- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по Истокам на тему Крестьянские хоромы-чудо России (5 класс)
Конспект урока по Истокам на тему Крестьянские хоромы-чудо России (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кумзерова Г.В. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока Истоки в 5 классе.
Тема урока: Крестьянские хоромы - чудо России
Технологическая карта урока
Предмет ____Истоки______________________________________ Класс 5 ______________
Базовый учебник Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.
- М.: Издательский дом «Истоки», 2010. ______________________________________________
Тема урока: Крестьянские хоромы - чудо России _____________________________________________
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Цели урока: 1. Обобщение знаний о традиционном русском домостроительстве и домоустройстве, в котором
наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия.
2. Присоединение к истокам родного края посредством категорий: мир, деревня, помочи.
Задачи урока: 1. Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и
домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с
людьми и согласие с Богом.
2. Организовать присоединение детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближайшей
окружающей среде через категории: мир, деревня, помочи.
3. Создать условия для закрепления и освоения на уровне социокультурного опыта категорий: хоромы,
мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство, мир, деревня, помочи.
4. Способствовать формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации,
самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения, используя социокультурный
ряд.
Основные понятия: хоромы - средоточие духовно-нравственных ценностей; разумное домоустроительство - есть место и для труда земного и для труда души; мера - граница, за которой происходит разрушение бытия; лад - взаимопонимание и почитание, единство семьи - идеальная основа разумного домоустроительства; согласие с Богом- соблюдение заповедей; освященный мир - обряд освящения дома, семьи; мир - несколько деревень, волость, истоки разумного согласия человеческих отношений; деревня - сельское поселение с прилегающими к нему угодиями, с разумной организацией пространства отношений между людьми; помочи - старинная традиция помощи нуждающемуся, которая становилась трудом для рук, праздником для души, согласием с совестью.
Ресурсы для проведения занятия: макет крестьянского дома, словарь категорий, ноутбук.
В кабинете истоков воссоздана экспозиция - интерьер крестьянской избы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
-
Подготовительный этап. Присоединение к особенностям восприятия, мышления, чувствования.
Задача для учителя: Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создать эмоциональный настрой.
Задача для учащихся: Выйти на мотивацию учебной деятельности на результат.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Используя технологию присоединения, создаёт эмоциональный настрой.
- Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Я рада нашей встрече и вижу ваше желание работать. Сегодня мы поведём разговор о самом родном, близком и светлом, что есть у каждого из нас. Я думаю, вы уже догадались, что в центре нашего внимания будет….
На слайде появляется вначале в туманной дымке, затем всё яснее … дом, крестьянские хоромы.
- Сформулируйте тему урока, исходя из ключевых слов и особенностей нашего учебного пособия.
Учитель уточняет формулировку темы урока.
Организует целеполагание.
- Это заключительный, обобщающий урок по теме «Крестьянские хоромы». Попытайтесь определить главную цель урока и сформулировать её в форме проблемного вопроса.
Учитель уточняет:
- Нам необходимо будет ответить на вопрос: Почему Крестьянские хоромы - одно из чудес России?
На уроке выполнить оценивающий тренинг, а дома - письменное задание.
Приветствуют учителя.
Включаются в деятельность.
Самостоятельно формулируют тему урока по ключевым словам и особенностям учебного пособия. Тема урока: «Крестьянские хоромы - чудо России».
Вносят предложения - сформулировать цель урока в форме проблемного вопроса. Почему Крестьянские хоромы - одно из чудес России?
Регулятивные:
1.Волевая саморегуляция
2. Определение цели деятельности на уроке.
3. Проявление интереса к познанию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
II этап. Обобщение и систематизация.
Задача для учителя: Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и
домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с
людьми и согласие с Богом.
Задача для учащихся: Воспроизвести материала на новом уровне - получить опыт освоение социокультурных
категорий.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Учителем используется технология развития целостного восприятия и мышления - ресурсный круг.
1. Подготовительный этап.
- Ребята, мы с вами уже многое знаем о неповторимом образе жизни крестьян, ядром которого стал крестьян-ский дом, крестьянские хоромы.
Деревенька моя родная,
Снова вижу тебя во сне.
Вот усталая вышла мама,
Помахала рукою мне,
Вот отец в звездовые ворота
Бросил сена охапки две,
И соседка баская что-то
С налитушкой идёт к избе…
Это увидела я, а что видите вы, когда произносим слова: «Дом. Крестьянские хоромы»?
2. Основной этап. 2.1. Учитель передаёт клубочек и слово ученику, сидящему слева.
2.3. Учитель обобщает первую часть: крестьянские хоромы были по-своему красивы и величественны. Во всём присутствовало чувство меры и в обыденном можно было разглядеть сокровенное. И потолок, и стены, и порог, и окна дома - освящённый мир, который хранил человека от бед и несчастий.
Вопрос служит переходом ко 2-ой части. А сколько всего можно услышать в любое время года! Что же услышали вы?
(Учитель наблюдает, как идёт присоединение, слушают ли ученики друг друга)
2.5. Вывод по 2-ой части ресурсного круга: всё это мы можем услышать, а ещё голоса людей: детский лепет, мудрое наставление деда, напев колыбельной бабушки - дом наполнен людьми, каждый прислушивается друг к другу.
2.6. Что вы чувствуете, когда произносим слово «дом»?
2.8. Присоединение к детским рассуждениям «А я чувствую великую родительскую любовь», мир и согласие в доме.
3.Рефлексия. Ребята, вы молодцы, поделились своими переживаниями.
На какой вопрос вам отвечать было легче (то, что слышали, видели или чувствовали?), а на какой сложнее?
Ребята, для чего был нужен и что помог понять этот разговор?
3.2. Продолжение разговора. Создание учителем усло-вий для получения опыта освоения социокультур-ных категорий. Используются межпредметные связи.
- Чем старше становится человек, тем острее он чувствует, как родной дом притягивает и манит к себе.
Может быть, кто-то из вас читал рассказ Алексея Толстого «Русский характер»? (Демонстрация книги) Если нет, обязательно прочтите. Действие происходит в Великую Отечественную войну. Главный герой, Егор Дрёмов, воевал, горел в танке. Перенёс несколько операций, лицо изменилось до неузнаваемости. Пришёл домой… и не захотел тревожить родителей. Не признался, что он их сын. (Зачитывает) «Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом - тем родным уютом, что не забывается и в смертный час»….
- Что значит родной дом для Егора Дрёмова?
- Воспоминание о родном доме, родном очаге согревает и оберегает человека в самую трудную минуту.
Учитель, опираясь на имеющийся социокультурный опыт учащихся, подводит их к пониманию роли дома, родного очага в духовно-нравственном становлении русского человека, акцентирует внимание на том, что старинное крестьянское жилище - изба - хоромы - на первый взгляд (для тех, кто не занимается истоками) не представляет ничего удивительного. Красота и мудрое устройство открывается не сразу, и постепенно человек понимает, что это настоящее чудо, это самое главное, что есть у каждого человека.
1. Проявляют готовность общаться в ресурсном круге.
2. 2.Основной этап.
Первый ученик отвечает на вопрос и передаёт клубочек и слово соседу, сидящему слева.
Высказываются все желающие по очереди.
(Примерные высказывания: Вижу
- большой дом, в котором жилая и хозяйственная часть под одной крышей;
- в доме красный угол, иконки обрамлены расшитыми полотенцами, горит лампадка;
-над дверью - крестик-оберег;
- над окном - рисунок в виде солнечных лучей;
- резные наличники.
2.4Примерные высказывания:
(Скрип половиц, перекличка коклюшек, потрескивание дров, шаги отца, тяжело вздыхает корова…)
2.7Примерные высказывания:
(тепло, спокойствие, свежесть вымытого пола, вкус парного молока, прикосновение маминых рук…)
3.1. В ответе учащиеся говорят о том, что этот разговор помог понять, что дом живёт не сам по себе, он наполнен людьми, в нём царит мир и согласие.
3.3. Проживают создав-шуюся ситуацию вместе с героем А. Толстого, прояв-ляют эмоциональную от-зывчивость, присоедине-ние, вступают в разговор о роли родного дома в жизни человека.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из экскурсии.
Регулятивные:
Коммуникативные УУД
-
Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты
-
1. Накопление социо-культурного опыта
Роль физкультурной паузы выполняет процесс моделирование учебной ситуации.
Задача: 1. Снять физическую нагрузку, переключить виды деятельности.
2. Получить опыт освоения социокультурных категорий.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Подготовительный этап.
- В самую трудную минуту человек вспоминает своих близких, родных…
- Сейчас передаю слово экскурсоводу.
2. Учитель контролирует выполнение задания.
Учитель побуждает к высказыванию.
Учитель делает общий вывод:
- В большой семье царит взаимопонимание, почитание старших, лад и согласие. Для каждого дела в доме - своё место: и для труда земного и для труда души.
Экскурсовод (из числа детей, посещающий кружок «Музейное дело») говорит о том, что в семье у каждого было своё место и свои занятия. Раздаёт роли (на карточках), предлагает выбрать необходимые предметы быта или инструменты и занять место в крестьянской избе, объяснив свой выбор.
Учащиеся обдумывают, отыскивают глазами предмет быта и по очереди занимают места, затем каждый объясняет свой выбор. Глава семьи за праздничным ужином - передний угол, может резать хлеб, прижав к груди каравай (имитация). Большуха - у печки (может взять чугун, ухват и т.д.)
Молодая женщина - бабий кут (может использовать прялку, станок для кружевоплетения и т.д.)
Дед - конник - мужской кут (может показать, как плетёт корзину или ушивает валенки и т.д.)
Дети: мальчики 7лет-играет деревянными игрушками, 9 лет - помогает деду, девочка 11 лет - с прялкой, швейкой или пяльцами - женский кут.
Бабушка - качает в колыбели младенца, плетёт (если учащихся в классе немного , то эту роль может на себя взять экскурсовод или учитель).
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из ролевой игры.
Регулятивные УУД
1. Осуществление самоконтроля
Коммуникативные УУД
1.Полное и точное выражение своих мыслей
Личностные результаты
1. Учебно-познавательный интерес
III этап. Активное оценивающее занятие - работа в паре. Социокультурный тренинг - 15 минут.
Задача: создать условия для накопления социокультурного опыта: навыков общения, управления собственной деятельностью, приёмов эффективного взаимодействия в паре.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организует активное занятие, говорит о том, что мы отдохнули и в то же время подготовились к выполнению итогового тренинга.
- В тетради на печатной основе вам предлагается выполнить задание: прочитать отрывки из книги В.Белова «Лад» и отметить те из них, в которых говорится о крестьянских хоромах как о чуде России.
1-ый этап - индивидуальный.
За эту работу каждый из вас получит оценку. Если все задания выполните правильно, получаете 7баллов и оценку «5»,
если 1 несоответствие - 5 баллов - «4»,
2 несоответствия -3балла - «3»
Работа рассчитана на 5- 7 минут.
Желаю успеха!
- Все справились, приступаем к работе в паре.
2-ой этап - Придите к единому решению, подготовьтесь его озвучить. Время - 5 минут.
3-ий этап. Обсуждение в классе.
- Кто сегодня хотел бы поделиться решением?
Заслушивается выступление одной пары.
- У кого есть другое мнение?
Учитель подводит итог и даёт экспертную оценку.
- Вы все справились с заданием, верно отметили, что крестьянские хоромы всегда являлись средоточием духовно-нравственных ценностей. 4-ый этап. Рефлексия. (Два круга)
- Что нового узнали для себя в ходе данного активного занятия?
- Что больше всего вас удивило и восхитило?
Каждый самостоятельно
выполняет задание в тетради: читает, анализирует, делает выбор, отмечает.
Обсуждают, приходят к согласию, записывают общее решению, готовятся представить. Сигнал о готовности - берутся за руки- построение дома.
Заслушивается выступление. Вносятся дополнения,пояснения.
Самопроверка и самооценка.
Каждый высказывает своё мнение.
Познавательные УУД
1. Устанавливать причинно-следственные связи.
2. Строить речевое высказы-вание в устной форме.
Регулятивные УУД
1. Управление собственной деятельностью, деятельностью группы.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
4. Договариваться о правилах общения и поведения, о приёмах эффективнгого взаимодействия.
Личностные результаты
1.Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
IV. Получение новых знаний. Присоединение к истокам родного края.
Задача: 1. Наполнить новым содержанием и смыслом категорию крестьянские хоромы. Расширить представление об универсалиях: мир, деревня, помочи.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Обеспечивает развитие основной идеи о жизненном укладе, доме и семье как важнейшей ценности человеческого бытия.
- Ребята, к этому уроку по желанию совместно с родителями вы готовили домашнее задание: составить рассказ об одной деревне нашего края или рассказать о том, что такое помочи и что такое мир. При подготовке к уроку вам можно было воспользоваться учебником стр. 38-41 или обратиться к известной нам книге Василия Белова «Лад», взять интервью у близких родственников или знакомых.
На презентацию перенесена схема учебника - стр.41. и вопрос «Почему крестьянская семья не мыслила себя без деревни, а деревня без волости?»
- Начните своё выступление так: «Крестьянская семья не мыслила себя без деревни. Родная деревня моей прабабушки -… ».
Слушайте внимательно одноклассника и обдумывайте ответ на вопрос (обращается к презентации).
Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
- Благодарим ребят за интересные рассказы и ответим на вопрос…
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что старинная традиция помощи становилась трудом для рук, праздником для души, согласием с совестью. Мир был главным защитником крестьян.
- Ребята, вы когда-нибудь уезжали надолго из дома? А когда возвращались, что чувствовали?
- Ребята, возможно, вы знаете, что мой сын служил в Чечне. Когда проходили серьёзные военные действия, воевал в Аргунском ущелье. О войне он почти ничего не рассказывал. А однажды поделился своими чувствами: «Мама, представляешь, когда подходил поезд к Вологде, у меня сердце так стучало… Вот уже почти дома. Когда в Березниках шёл от остановки автобуса домой, все встречные обнимали меня, целовали, радовались возвращению, я подумал: какое счастье жить в деревне. Это как один большой дом!»
То есть, ребята, человеческие отношения между людьми, выработанные столетия назад, сохранились и в наши дни: лад, мир, согласие с Богом, согласие между людьми живут и сегодня.
Три ученика выступают с подготовленными сообщениями - каждое сообщение 1-2 минуты.
Первый ученик, рассказываю-щий о деревне Фрязиново, использует план деревни довоенного периода.
Второй ученик начинает выступление со слов: «Если крестьянская семья не смогла сама справиться с какой-либо большой работой, то объявлялись помочи. Прабабушка рассказала, что…»
Третий ученик рассказывает о Сямской волости.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся делятся впечатлениями, происходит развитие и проживание чувств, кто-то говорит, что «В гостях хорошо, а дома лучше».
Приобретают способность к сопереживанию, происходит развитие ответственности, доброты, отзывчивости.
VI. Подведение итогов.
Задача: 1. Подвести итог проделанной работы, переосмыслить результаты своей деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Рефлексия на содержание.
- Ребята, давайте возвратимся к началу урока, вспомним, какую цель мы ставили.
1.2. - Как мы можем ответить на вопрос?
Мы с вами на многое посмотрели другими глазами, ответили на вопрос, поставленный в начале урока, так как работали дружно, серьёзно, делились опытом. Молодцы.
2. Рефлексия чувств. (Метод «Острова»). Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывёт и спасается семья.
1.1. Вспоминают проблемный вопрос: Почему крестьянские хоромы - одно из чудес России?
1.2. Дают развёрнутые ответы.
Выходят к карте и маркером крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.
Регулятивные УУД
-
Управление собственной деятельностью.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
V. Домашнее задание. Присоединение к истокам родного края. Сочинение в тетради на печатной основе «Почему крестьянские хоромы - чудо России»