- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеурочное мероприятие Дети войны
Внеурочное мероприятие Дети войны
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимофеева Н.Ю. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Районный конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне
-
Тимофеева Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание литературы, Внеклассная работа, Классное руководство
Форма проведения внеклассного мероприятия: конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне. Проводится между командами внутри одного класса.
Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, становление сознания личности ученика.
Обучающие цели:
-
углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне нашего народа с фашистской Германией;
-
познакомить учащихся со стихами, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;
-
обучить учащихся умению использовать современные технические средства (создание компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, запись музыкальных произведений) для раскрытия исторического материала.
Развивающие цели:
-
развитие творческих способностей и творческого подхода к имеющимся историческим знаниям учащихся;
-
развитие умения публичного выступления, выразительного чтения стихов.
Воспитывающие цели:
-
воспитание патриотических чувств российских школьников;
-
формирование системы жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории;
-
обогащение духовного мира, формирование нравственных качеств учащихся;
-
воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.
Оборудование:
-
Для подготовки к конкурсу: компьютеры с выходом в Интернет и установленной программой Miсrosoft Office PowerPoint.
-
Для проведения конкурса: аудиомагнитофон; ноутбук, мультимедийный проектор и большой экран.
Литературно-музыкальная композиция "Дети блокады"
На сцену выходят участники композиции. На ребятах - тёплые свитера, платки, валенки.
На большом экране демонстрируется презентация команды.<Приложение 3> Тихо звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича. На её фоне - стихи А.Иоффе (Его узнал я не из книжки - Жестокое слово - война...).
Его я узнал не из книжки -
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными стонами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те же дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей.
Дети в осаждённом городе: Их было около 400 тысяч. От младенцев до подростков. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Стихотворение Р.Рождественского (Разве для смерти рождаются дети, Родина?)
Ведущий (читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского):
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо! -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее
и дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина.
Звучит запись блокадных стихов Ольги Берггольц в исполнении автора. Участники тихо уходят со сцены. Сценка "В блокадном Ленинграде". Звучит метроном. Две девочки в валенках, закутанные в платки. На столе на блюдце - кусочек черного хлеба. Свечка. На санках - бидон для воды. Девочки читают по ролям стихи О. Берггольц (Был день как день. Ко мне пришла подруга:) Звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича. Девочки задувают свечку, берут бидон и уходят.
ФЕВРАЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
1
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже -- ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.
И стыли ноги, и томилась свечка...
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли. Однако фашисты их зверски уничтожали.
Наизусть читает стихотворение Мусы Джалиля "Варварство".
Варварство (1943)
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...