Рабочая программа по литературе для 8 класса

Настоящая  рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004г №1089), Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2010 .), санитарно-эпидемиологических требований  к условиям и орга...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Принято педагогическим советом Утверждено приказом МБОУ

Протокол №________ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

От _____________2014г. №______от ___________2014г.

Зам.директора по УВР _______Н.Ф.Бабкина Директор школы __ _____А.В.Зимина Рабочая программа

по литературе для 8 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №_____от ____2014г.

Руководитель ШМО_________Иванова И. Е.

Составила: Иванова Ирина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

1квалификационной категории,

стаж работы в должности - 21год.

С.Большое Анненково

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004г №1089), Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе для 5-11 классов, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010 .), санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189), учебного плана МБОУ «Большеанненковская СОШ» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий год, Основной образовательной программы МБОУ «Большеанненковская СОШ».

Данная рабочая программа ориентирована на содержание учебника : Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия в 2 частях. М.: Просвещение 2014, обеспечивающего процесс обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.



Цели и задачи учебного курса
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности

В рабочей программе специально выделены часы на внеклассное чтение, развитие речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (Из расчета 2 учебных часа в неделю).

Авторская программа рассчитана на 68 часов.

Согласно Учебному плану МБОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» рабочая программа по литературе для 8 класса рассчитана на 68 часов, то есть 2 часа в неделю.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Количество проверочных работ

Классное сочинение

Домашнее сочинение

Контрольная работа

7

2

3

2


График проведения проверочных работ

№ п/п

Вид проверочной работы

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе, литературе 18 века» (на примере 102 произведений)

26.09

2

Классное обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка»

14.11

3

Классное обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

01.12.

4

Домашнее сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

19.12.

5

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

22.12.

6

Домашнее сочинению по творчеству А. Блока, С. Есенина

13.03

7

Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина

16.04







Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса

Введение (1)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы(2)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).

Из литературы XVIII века(2+1)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века(33)

Иван Андреевич Крылов.(2)

Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

^ Кондратий Федорович Рылеев.(1)

Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).

^ Александр Сергеевич Пушкин. (10)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

^ Михаил Юрьевич Лермонтов (4)

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

^ Николай Васильевич Гоголь(7)

Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

^ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (2+1)

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Николай Семенович Лесков(1)

Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой(3)

Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

^ Поэзия родной природы(1)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

^ Антон Павлович Чехов (1)

Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века(20)


Иван Алексеевич Бунин.(1)

Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн (1)

Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье, самоотверженности и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.

^ Александр Александрович Блок (1)

Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин (2+1)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

^ Иван Сергеевич Шмелев(1)

Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

^ Писатели улыбаются (1)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин (1+1)

Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

^ Александр Трифонович Твардовский (3)

Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина -- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

^ Андрей Платонович Платонов (1)

Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

^ Виктор Петрович Астафьев (2)

Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

^ Русские поэты о Родине, родной природе (1)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

^ Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине(1)

Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


^ Из зарубежной литературы (7)

Уильям Шекспир(2)

Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

^ Жан Батист Мольер(2)

Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

^ Джонатан Свифт(1) Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

^ Вальтер Скотт(1)

Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, устоев и отношений.





Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Форма контроля

План.

дата

Факт.

дата

1

Введение. Русская литература и история.

1

Изучение нового материала

Русская литература и история.

Фронтальный опрос

01.09.

2

Устное народное творчество. Лирические песни (свадебные песни поморов)

1

Изучение нового материала

Выступление учащихся , беседа по содержанию, сжатый пересказ

Наизусть историческая песня «Пугачёв в темнице», лирическая песня «Вдоль по улице метелица метёт»

05.-9.

3

Предания о Пугачёве

1

Изучение нового материала

Выступление учащихся , беседа по содержанию, сжатый пересказ

Монологический ответ

08.09.

4

Древнерусская литература

Житие Александра Невского

1

Изучение нового материала

Выступление учащихся , беседа по содержанию, сжатый пересказ

Монологический ответ

12.09.

5

Повесть о Шемякином суде

1

Изучение нового материала

Выступление учащихся , беседа по содержанию, сжатый пересказ

Монологический ответ

15.09.

6

Русская литература 18 века.

Д. И. Фонвизин «Недоросль».Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Изучение нового материала

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Монологический ответ

19.09.

7

Анализ эпизода комедии. Основные правила классицизма.

1

Комбинированный

Особенности анализа эпизода драматического произведения

Анализ эпизода

22.09.

8

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе, литературе 18 века» (на примере 2 произведений)

1

Развитие речи

Обучение написанию сочинения на заданную тему

Сочинение

25.09.

9

Литература 19 века

Творчество И. А. Крылова. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1

Изучение нового материала

«Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Наизусть «Обоз»

29.09.

10

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Комбинированный

Личность баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

Монологический ответ

02.10.

11

К. ф. Рылеев. Слово о писателе. Дума «Смерть Ермака», её связь с историей. Характерные особенности жанра.

1

Изучение нового материала

Биография Рылеева. Думы.

Монологический ответ

06.10.

12

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Основные мотивы лирики. Творческая история повести «Капитанская дочка»

1

Изучение нового материала

Расширение литературных знаний о творчестве А. С. Пушкина

Монологический ответ

А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье», «Телега жизни»

09.10.

13

Формирование характера П. Гринёва. Анализ 1-2 глав.

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ

13.10.

14

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав.

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ «Капитанская дочка» - легенда о соколе и вороне.

16.10.

15

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ

20.10.

16

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12.

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ

23.10.

17

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Тест

27.10.

18

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Тест

30.10

19

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ

10.11.

20

Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»

1

Развитие речи

Обучение написанию сочинения на заданную тему.

Сочинение

13.11.

21

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

1

Внеклассное чтение

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ

17.11.

22

Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

1

Изучение нового материала

Расширение литературных знаний о творчестве Лермонтова

Тест

Наизусть «Два великана», «Молитва»

20.11.

23

«Мцыри». История создания поэмы. Тема произведения, значение эпиграфа, композиция.

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Монологический ответ

24.11.

24

Образ Мцыри в поэме

1

Комбинированный

Выступление учащихся, беседа по содержанию, краткий пересказ

Выразительное чтение наизусть. Отрывок из поэмы «Мцыри»

27.11.

25

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1

Развитие речи

Обучение написанию сочинения на заданную тему.

Сочинение

01.12.

26

Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.

Монологический ответ

04.12.

27

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

1

Комбинированный

Формирование аналитических способностей , умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Монологический ответ

08.12.

28

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

1

Комбинированный

Формирование аналитических способностей , умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Монолог одного из героев (по выбору)

11.12.

29

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4 действия пьесы.

1

Комбинированный

Формирование аналитических способностей , умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Монологический ответ

15.12.

30

Финал комедии и её идейно-композиционное значение. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Развитие речи

Формирование аналитических способностей , умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Сочинение

18.12.

31

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Урок контроля

Работа с тестовыми материалами

Тест

22.12.

32

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе.

1

Комбинированный

Работа с текстом.

Монологический ответ

25.12.

33

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Комбинированный

Работа с текстом, анализ

Монологический ответ

12.01.

34

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок) Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников.

1

Комбинированный

Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя.

Монологический ответ

15.01.

35

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»

1

Комбинированный

Развитие умения анализировать произведение.

Монологический ответ

19.01.

36

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

1

Комбинированный

Развитие умения анализировать произведение

Монологический ответ

22.01.

37

Л. Н. толстой. Личность и судьба. Рассказ «после бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказчика.

1

Комбинированный

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение

Монологический ответ

26.01.

38

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее

1

Комбинированный

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы

Монологический ответ

29.01.

39

Л. Н. Толстой. «Отрочество»

1

Комбинированный

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы

Монологический ответ

02.02.

40

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова

1

Комбинированный

Знакомство лирикой природы в творчестве поэтов 19 века

Чтение наизусть стихотворений

05.02.

41

А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Изучение нового материала

Выступление по заданному материалу. Комментированное чтение рассказа.

Монологический ответ

09.02.

42

Русская литература 20 века

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

Изучение нового материала

Умение отбирать основной материал из лекции учителя.

Монологический ответ

12.02.

43

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

1

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции, работа с учебником.

Монологический ответ

16.02.

44

Внеклассное чтение по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

1

Внеклассное чтение

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа

Монологический ответ

19.02.

45

А. Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её история.

1

Комбинированный

Совершенствование умения анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию.

Наизусть «Россия»

26.02.

46

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1

Изучение нового материала

Умение выявлять способы авторской характеристики героев

Монологический ответ

02.03.

47

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина, Есенина

1

Комбинированный

Высказывание собственной точки зрения по проблеме.

Монологический ответ

05.03.

48

Подготовка к домашнему сочинению

1

Развитие речи

Развитие умения писать сочинение на заданную тему.

Сочинение

12.03.

49

И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о творческом пути.

1

Комбинированный

Углубление литературных знаний

Монологический ответ

16.03.

50

Журнал «Сатирикон» Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», ироническое повествование о прошлом и современности.

1

Изучение нового материала

Углубление литературных знаний

Монологический ответ

19.03.

51

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Комбинированный

Углубление литературных знаний

Устный ответ

02.04.

52

Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина

1

Урок контроля

Работа с тестовым материалом

Тест

06.04.

53

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

1

Изучение нового материала

Углубление литературных знаний

Монологический ответ

09.04.

54

Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме.

1

Комбинированный

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа по содержанию

Анализ текста

Наизусть отрывок из поэмы

13.04.

55

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор, фольклорные мотивы, авторские отступления

1

Комбинированный

Аналитическая беседа, комментированное чтение, работа с текстом

Анализ текста

16.04.

56

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Изучение нового материала

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа.

Опрос

20.04.

57-58

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет»

2

Комбинированный

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа.

Анализ текста

23.04.

30.04.

59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Комбинированный

Чтение и анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

04.05.

60-61

Русские поэты о родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

2

Комбинированный

Чтение и анализ стихотворений

Чтение стихотворений наизусть

07.05.

62-63

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

2

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

Устный опрос

Чтение наизусть сонеты Шекспира (по выбору)

11.05.

14.05.

64-65

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии

2

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

Устный опрос

18.05.

21.05.

66

Дж. Свифт «путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство.

1

Внеклассное чтении

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

Устный опрос

25.05.

67

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

Внеклассное чтение

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

Устный опрос

28.05.

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Задание на лето.

1

Комбинированный

Систематизация и обобщение знаний

Тест

29.05.

Учебно-методический комплект и материально-техническое оснащение

Базовый учебник:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия в 2 частях. М.: Просвещение 2014

Дополнительная литература:

Коровина В.Я.. Коровин В. И., Журавлёв В. П. Читаем, думаем, спорим… 8 класс М.: Просвещение 2011

Литература в школе от А до Я. 5-11 классы

Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник

Обучающие практические работы по литературе 5-11 классы

Дидактические материалы по литературе 8 класс

Авторские методические разработки

Коровина В.Я., Збарский И. С. Литература. 8 класс: Методические советы

О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарёва «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» М.: «ВАКО», 2010

«Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной /автор-составитель С. В. Шадрина. - Волгоград: «Учитель», 2012

Электронные средства обучения

Диски:

Литература 5-11 классы.

Хрестоматия по русской литературе

Интернет-ресурсы

nsportal.ru/shkola/literatura/

rus.1september.ru/

Таблицы. Теория литературы


  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка.Тропы



32


© 2010-2022