- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП по литературе 7 класс по УМК Коровиной В. Я. , Журавлева В. П. , Коровина В. И
КТП по литературе 7 класс по УМК Коровиной В. Я. , Журавлева В. П. , Коровина В. И
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гранина И.С. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Планируемые результаты
Виды деятельности,
формы работы
Творческая,
исслед-ая, проектная деятельность
учащихся
Формы контроля
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Универсальные учебные действия
(УУД)
1
Введение. Знакомство с
учебником
Познакомятся с метафорической природой художественного образа, его обобщающим и оценочным значениями, с разными видами художественных образов
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений
Фронтальная - вступительное слово учителя с элементами беседы.
Индивидуальная - чтение статьи учебника
(I ч., с. 3-5).
Фронтальная - беседа по вопросам.
Индивидуальная - выполнение задания 2 (с. 5).
Фронтальная - экскурсия по учебнику (I и II ч.)
Беседа, фронтальный опрос
Устное народное творчество (5ч.)
2
Предания
Познакомятся с понятием «предание»,
с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий - государственными деятелями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности
Фронтальная/индивиду-альная - выполнение заданий.
Фронтальная - беседа.
Индивидуальная - работа с учебником (чтение статьи, с. 7-8)
Индивидуальная и фронтальная проверка
3
Былины и их исполнители
Познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами
Познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении.
Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная/индивиду-альная - выполнение заданий.
Индивидуальная - работа с учебником (чтение статьи, с. 11-15)
Беседа, фронтальный опрос
4
Былина «Садко»
Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения
Фронтальная - беседа.
Индивидуальная - выполнение заданий
Диалог по теме, рассказ-сообщение на основе музыкальных фрагментов на былинные сюжеты
Беседа, фронтальный опрос
(*)
Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец
и Соловей-разбойник»
Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать важность и необходимость изучения литературы
Фронтальная/индивиду-альная - выполнение заданий, работа с текстом по вопросам
Подбор материалов о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче
Беседа, фронтальный опрос
5
Сочинение по репродукции картины
В. Васнецова «Три богатыря»
Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию
Фронтальная - слово учителя с элементами беседы, работа по картине (беседа по вопросам, составление плана сочинения).
Индивидуальная - написание сочинения, редактирование работ
Индивидуальная и фронтальная проверка
6
Пословицы и поговорки
Познакомятся с произведениями устного народного творчества - пословицами и поговорками
Познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - слово учителя, словарная работа, беседа.
Индивидуальная - чтение материала учебника (с. 60).
Фронтальная/индивиду-альная - выполнение заданий
Сочинение-миниатюра по одной из пословиц
Индивидуальная и фронтальная проверка
Древнерусская литература (2ч.)
7
«Повесть временных лет»
Познакомятся с понятиями «летопись», «житие»
Познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Индивидуальная - самостоятельная работа по карточкам, чтение статьи (с. 70-71), выразительное чтение (с. 71).
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам
Творческое задание: составление поучения
Беседа, фронтальный опрос
8
«Повесть
о Петре и Февронии Муромских»
Познакомятся с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; сравнивать и делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - аналитическая беседа, словарная работа
Выразительное чтение по ролям
Беседа, фронтальный опрос
Русская литература XVIII века (2ч.)
9
Очерк жизни
М. В. Ломоносова
(его стихи, реформа языка)
Познакомятся с понятием «ода», с композицией произведения, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; анализировать изучаемые объекты.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению литературы, уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - беседа
с использованием материала учебника, работа с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия»
Беседа, фронтальный опрос
10
Очерк жизни
Г. Р. Державина
Познакомятся с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы
Фронтальная - рассказ учителя, беседа.
Фронтальная/индивиду-альная - выполнение заданий
Сообщение о
Г. Р. Державине; рассказ о Пушкине-лицеисте
Беседа, фронтальный опрос
Русская литература XIX века (24ч.)
11
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава».
Образы поэмы)
Познакомятся с поэмой
А. С. Пушкина «Полтава»
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная - чтение отрывка
Беседа, фронтальный опрос
12
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Познакомятся с отрывком из поэмы
А. С. Пушкина, образами Петербурга
и Петра I
Познавательные: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; находить известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте и объяснять их назначение; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, анализировать, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная - чтение отрывка
Словесное рисование одного из описываемых в поэме событий
Индивидуальная и фронтальная проверка
13
А. С. Пушкин «Песнь
о вещем Олеге»
Познакомятся с понятием «баллада», с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Индивидуальная - работа по карточкам, чтение.
Фронтальная - вступительное слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа
Сценарий диафильма на основе текста с помощью иллюстраций
Беседа, фронтальный опрос
14
А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»
Познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике,
в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы
Фронтальная - вступительное слово учителя, беседа по содержанию прочитанного.
Индивидуальная - выполнение заданий
Индивидуальное
задание по творчеству Лермонтова (выразительное чтение стихотворений)
Беседа, фронтальный опрос
15
Очерк жизни
М. Ю. Лермонтова
Познакомятся с произведением М. Ю. Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике,
в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы
Фронтальная - вступительное слово учителя, работа по анализу литературного произведения.
Индивидуальная - чтение стихотворений, выполнение заданий по
теории литературы
Индивидуальная и фронтальная проверка
16
«Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Познакомятся с героями произведения, их речью, поступками, отношением к людям
Познавательные: ориентироваться в справочной и критической литературе; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умением произносить монолог; проявлять готовность вести диалог; работать самостоятельно, в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - беседа, выполнение заданий, сравнительная характеристика главных героев.
Индивидуальная - пересказ
Подготовка к сочинению по иллюстрации В. Васнецова
Беседа, фронтальный опрос
17
Сочинение по иллюстрации В. Васнецова к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова»
Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли
Познавательные: ориентироваться в учебнике, в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию, пользуясь ресурсами Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической речью.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - слово учителя о художнике, аналитическая беседа с использованием текста, составление плана, подбор цитат.
Индивидуальная - написание сочинения по иллюстрации В. Васнецова
Индивидуальная и фронтальная проверка
18
Лирика
М. Ю. Лермонтова.
Познакомятся с лирикой поэта М. Ю. Лермонтова,
ролью художественных средств
Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять структурирование материала.
Регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений (чтение, устное рисование).
Индивидуальная - чтение учебной статьи
(с. 160-162), выполнение задания
Индивидуальная и фронтальная проверка
19
Очерк жизни Н. В. Гоголя Повесть «Тарас Бульба». (Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь)
Познакомятся с повестью
Н. В. Гоголя, главными героями, бытом казаков, их взглядами
на жизнь
Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения, учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте произведения, учебнике; осуществлять структурирование материала.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять уважительное отношение к русской литературе, духовно-нравственные качества личности, познавательный интерес к изучению предмета
Фронтальная - вступительное слово учителя, анализ художественного произведения (формулирование ответов на вопросы учителя, выполнение заданий, выборочное чтение)
Устный рассказ о Тарасе Бульбе
Беседа, фронтальный опрос
20
Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи
Получат возможность научиться проводить аналитическую работу с репродукцией картины
(И. Е. Репина); научатся находить в художественном тексте материал для характеристики героев
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета
Индивидуальная - работа с текстом (выполнение задания).
Фронтальная - беседа по вопросам, комментированное чтение, выполнение заданий по тексту произведения.
Фронтальная/индивиду-альная - рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Индивидуальная и фронтальная проверка
21-22
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Познакомятся с психологическим обликом героев на основе анализа текста, ролью товарищества и братства запорожцев
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - аналитическая беседа по вопросам, комментированное чтение, слово учителя, работа с текстом.
Коллективная - викторина
Подбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев»
Индивидуальная и фронтальная проверка
23
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы
Познакомятся с героями повести Н. В. Гоголя
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Индивидуальная - самостоятельная работа с текстом по заданиям, по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.
Коллективная - обсуждение вопросов.
Фронтальная - слово учителя
Индивидуальная и фронтальная проверка
24
Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе
Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - слово учителя, составление плана характеристики Тараса Бульбы, обсуждение плана, предложенного учителем.
Коллективная - обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу.
Индивидуальная - чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса
Написание сочинения по составленному
плану
Беседа, фронтальный опрос
25
И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк»
Познакомятся с рассказом И. С. Тургенева, мастерством писателя в описании природы, портретной характеристики
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - вступительное слово учителя, чтение и обсуждение статьи учебника (с. 238-
239), анализ рассказа (словарная работа, беседа по вопросам).
Групповая - выполнение заданий по анализу текста
Беседа, фронтальный опрос
26
Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы»
Познакомятся с особенностями стихотворений в прозе, их темами
и ролью в нравственном воспитании
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - вступительное слово учителя, анализ стихотворений.
Индивидуальная - чтение стихотворений, составление простого плана стихотворения, краткое сообщение
Сочинение стихотворения в прозе
Индивидуальная и фронтальная проверка
27-28
Н. А. Некрасов «Русские женщины»
Познакомятся с поэмой
Н. А. Некрасова, историческими событиями, описанными в литературном тексте
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; систематизировать материал.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - вступительное слово учителя, беседа по вопросам, анализ произведения, комментированное чтение
Инсценированное чтение отрывка; ознакомление с материалами о восстании декабристов; составление рас
сказа о главной героине
Индивидуальная и фронтальная проверка
29
А. К. Толстой. Исторические баллады .
Познакомятся с историческими балладами А. К. Толстого, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Индивидуальная - выразительное чтение отрывка из стихотворения
Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», чтение вступительной статьи
(с. 279-280).
Фронтальная - слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам
Беседа, фронтальный опрос
30
Очерк жизни М. Е. Салтыков-Щедрина
Познакомятся с сатирическими сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; структурировать материал.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно строить собственную деятельность.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - слово учителя, работа со статьей учебника (с. 289-
290), словарная работа, комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам, выборочное чтение
Подготовка к внеклас
сному чтению (чтение сказки «Дикий помещик»; ответы на вопросы, выполнение заданий)
Индивидуальная и фронтальная про-верка
(*)
Внеклассное чтение.
Сказка «Дикий помещик»
Познакомятся с сатирической сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать умение произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - рассматривание и описание содержания иллюстраций к сказке, слово учителя, комментированное чтение.
Индивидуальная - пересказ сказки
Построение диалога для школьного радио; написание сатирической сказки на сюжет из школьной жизни
Индивидуальная и фронтальная про-верка
31
Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
Познакомятся с трилогией, главными героями повести «Детство», композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Индивидуальная - чтение материала учебника (с. 305-306).
Фронтальная - беседа по вопросам, слово учителя
Беседа, фронтальный опрос
32
Главы «Классы», «Детство» из повести Л. Н. Толстого
Познакомятся с главой повести «Детство» с целью выявления мотивов и причин поступков героев
Познавательные: формулировать ответы на вопросы теста на основе полученных знаний и наблюдений.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, письменно отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - беседа по вопросам, выборочное чтение, комментированное чтение, выполнение заданий
Индивидуальная и фронтальная про-верка
33
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Познакомятся с рассказами А. П. Чехова, главными героями, художественными особенностями (краткость, простота, точность авторского языка)
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам, выполнение заданий.
Групповая - инсценировка рассказа, чтение статьи в учебнике
Беседа, фронтальный опрос
34
А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник»
Познакомятся с творческой манерой писателя, психологизмом его рассказов, со средствами раскрытия характеров персонажей
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Индивидуальная - тест, чтение статьи (с. 338- 339).
Групповая - чтение рас-сказа по ролям.
Фронтальная - беседа по вопросам, выполнение заданий
Подготовка статьи для сатирического альманаха
Индивидуальная и фронтальная про-верка
(*)
Внеклассное чтение.
А. П. Чехов. Рас-
сказ «Тоска»
Познакомятся с произведением А. П. Чехова, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Фронтальная - беседа по вопросам, рассматривание и описание содержания выставки
Описание дома своего раннего детства, своих отношений со взрослыми
Индивидуальная и фронтальная про-верка
«Край ты мой, родимый край...» 1ч.
35
Стихотворения о природе
Познакомятся со стихотворениями поэтов, поэтичностью языка, эпитетами,
метафорами, сравнениями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам, аналитический анализ стихотворений, выполнений заданий.
Индивидуальная - чтение статьи учебника
(с. 341-342), сообщение о В. А. Жуковском, чтение стихотворений
Написание сочинения по
одному из стихотворений; выполнение рисунка к стихотворениям
Индивидуальная и фронтальная про-верка
Русская литература XX века (19ч.)
36
И. А. Бунин «Цифры»
Познакомятся с детством писателя, влиянием природы и общения с крестьянами на становление личности писателя
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и самостоятельно; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - слово учителя, выполнение
заданий, аналитическая беседа.
Индивидуальная - чтение статьи в учебнике (II ч., с. 3-5)
Написание от-зыва о
рассказе
И. А. Бунина (по выбору)
Беседа, фронтальный опрос
37-38
Биографическая повесть «Детство» А. М. Горького
Познакомятся с повестью
А. М. Горького, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и аргументировать свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - беседа по вопросам, слово учителя.
Фронтальная/индивиду-альная - выполнение заданий.
Индивидуальная - работа по карточкам.
Групповая - чтение по ролям
Индивидуальная и фронтальная про-верка
39-40
Характеристика героев повести «Детство». Сочинение.
Познакомятся с мастерством
писателя в создании портретных характеристик, научатся определять роль деталей в них
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы и класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - беседа по вопросам, выполнение заданий, составление плана к сочинению по выбранной теме.
Индивидуальная - пере-
сказ, тест, написание сочинения
Инсценирование сцены (по выбору); подбор материала к сочинению
Беседа, фронтальный опрос
41
Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль»
Познакомятся с содержанием легенды, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета; понимать проблему; структурировать материал.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - слово учителя, анализ художественного произведения.
Индивидуальная - выполнение заданий, выразительное чтение отрывка
Индивидуальная и фронтальная проверка
(*)
Внеклассное чтение. Рассказ «Мать изменника» из «Сказок об
Италии»
М. Горького
Познакомятся с произведением М. Горького, характеристикой главных героев
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Индивидуальная - работа по карточкам, пересказ рассказа.
Фронтальная - беседа по вопросам
Беседа, фронтальный опрос
42
Л. Н. Андреев
«Кусака»
Познакомятся с биографией Л. Н. Андреева, главными героями, композицией, художественными особенностями рассказа «Кусака»
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная - чтение статьи (с. 91-92), выборочное чтение
Групповая работа: составление выборочного пере-сказа; подготовка диалога; написание отзыва о рассказе; выполнение иллюстраций к рассказу
Беседа, фронтальный опрос
43
В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение..»
Познакомятся с особенностями творчества поэта, главными героями, композицией, художественными особенностями стихотворения «Необычайное приключение...»
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа, анализ стихотворения.
Индивидуальная - чтение биографии поэта
(с. 102-103), статьи
(с. 103-107), тест
Индивидуальная и фронтальная про-верка
44
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Познакомятся с темой, основной идеей произведения, точностью и образностью языка, емкостью эпитетов и сравнений
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - беседа по вопросам, устное рисование
Написание мини-сочинения
Беседа, фронтальный опрос
45
А. П. Платонов «Юшка»
Познакомятся с героями произведения
А. П. Платонова, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознают эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - слово учителя, анализ текста, беседа.
Индивидуальная - чтение материала учебника (с. 116-117), тест
Индивидуальная и фронтальная про-верка
46-47
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Познакомятся с автобиографическими фактами, отраженными
в рассказе
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - слово учителя, словарная работа, беседа по вопросам
Индивидуальная и фронтальная про-верка
48
Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...»
Познакомятся с произведениями Б. Л. Пастернака, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная - чтение статьи (с. 143-144)
Беседа, фронтальный опрос
49
Поэзия А. Т. Твардовский.
Познакомятся со стихо-
творениями А. Т. Твардовского, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: выразительно читать стихотворения; вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений.
Индивидуальная - чтение статей (с. 150-151), стихотворений
Подготовка и написание уст-ного сочинения по стихотво-
рению
А. Т. Твардовского (по выбору)
Беседа, фронтальный опрос
(*)
Внеклассное чтение.
Поэзия А. Т. Твардовского
Познакомятся с поэзией
А. Т. Твардовского о Великой Отечественной войне
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Индивидуальная - выразительное чтение стихотворений о войне, чтение интервью с участником Великой Отечественной войны
Индивидуальная и фронтальная про-верка
50
Ф. А. Абрамов «О чем
плачут
лошади»
Познакомятся с произведением Ф. А. Абрамова, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умением работать индивидуально.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - вступительное слово учителя, работа по тексту рассказа
Беседа, фронтальный опрос
51
Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя»
Познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе
Индивидуальная - чтение учебной статьи
(с. 174-176), выполнение заданий, тест, чтение рассказа.
Фронтальная - аналитическая беседа
Составление краткого рассказа-справки о Казакове для энциклопедии, используя материал учебника
(с. 180-
181)
Беседа, фронтальный опрос
52
Ю. П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»
Познакомятся с биографией писателя, с мастерством писателя в изображении природы, в раскрытии психологических персонажей
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Индивидуальная - тест, чтение рассказа, выполнение заданий.
Фронтальная - беседа по вопросам.
Групповая - чтение по ролям
Написание со-чинения по рас-
сказу
Ю. П. Казакова «Тихое утро»
(характеристика мальчиков)
Беседа, фронтальный опрос
53
Р/р Сочинение «Яшка - верный товарищ»
Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Фронтальная - аналитическая беседа по вопросам, составление плана сочинения.
Индивидуальная - написание сочинения
Подготовка ответа на вопрос (ис-пользуя посло-вицы,
с. 201): как вы вели себя в трудных ситуациях?
Индивидуальная и фронтальная про-верка
54
Д. С. Лихачев «Земля родная»
Познакомятся с произведением Д. С. Лихачева, главными героями, композицией, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе
Фронтальная - беседа, слово учителя, комментированное чтение
Групповая работа: подготовка
сообщения с
использованием советов
Д. С. Лихачева; формулировка манифеста
Беседа, фронтальный опрос
Писатели улыбаются (1ч.)
65
М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»
Познакомятся с творчеством писателя, сатирической направленностью рассказа, главными героями, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы
Фронтальная - слово учителя, беседа, словарная работа.
Индивидуальная - чтение статьи (с. 211-213)
Чтение по ролям эпизода (по выбору)
Индивидуальная и фронтальная про-верка
«Тихая моя Родина» (2ч.)
56-57
Стихотворения русских поэтов ХХ века
о природе.
Познакомятся с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к предмету
Фронтальная - слово учителя, анализ стихотворения.
Индивидуальная - выразительное чтение стихотворения
По рядам:
выучить
наизусть
стихотворения
С. Есенина, Н. Заболоцкого,
Н. Рубцова; выполнить иллюстрации о природе
Беседа, фронтальный опрос
Песни на стихи поэтов XX века (1ч)
58
И. Гофф,
Б. Окуджава, А. Вертинский
Познакомятся с творчеством А. Вертинского,
И. Гоффа,
Б. Окуджавы, художественными особенностями произведений
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная - сообщения о жизни и творчестве писателей, выразительное чтение стихотворений
Индивидуальная и фронтальная про-верка
Из литературы народов России (1ч.)
59
Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире...»,
Познакомятся с лирикой дагестанского поэта Р. Гамзатова, особенностями творчества поэта
Познавательные: осуществлять логические операции; структурировать материал.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: осознавать эстетическую ценность литературы народов России; проявлять чувство любви к многонациональному Отечеству, познавательный интерес к изучению литературы
Фронтальная - слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная - чтение вступительной статьи (с. 238-239), чтение стихотворений
Беседа, фронтальный опрос
(*)
Внеклас-
сное чтение. Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне. Поэзия участников войны
Познакомятся с произведениями о защитниках нашей Родины
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - слово учителя, беседа.
Индивидуальная - сообщения учащихся о песнях военных лет, о памятниках архитектуры и искусства, посвященных военной тематике, обзор выставки книг библиотекарем
Индивидуальная и фронтальная про-верка
Зарубежная литература (6ч.)
60
Роберт Бернс «Честная бедность»
Познакомятся с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Фронтальная - слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная - составление плана учебной статьи (с. 241-242), чтение стихотворений
Беседа, фронтальный опрос
61
Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»
Познакомятся с творчеством английского поэта, посвятившим свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Фронтальная - слово учителя, анализ стихотворения, выполнение заданий.
Индивидуальная - чтение статьи (с. 246), чтение стихотворения
Индивидуальная и фронтальная про-верка
62
Японские трехстишия
Познакомятся с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Индивидуальная - формулирование ответов на контрольные вопросы, рассматривание иллюстраций, чтение хокку, составление плана ответа о биографии Мацуо Басе.
Фронтальная - работа по статье Д. С. Лихачева
Написание хокку о родной природе или своих отношениях с друзьями
Индивидуальная и фронтальная про-верка
63
О. Генри. Рассказ «Дары волхвов»
Познакомятся с биографией писателя, его произведениями, художественными особенностями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - вступительное слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная - чтение статьи (с. 255), выполнение заданий, пересказ от лица одного из героев.
Групповая - инсценированное чтение
Индивидуальная и фронтальная про-верка
64
Р. Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы»
Познакомятся с произведениями научно-фантастической литературы, основной идеей рассказа Р. Брэдбери
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Фронтальная - слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная - чтение статьи (с. 264-265)
Индивидуальная и фронтальная про-верка
(*)
Внеклас-
сное чтение. Л. Пиранделло. Рассказ
«Черепаха»
Познакомятся с творчеством Л. Пиранделло, композицией, художественными особенностями его рассказа
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета
Фронтальная - анализ текста, комментированное чтение
Составление отзыва на самостоятельно прочитанный рассказ (по выбору)
Беседа, фронтальный опрос
65
В гостях у книги (библиотечный урок)
Получат возможность научиться внимательно и вдумчиво читать, владеть особой, эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом
Фронтальная - вступительное слово учителя, беседа.
Индивидуальная - чтение отрывков из изученных произведений, написание сочинения-миниатюры по плану
Рекомендация книг для самостоятельного чтения летом
Индивидуальная и фронтальная про-верка
(*)
Внеклас-
сное чтение. Путешествие по страницам изученных произведений
Получат возможность научиться применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях, работать со справочной литературой; научатся работать в команде
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета
Коллективная - разгадывание кроссворда.
Фронтальная - определение жанра изученного произведения, писателя, написавшего его, героя, работа со справочной литературой
Беседа, фронтальный опрос
66-68
Резерв