Цикл уроков по теме «Причастие»

Цикл уроков по теме «Причастие». Эта тема не является сложной, но в последнее время у учеников вызывает некоторые затруднения. Вероятно, потому, что использование причастий и причастных оборотов - признак книжной речи. Поэтому при подготовке к изложению этой темы лучше всего планировать цикл уроков, чтобы в процессе корректировать свои дальнейшие действия. Целесообразно также некоторые уроки (или их элементы) сопровождать презентацией. При подготовке конспектов были использованы ресурсы Интернет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл уроков по теме «Причастие»Цикл уроков по теме «Причастие»









Разработки

открытых и рабочих уроков






Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Передереева О.С.

Снежное






Тема урока: Причастие. Причастный оборот

Цели урока:
дать представление о причастии как о самостоятельной части речи;

познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию;
формировать умения отличать причастия от прилагательных;

дать понятие о причастном обороте;

воспитывать интерес к урокам русского языка;

Ход урока

1.Организационный момент

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний

Слово учителя. Ребята, мы с вами на прошлом уроке закончили знакомиться с самостоятельной частью речи - глаголом. Однако. Мы продолжаем изучать морфологию и в течение последующих уроков будем постоянно обращаться к знаниям по теме «Глагол». Нам уже известно, что у глагола есть две особые формы. Какие?

О какой из них великий русский ученый сказал «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»? (слайд 1) Конечно же, о причастии. Мы плавно перешли к теме нашего сегодняшнего урока.

3.Тема, цели урока (слайд 2)
4.Работа над темой урока

1) Лингвистическое исследование.

Сравните и проанализируйте примеры (запись в тетради, учитель - на доске):

Падает лист - падающий лист - кленовый лист

Упал лист - упавший лист - желтый лист

Какой мы можем сделать вывод? Причастие имеет грамматические признаки прилагательного и глагола.

2) Работа с книгой с. 161. Прочитайте теорию и схематически запишите в тетрадь, какие же признаки глагола и прилагательного есть у причастия. Проверим себя (слайд 3)

Причастие

Глагол прилагательное

вид род

время число

возвратность падеж

2) Тренировочные упражнения.

Причастие очень похоже на прилагательное, но мы должны помнить, что причастие обозначает признак по действию, а прилагательное - непроцессуальный признак предмета.

Выполним такое задание: перед вами предложения. Из них левый столбик выписываем причастия, в правый - прилагательные. Работаем самостоятельно (карточки на столах), (слайд 4)

На улице светило яркое солнце.

Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.

С неба падали холодные снежинки.

Смирно стоят зеленеющие ели.

В поле завывает злая вьюга.

Падающий снег сверкал на солнце.

Заяц оставил на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание (слайд 5)

Причастия Прилагательные
уснувший яркое

скованной холодные

зеленеющие злая

падающий маленькие

заколдованный загадочной

Давайте вспомним, что такое словосочетание (это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически).

Выполняем следующее задание: из предложений выписать словосочетания с причастием, определить главное слово в каждом.

Уснувший в берлоге, скованной льдом, зеленеющие ели, падающий снег, заколдованный лес (слайд 6).

Те словосочетания, в которых главное слово причастие, являются причастным оборотом. Так что же такое причастный оборот?

Причастный оборот - это причастие с зависимым словом (слайд 7).

Причастный оборот всегда поясняет какое-либо слово, как и причастие.

Может стоять перед определяемым словом и после него.

Следующее задание - графический диктант. Перед вами 10 предложений. Вы должны заполнить таблицу, указав в ней, есть ли в предложении причастный оборот и его местоположение (карточки и бланки для заполнения на столах (слайд 8)

1.Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…

2.Кленовый лист, сорванный с ветки сильным порывом ветра, ещё долго кружился в воздухе.

3.Улетающие на юг журавли напомнили о скором приближении холодов.

4.Впереди было семь километров размытой дороги и пять километров асфальтного шоссе.

5.Художник в своей картине отразил настроение, навеянное первыми осенними заморозками.

6. Я стоял, околдованный прелестью осеннего леса.

7. Настала осень, из шкафа в прихожую переместились забытые за лето пальто, шапки, зонты.

8. Вдруг все исчезло в густеющем тумане.

9. Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…

10. Солнце все чаще и чаще скрывается за набегающими тучами.

Проверим себя (слайд 9)

Номер предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Причастный оборот стоит перед определяемым словом

+

+

Причастный оборот стоит после определяемого слова

+

+

+

+

В предложении нет причастного оборота

+

+

+

+

5. Итоги урока. Оценивание.

Вот и подходит к концу наш урок. Давайте выясним, чем же пополнился ваш личный чемодан знаний (слайд 10). Ответы детей.

6. Домашние задание (слайд 11)

1) выучить теоретический материал на с. 161

Выполнить задания на выбор:

-низкий и средний уровни - упр. 318

-достаточный и высокий уровни - составить сочинение-миниатюру ( до 10 предложений) «Тайны осеннего леса», используя причастия.

(В ходе урока используется презентация)


*****

Тема: Причастный оборот (продолжение темы). Построение предложений с причастными оборотами.

Цели: повторить основные теоретические сведения о морфологических признаках причастия, способствовать формированию знаний о причастном обороте;

развивать умение находить в предложении причастия и причастные обороты, правильно ставить запятые в предложениях с причастным оборотом;

воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент. Работа в парах.
II. Актуализация знаний.

1).Проверка домашнего задания.

2).Самостоятельная работа по карточкам. Учащиеся получают карточки с заданием: написать автобиографию причастия.

Автобиография причастия

Я, причастие, ___________________, обозначаю _______________,

Происхожу из семьи частей речи ______ и _____. Мой отец глагол, оставил мне в наследство свои признаки:__________________________
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос _______, свою синтаксическую роль ___________, научила изменяться по __________.

Вот сейчас я стою в форме______ рода, _______ падежа, ______ числа.

В предложении выполняю роль _________________________________.

III. Тема, цель.

IV. Работа над темой урока.

1.Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы с вами не только познакомились с причастием, его грамматическими признаками, но и узнали, что причастие может иметь зависимое слово. Что же такое причастие с зависимым словом? (причастный оборот). Давайте с вами потренируемся находить словосочетания, которые будут называться причастным оборотом.

2.Тренировочное упражнение.

Выпишите словосочетания, в которых причастие является главным словом.

Сосредоточенный на деле, молотый кофе, движущиеся по шоссе, возглавляемый руководителем, задремавший пассажир, колышущийся на ветру, решённая проблема, замерзающий на морозе, заброшенный сад, раскрытые двери, застроенный коттеджами.

Составьте с двумя выписанными причастными оборотами предложения.

3.Работа с книгой.

Стр. 169, пунктуация при причастном обороте + комментарии учителя:

- правый поворот по Н. Романовой: «ищем слово - смотрим вправо - задаем вопрос - отвечаем всей фразой»

Знакомый попугай, говорящий по-турецки, сидит на лампе.

- о случаях, когда определяемое слово - местоимение:

Появившийся недавно, он стал главным в нашей семье.

4.Тренировочные упражнения.

1).Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните, какими выразительными языковыми средствами пользуется автор этого описания (карточки на столах).

Высокая, громадная тишина.

Ели, стоявшие по колено в сугробах, были громадно высоки. По сравнению с ними телеграфные столбы казались маленькими, как спички. Но ещё выше елей было небо, всё засыпанное зимними звёздами. Особенно прекрасно сверкали звёзды на чёрном бархатном треугольнике неба, соприкасавшемся с белым треугольником бегущей дороги. Там дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий, словно выграненных из самых лучших и самых крупных алмазов в мире.

Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звёздам, но он был не в силах, ни погасить, ни даже ослабить их блеск. Они играли ещё ярче, ещё прекраснее.

А вокруг стояла громадная тишина, которая казалась выше елей, выше звёзд и даже выше самого чёрного бездонного неба. (В. Катаев)

Спишите предложения, которые осложнены причастными оборотами. Графически объясните постановку знаков препинания
(учитель поясняет, как грамматически можно изобразить причастный оборот)

2).Расставить знаки препинания в предложениях.

Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.

Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала.

Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.

Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здоров.

Не замеченный противником батальон зашёл в тыл.

3).Устрани повтор слова который, заменив одно из сочетаний причастным оборотом.

Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. Мы ступаем на тропинку, которая вьется среди кустарника, который растет по берегу. Туристы, которые шли по компасу, скоро выбрались на дорогу, которую размыли ливни.

V. Итоги урока. Какими новыми и полезными знаниями вы наполнили сегодня свой «Чемодан знаний»?

VI.Домашнее задание:

1.Правило с. 168-169;

2.Низкий и средний уровни - упр. 339

Достаточный и высокий уровни - подобрать 5 загадок с причастными оборотами, графически объяснить постановку знаков препинания в них.

*****

Тема: Действительные причастия. Образование действительных причастий настоящего времени.

Цели и задачи:

1.Учить различать действительные и страдательные причастия.

2. Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах: отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать причастия.

3. Воспитывать орфографическую зоркость учеников.

Тип урока:

Комбинированный - изучение нового материала, совершенствование приобретенных ранее знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент. Работа в тетрадях.

  2. Актуализация опорных знаний.

1).Проверка домашнего задания (упражнение, загадки)

2). Практическое задание.

Записать словосочетания, распространив причастие зависимыми словами:

Пожелтевшая листва, на пестреющем лугу, задержанный нарушитель, разбитое стекло, движущийся предмет.

Наблюдения, выводы, переход к теме урока.

  1. Тема. Цели урока.

  2. Работа над темой урока.

1).Ознакомление с теоретическим материалом из учебника.

2). Распределительный диктант:

Опавшие, отнятая, ведущая, посаженные, зажженный, играющий, выпавший, прочитанная.

3). Слово учителя об образовании действительных причастий настоящего времени (+ теоретический материал из учебника):

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола наст.времени несов.вида при помощи суффиксов -ущ/-ющ (I спр.) и суффиксов -ащ/-ящ (II спр.).

Для образования причастий необходимо:

- отбросить личное окончание глагола и получить основу;

- присоединить соответствующий суффикс и нужное окончание

Например, нес/ ут + ущ+ ий - несущий

Леч/ ат+ ащ+ ий - лечащий.

4) Тренировочные упражнения.

- Пользуясь словами каждой из групп, составьте словосочетания, образуя от глагола действительное причастие настоящего времени (карточки).

Образец: Солнце, земля, обогреть - Солнце, обогревающее землю

1.Человек, дерево, сажать.

2. Футболист, мяч, бить.

3. Учитель, ученик, спросить.

4. Механик, аппарат, ремонтировать.

5. Каменщики, дом, строить.

6. Хозяйка, дом, строить.

7. Библиотекарь, книга, рекомендовать.

С двумя словосочетаниями составьте предложения, объясните пунктуацию в них (причастный оборот).

- Работа в парах.

Определите спряжение и вид глаголов, образуйте от них действительные причастия настоящего времени (карточки).

Образец: пилить (II спр., несов. вид) - пил+ -ащ/-ящ= пилящий

Слышать, ненавидеть, клеить, победить, возвращать, припоминать, гонять, сопровождать, прерывать, рекомендовать, возбуждать, появиться, прочитать, вращать, обстреливать, вовлекать, поддерживать, мыслить, подавлять, приручать, выучить, обижать, обидеть.

Анализ выполнения задания.

Проблемный вопрос: от всех глаголов получилось образовать действительное причастие настоящего времени? Почему?

  1. Итоги урока.

6. Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал по теме из учебника;

2) низкий и средний уровни - выполнить упражнение из учебника;

достаточный и высокий уровни - написать сочинение-миниатюру «Угадай героя», используя действительные деепричастия настоящего времени.

*****

Тема: Действительные причастия. Образование действительных причастий прошедшего времени.

Цели и задачи:

1. Познакомить со способами образования действительных причастий прошедшего времени, правописание суффиксов.

2. Отрабатывать навыки образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

3. Воспитывать орфографическую зоркость учеников.

Тип урока:

Комбинированный - изучение нового материала, совершенствование приобретенных ранее знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока


  1. Организационный момент. Работа в тетрадях.

  2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (упражнение, сочинение «Угадай героя»)

  1. Тема. Цели урока.

  2. Работа над темой урока.

1).Слово учителя об образовании действительных причастий прошедшего времени (+ теоретический материал из учебника):

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы гл. прошедшего времени) глаголов совершенного и несовершенного времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-:

Чита-ть - читавший, нес-ти - несший.

2). Тренировочные упражнения.

- Выпишите словосочетания с действительными причастиями, определите вид, спряжение и время причастий (карточки).

Образец: на пестреющем лугу - несов. вид, I спр., наст.время

О движущемся предмете, опавшие с тополя, написанная учеником, построенный дом, ведущая в парк, упавшим вниз, у потревоженных птиц, разлившаяся по небу, опрокинутый котенком, сидящая девочка, засыпанные аллеи, посаженные весной, сверкающий на солнце.

- Списать предложения, схематически объяснить пунктуацию в них (знаки препинания опущены). Определить время причастий, выделить суффиксы (карточки).

Студенты приехавшие в лагерь спешат к реке.

У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

Я узнал мальчика несущегося мне навстречу на велосипеде.

Я знаю почтальона носящего нам письма.

Приходящий поздно вечером сын обычно ужинал на кухне один.

  1. Итоги урока.

Работа с книгой - выполнить упражнение из учебника по изучаемой теме, в действительных причастиях прошедшего времени выделить суффиксы

  1. Домашнее задание:

  1. Выучить теоретические сведения из учебника:

  2. Выполнить из учебника упражнение с творческим заданием (например, исправить ошибки в образовании и употреблении действительных причастий прошедшего времени).

*****

Тема: Страдательные причастия. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Цели:

1. Познакомить учеников со способами образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, правописанием суффиксов.

2. Отрабатывать навыки образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

3. Работа над развитием устной и письменной связной речи.

Тип урока:

комбинированный - изучение нового материала, совершенствование приобретенных ранее знаний, умений и навыков

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент. Работа в тетрадях.

II. Актуализация знаний.

1).Проверка домашнего задания.

2). Фронтальный опрос (прием «да-нет»)

- причастие образовано от глагола и прилагательного - да

- причастие обозначает непроцессуальный признак - нет

- причастия бывают действительные и страдательные - да

- причастие согласуется с определяемым словом - да

- причастие с зависимым словом - это причастный оборот - да

- причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми - нет

- определяемым словом может быть только существительное - нет

- действительные причастия настоящего времени образуются от основы инфинитива - нет

- действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов - да

- действительные причастия образуются при помощи различных префиксов - нет

- причастия изменяются по числам, родам, временам - да

- причастие м.б. возвратным - да

- страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие извне - да.

III. Тема, цели урока.

IV. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.
Страдательные причастия настоящего времени обычно образуются от основы переходных глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ем-/-ом- (I спряжение) и с помощью суффикса -им- (II спряжение).

Читать - читают - чита- + ом/ем = читаемый

Чтить - чтят - чт+ -им = чтимый
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы глагола прошедшего времени) переходных глаголов совершенного (реже - несовершенного) вида при помощи суффиксов -нн-,-енн-, -т-.

Прочитать - прочита-+ нн/енн= прочитанный

2. Работа с книгой.

Теоретический материал, с. 176-177.

3. Тренировочные упражнения.

1.Объясните написание следующих слов (определи время, спряжение причастий):

Муч…мый жаждой, рекоменду…мая книга, сжига…мое топливо, уважа…мый всеми, умножа…мое число, вид…мый простым глазом, колебл…мый ветром, взвешива…мый товар, забива…мый в стену гвоздь.

С тремя словосочетаниями составь связанные между собой по смыслу предложения.

2. От предложенных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Прикрыть, решить, возводить, разбить, сооружать, увидеть, купить, заклеить, расколоть.

К двум причастиям подберите зависимые слова, с полученными причастными оборотами составьте предложения, объясните пунктуацию в них.

3. Физкультминутка. Молодцы! Хорошо поработали, наверное, устали.

Если причастие действительное, то поднимаем руки вверх, если страдательное - разводим руки в стороны.

Победившая - побежденная, разбитое - разбивший, привезенный - привезший, оберегающий - оберегаемый, написавший - написанный.

4. Игра «Корректор».

Исправьте предложенные предложения, выделите суффиксы причастий:

Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

Повесть, поливаемая садовником, известна всем.

Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее.

Ухажер, гонимый ветром, не пришел на встречу.

Цветы, обучаемые на уроке, красивы.

Тучи, редактируемые корректором, обещали дождь

V. Итоги урока.

1.Заполните таблицу

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать





(переходный сов. вида) решить




(непереходный несов. вида) дремать




(непереходный сов. вида) задремать




2.Самоконтроль.

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

инфинитив

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный, несов.вида, I) читать

читающий

читавший

читаемый

читанный

(переходный, сов.вида, II) решить

----

решивший

----

решенный

(непереходный, несов. вида I) дремать

дремлющий

дремавший

---

----

(непереходный, сов. видаI) задремать

----

задремавший

---

---

Учитель: А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми? (Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий). От чего это зависит? (От переходности-непереходности глагола и от его вида).

3. Какими новыми знаниями по теме «Причастие» наполнился наш «чемодан знаний»?

VI. Домашнее задание:

  1. Правило с. 176-177;

  2. Низкий и средний уровни - упр.357,

Достаточный и высокий уровни -

упр. 359 (I вар. - А, II вар. - Б),

подобрать 10-15 слов по изученному материалу для словарного диктанта.

*****

Тема: Полные и краткие страдательные причастия. Их роль в предложении.

Цели:

1. Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложениях.

2. Формировать умение различать полные и краткие формы причастий, образовывать от полных форм краткие.

3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока:

комбинированный - изучение нового материала, совершенствование приобретенных ранее знаний, умений и навыков

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока.

I.Организационный момент. Работа в тетрадях.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2. Словарный диктант (домашнее задание для сильных учеников)- 2 ученика.

III. Тема, цели урока.

IV. Работа над темой урока.

1. Работа с книгой. Теоретические сведения о кратких причастиях, с.178

2. Сопоставление полных и кратких страдательных причастии

Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):

Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.

Полный стадион освещен мощными прожекторами.

В окно, распахнутое настежь, влетела птица.

Окно распахнуто настежь.

В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых - краткие.

Сопоставим этот факт с известными нам полными краткими прилагательными: хороший - хорош, белый - бел, смелый - смел и т. д.

Задание:

Образуйте, если возможно, краткие формы следующих прилагательных: честный, добрый, металлический, лисий, резкий.

Измените образованные формы по родам и числам.

Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.

3. Тренировочные упражнения по теме урока.

1) работа с книгой:

-упражнение356 (образовать от предложенных причастий краткие формы + орфоэпическая разминка);

-упражнение 366 (перевод с украинского языка)

2) практическая работа с языковым материалом:

Замените полные причастия краткими, выделяя в них суффиксы. Образец: потерянное время - время потеряно.

Обещ..нный отдых, засе..нное поле, сожж..нное письмо, застрел..нная птица, услыш..нный ответ, нарисов..нный портрет, отправл..нная корреспонденция, собр..ный урожай, скош..нная трава, выращ..нный колхозниками, задерж..нный пограничниками, накормл..нный ребёнок, получ..нный ответ, воплощ..нный замысел, запрещ..нный приём, освещ..нный зал, взвеш..нная мука, раззвеш..нные картины

В двух словосочетаниях распространить причастие, составить с ними предложения.

V. Итоги урока. Какими новыми и полезными знаниями вы наполнили сегодня свой «Чемодан знаний»?

VI. Домашнее задание:

  1. Правило с. 178-179;

  2. Низкий и средний уровни - упр.363,

Достаточный и высокий уровни - подобрать 5 фразеологизмов с краткими причастиями, составить с ними предложения (если получится - связный текст).



© 2010-2022