Тематическое планирование по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Л. M. Рыбченковой и др. (М. : Просвещение, 2012 г.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка




Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов J1.M. Рыбченковой и др. (М.: Просвещение, 2012 г.).

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, программа предусматривает обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Отличительной особенностью программы является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения вокабуляра ученика, формированию его потенциального словаря. Следует подчеркнуть, что разнообразная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в разработанном курсе предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета.

В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом.

Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную

буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика, графика». Тест.

Морфемика, словообразование, орфография. Мор- фемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа. Приставки. Суффиксы. Сложные слова. Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Лексикология. Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв е - иъ корнях. Чередование букв а -о в корнях. Суффиксы -чик-, -щик-. Буквы и - ы после приставок. Особенности написания приставок, оканчивающихся на з - с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексикология». Сжатое изложение. Подробное изложение.

Морфология. Морфология как раздел лингвистики.

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Падеж. Число. Буквы е - и в падежных окончаниях имен существительных. Буквы о - ё после шипящих и ц в падежных окончаниях имен существительных. Правописание не с именами существительными. Контрольный диктант № 2 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание не с именами прилагательными. Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг».

Имя числительное. Имя числительное как часть речи.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Контрольное тестирование № 1 по теме «Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение».

Глагол. Глагол как часть речи. Инфинитив как словарная форма глагола. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Контрольное тестирование № 2 по теме «Глагол».

Наречие. Наречие как часть речи. Правописание о (е) после шипящих в суффиксах наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Контрольный диктант № 3 по теме «Наречие» с грамматическим заданием.

Служебные части речи. Повторение по теме «Морфология». Сочинение по репродукции И. Билибина «Гвидон и царица». Подробное изложение.

Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение - основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении.

Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства выражения подлежащего и сказуемого. Сочинение по картине 3. Серебряковой «За завтраком». Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Сочинение на лингвистическую тему. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольное тестирование № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация».

Итоговый контроль. Итоговый контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбереже- ния и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый - итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Место предмета

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Введение (7 ч)

1

Язык и языкознание

2,3

Язык и общение

4-6

Текст

7

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» с грамматическим заданием

Фонетика, графика, орфография (17 ч)

8

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики

9

Буква и звук

10

Алфавит

11, 12

Согласные звуки и обозначающие их буквы

13, 14

Глухие и звонкие согласные

15, 16

Непроизносимые согласные

17, 18

Твердые и мягкие согласные

19, 20

Гласные звуки и обозначающие их буквы



деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

Разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений употреблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,

ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

    1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

    2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление о русском языке как о языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи

языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  1. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  2. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тема текста, основная и дополнительная информация);

  • владение разными видами чтения (поисковый/ просмотровый, ознакомительный, изучающий) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение разными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в прак-

тике письма основных правил и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого эти пользоваться внеязыковыми средствами в различных жизненных ситуациях

  • осуществление речевого самоконтроля ;способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочета их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

    1. усвоение основ научных знании о родном языке ,понимание взаимосвязи его уровней и единиц

    2. освоение базовых понятий лингвистики и ее основные разделы; язык и общение, речь устная и письменная, монолог и диалог, ситуация речевого общения; функционал вые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка. ,их особенности употребления в речи:

    3. проведение различных видов анализа (фонетический, морфемный, словообразовательный ,морфологический , лексический)синтаксического словосочетания и предложения; анализа те зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительности языка;

    4. осознание эстетической функции способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Основное содержание

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Содержание программы

Введение. Язык и языкознание. Язык Текст. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их


№ урока

Тема урока

21

Слог и ударение

22, 23

Правописание безударных гласных в корне слова

24

Повторение по теме «Фонетика. Графика». Тест

Морфемика, словообразование, орфография (15 ч)

25

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики

26, 27

Корень слова

28,29

Родственные слова

30, 31

Окончание и основа

32,33

Приставки

34, 35

Суффиксы

36, 37

Сложные слова

38,39

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

Лексикология (40 ч)

40

Лексикология как раздел лингвистики

41,42

Лексическое значение слова

43

Устная и письменная речь

44, 45

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

46

Толковые словари

47-49

Однозначные и многозначные слова

50,51

Понятие о лексической сочетаемости

52,53

Тематические группы

54, 55

Синонимы

56, 57

Антонимы

58,59

Омонимы

60,61

Паронимы

62

Сжатое изложение

63

Понятие о чередовании

64, 65

Чередование букв е - ив корнях

66, 67

Чередование букв а - о в корнях

68,69

Суффиксы -ник-, -щик-

70,71

Буквы и - ы после приставок

72, 73

Особенности написания приставок, оканчивающихся на з - с

74

Подробное изложение

75

Фразеологизмы

76, 77

Крылатые слова

78,79

Повторение по теме «Лексикология»

Морфология (58 ч)

80

Морфология как раздел лингвистики

Имя существительное (15 ч)

81-84

Имя существительное как часть речи

85,86

Род существительных

87

Склонение имен существительных

№ урока

Тема урока

88

Падеж

89

Число

90,91

Буквы е - и в падежных окончаниях существительных

92

Буквы о - ё после шипящих и и, в падежных окончаниях существительных

93,94

Правописание не с именами существительными

95

Контрольный диктант № 2 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием

Имя прилагательное (9 ч)

96

Имя прилагательное как часть речи

97,98

Правописание окончаний имен прилагательных

99, 100

Краткие прилагательные

101, 102

Правописание не с именами прилагательными

103, 104

Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг»

Имя числительное (3 ч)

105-107

Имя числительное как часть речи

Местоимение (3 ч)

108, 109

Местоимение как часть речи

110

Контрольное тестирование № 1 по теме «Имя числительное. Имя прилагательное. Местоимение»

Глагол (14 ч)

111

Глагол как часть речи

112

Инфинитив как словарная форма глагола

113-115

Время глагола

116

Изменение глаголов по лицам и числам

117, 118

Спряжение

119-122

Правописание окончаний глаголов

123

Контрольное тестирование № 2 по теме «Глагол»

124

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

Наречие как часть речи (8 ч)

125

Наречие как часть речи

126,127

Правописание о (е) после шипящих в суффиксах наречий

128-130

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

131

Контрольный диктант № 3 по теме «Наречие» с грамматическим заданием

132

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Служебные части речи (5 ч)

133, 134

Служебные части речи

135, 136

Повторение по теме «Морфология»

№ урока

Тема урока

137

Сочинение по репродукции И. Билибина «Гвидон и царица»

Синтаксис и пунктуация (36 ч)

138

Что изучает синтаксис

139, 140

Словосочетание

141

Предложение - основная единица речевого общения

142, 143

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении

144, 145

Наши эмоции и их выражение в предложении

146

Что такое грамматическая основа в предложении

147

Подлежащее и сказуемое

148, 149

Средства выражения подлежащего и сказуемого

150

Сочинение по картине 3. Серебряковой «За завтраком»

151

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

№ урока

Тема урока

152, 153

Определение

154, 155

Дополнение

156, 157

Обстоятельство

158

Сочинение на лингвистическую тему

159-161

Однородные члены предложения

162, 163

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

164-166

Обращение

167, 168

Прямая речь

169-171

Сложное предложение

172

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

173

Контрольное тестирование № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Итоговый контроль (2 ч)

174

Итоговый контрольный, диктант № 4с грамматическим заданием

175

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте















© 2010-2022