- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого
Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухаметзянова Т.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я. П. Полонского,
А. К. Толстого
Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства, выраженные в стихах; развивать умения находить средства художественной выразительности; формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной работе.
Планируемые результаты: умение делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать стих-я, находить тропы и определять их роль.
Оборудование: сборники стихов, презентация
Ход урока
I. Орг. момент.
Работа за экраном
Послушайте и повторите: родная природа, русские поэты, пейзаж, лирика, пейзажная лирика, пейзажная лирика русских поэтов
II. Работа по теме урока
-Вы уже, наверное, поняли, о чем мы сегодня будем говорить?
1.Родная природа - бесконечный источник поэзии.
Русские поэты посвятили природе времен года много стихотворений. При этом каждый по-своему видел весну, лето, осень и зиму.
Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, что хотели передать нам поэты своими стихотворениями.
2. Рассказ о жизни и творчестве Е. А. Баратынского
Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся.
Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус - привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г. совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. В 1818 г. знакомится с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.
Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!»
Стихотворение читается уч-ся.
-
Какие приметы ранней весны видит поэт?
-
Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой?
-
Какие приметы ранней весны видит поэт?
-
Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой?
-
эпитеты («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»)
-
метафоры (на крыльях ветерка, на торжествующем хребте)
-
олицетворения («взревев, река несет поднятый ею лед!», «древа обнажены»)
- Обратим внимание на то, как поэт играет звуками.
Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).
Такой прием в литературе называется аллитерацией - это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.
Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
Физминутка
3. Знакомство с Я. П. Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе
Биографическая справка.
Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».
Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…»
Беседа по вопросам
-
Какую картину рисует поэт?
-
Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
-
Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
-
Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
-
Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
4. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого
Биографическая справка (ученик)
А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.
Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна - это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.
Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.
Анализ особенностей стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»
-
Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
-
Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
-
Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пения стрекоз?
-
Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?
- Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей? (Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь - песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)
III. Итоги урока
С творчеством каких писателей мы познакомились?
Какие художественные средства встретили в стихотворениях?
Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, перечитывайте их, учите.
Рефлексия
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе