Внеурочное мероприятие Дети войны

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне

  • Тимофеева Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание литературы, Внеклассная работа, Классное руководство

Внеурочное мероприятие Дети войны

Форма проведения внеклассного мероприятия: конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне. Проводится между командами внутри одного класса.

Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, становление сознания личности ученика.

Обучающие цели:

  • углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне нашего народа с фашистской Германией;

  • познакомить учащихся со стихами, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;

  • обучить учащихся умению использовать современные технические средства (создание компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, запись музыкальных произведений) для раскрытия исторического материала.

Развивающие цели:

  • развитие творческих способностей и творческого подхода к имеющимся историческим знаниям учащихся;

  • развитие умения публичного выступления, выразительного чтения стихов.

Воспитывающие цели:

  • воспитание патриотических чувств российских школьников;

  • формирование системы жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории;

  • обогащение духовного мира, формирование нравственных качеств учащихся;

  • воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.

Оборудование:

  • Для подготовки к конкурсу: компьютеры с выходом в Интернет и установленной программой Miсrosoft Office PowerPoint.

  • Для проведения конкурса: аудиомагнитофон; ноутбук, мультимедийный проектор и большой экран.

Литературно-музыкальная композиция "Дети блокады"

На сцену выходят участники композиции. На ребятах - тёплые свитера, платки, валенки.



На большом экране демонстрируется презентация команды.<Приложение 3> Тихо звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича. На её фоне - стихи А.Иоффе (Его узнал я не из книжки - Жестокое слово - война...).

Его я узнал не из книжки -
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными стонами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те же дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей.

Дети в осаждённом городе: Их было около 400 тысяч. От младенцев до подростков. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Стихотворение Р.Рождественского (Разве для смерти рождаются дети, Родина?)

Ведущий (читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского):
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.

Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее
и дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина.

Звучит запись блокадных стихов Ольги Берггольц в исполнении автора. Участники тихо уходят со сцены. Сценка "В блокадном Ленинграде". Звучит метроном. Две девочки в валенках, закутанные в платки. На столе на блюдце - кусочек черного хлеба. Свечка. На санках - бидон для воды. Девочки читают по ролям стихи О. Берггольц (Был день как день. Ко мне пришла подруга:) Звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича. Девочки задувают свечку, берут бидон и уходят.



ФЕВРАЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

1

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?

Я тоже -- ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде,

Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка...

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли. Однако фашисты их зверски уничтожали.

Наизусть читает стихотворение Мусы Джалиля "Варварство".

Варварство (1943)

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...



© 2010-2022