ученики активно включались в процесс решения проблемы. Они стали вспоминать, что уже знают о данной теме. Проанализировав ответы товарищей и свои собственные знания, ученики правильно отвечали на вопросы. Процесс учения - это процесс увязывания нового с уже известным. Помогая своим ученикам восстановить их предыдущие знания и представления, я дала возможность достичь лучшего усвоения новой информации.

При прохождении темы «Наклонения глагола» на стадии вызова я использовала прием «Кластер» и предложила ученикам вспомнить, что им известно о глаголе. Далее ученики, объединившись в группы, оформили полученную информацию в тетрадях в виде кластеров-гроздьев по теме «Глагол», а потом презентовали классу свои работы. Создание кластера вызвало у учащихся огромный интерес, они с удовольствием создавали гроздья под названием «Глагол». Так как у многих моих учеников хорошо развита художественная способность, то они справились с заданием довольно быстро. Определив тему нового урока, дети добавили в свои гроздья еще один морфологический признак глагола, подразделив его на три части.

При изучении темы «Безличные глаголы» при проверке домашнего задания учеников разделила по парам. Используя прием «Толстые и тонкие» вопросы предложила детям в парах опросить друг друга по изученным морфологическим признакам глагола.

- Сколько наклонений у глагола? (тонкий)

-Какое действие обозначают глаголы в форме условного наклонения?(тонкий)

- Какое действие обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения?(тонкий)

- Какое действие обозначают глаголы в форме повелительного наклонения?(тонкий)

-Как образуется условное наклонение? (толстый)

- Как образуется изъявительное наклонение? (толстый)

- Как образуется форма повелительного наклонения?(толстый)

-Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях?(толстый)

-Приведите примеры. (толстый)

Прием был для них новый, потому что обычно опрос домашнего задания проводила я сама. Однако, наблюдая за процессом взаимоопроса, я видела, что в парах дети раскрепощены, активны, спрашивающие сами дополняли ответы тех, кто выражал свою мысль не до конца. Я сделала вывод, что все ученики подготовили домашнее задание.

На стадии осмысления на одном из уроков я применила прием «Ромашка Блума».

- Как называются глаголы первой группы?

(Глаголы в изъявительном наклонении)

-Второй? (Глаголы в условном наклонении)

-Третьей? (Глаголы в повелительном наклонении)

- Почему, на ваш взгляд, глаголы 3 группы названы глаголами в повелительном наклонении? (Глаголы 3 группы - это глаголы в повелительном наклонении, потому что они обозначают действия, которые кто-то просит, повелевает выполнить)

- Почему глаголы 2 группы названы глаголами в условном наклонении? (Глаголы 2 группы - это глаголы в условном наклонении, потому что они обозначают действия, возможные при определенных условиях)

- Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от глаголов в условном и повелительном наклонениях? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия и потому изменяются по временам, а глаголы в условном и повелительном наклонении - нереальные действия, поэтому по временам не изменяются).

«Найди третье лишнее», составление диаграммы Венна (что общего и чем отличаются личные и безличные глаголы),

«Выбери самое точное слово»- например, Волки (рыскают, рыщут) в лесу; «Восстанови предложения, написанные поэтами и писателями» -

А сама-то величава, _______________, будто пава.

На улице _______________ дождик.

________________ вода за кормой.

Тарантас взвизгнул, тронулся,

колокольчики _______________,

бубенчики _____________;

«Замени глаголы или словосочетания близкими по смыслу глаголами с рассматриваемыми суффиксами», например, На уроки нельзя являться с опозданием (опаздывать);

«Составление портрета глагола» - все эти задания способствовали развитию критического мышления, овладению моими учениками прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, нормами русского литературного языка, обогащению словарного запаса.

На стадии рефлексии я использовала прием «Синквейн». Вот что получилось у моих ребят после обобщения темы «Глагол»:

Глагол

действующий, движущий.

Обозначает, изменяется, спрягается.

Глаголы делают речь живой.

Действие.

Я считаю, что использование различных видов художественной поэзии на стадии рефлексии (синквейн, а также это могут быть хайку, диаманта), может быть достаточно эффективным для развития мышления, ведь поэзия помогает становлению навыка выражения своих чувств через письмо. Написание стихотворений помогло моим ученикам сделать повторение нового материала гораздо более творческим. Кроме того, что дети знают термин «глагол» они еще и выделили его главные признаки. Думаю, что в дальнейшем, используя предложенный алгоритм, мои ученики быстро достигнут хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи.

Хоть и небольшой, но все же опыт работы показал, что использование на уроках русского языка модуля «Критическое мышление» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.





© 2010-2022