- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения на тему Художественное своеобразие рассказа Как ангел
Урок внеклассного чтения на тему Художественное своеобразие рассказа Как ангел
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова И.С. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения в 9 классе
Тема: Художественное своеобразие рассказа «Как ангел».
Тип занятия: самостоятельная работа.
Цель: показать учащимся, как через художественные особенности рассказов автор дает нравственный портрет героев.
Задачи:
1.Актуализация у учащихся навыка работы с текстом с целью раскрытия нравственного портрета героев.
2.Развитие письменной и устной речи учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы.
3.Формирование у учащихся навыка самостоятельной работы в процессе словарно- фразеологической работы с текстом.
Ход занятия.
Слова учителя:
Но в ее произведениях никогда не дается « чисто» нравственная оценка, которая дается при помощи совокупности изобразительно- выразительных средств. Через язык повествования Л. Петрушевская передает нравственный портрет героев и тех событий, которые происходят в их действительной жизни.
Предполагаемая самостоятельная словарно-фразеологическая работа с текстом учащимися.
Л. Петрушевская использует художественную речь, которая приближенна к обыденной речи.
В рассказе « Как ангел» повествовательная интонация насыщена элементами той речи, что звучит в российских очередях, во время семейных ссор: « Встань с кровати, хвати хандрить», « Ма-а! Ну! Ма-а! Купи мне, Ма- а!» [32.20]
Мы видим, что Ангелина родилась больным ребенком, речь которой насыщенна лишь вопросами и грубой лексикой. Она бьет своего болевшего отца и говорит: « Хватит хандрить!». Требует себе подарки не только у родителей, но и на улице. « А где мой подарок? А мне?» Она не понимает, что все окружающие боятся и жалеют ее. Л. Петрушевская использует в рассказе «чернушные» изобразительно- выразительные средства, через которые дает полный портрет героини, портрет, который отталкивает общественный устой.
При помощи эпитетов писательница передает уродство Ангелины : «пухлые пальцы» , « из-под своих толстых очков», « зубки плохие», «беззубый рот».
Используя сравнения, Петрушевская преследует цель - сопоставить мир детства и мир взрослой женщины: « …распускала свои волосенки, жидкие и спутанные как пух и перья из подушки…» , « как не разевала свой клюв на манер птенчика…» . [32.21]
Героиня даже во взрослой жизни по своему интеллектуальному развитию осталась все тем же ребенком, которого баловали родственники. Но теперь ее желания усложнились, а поведение стало грубее и жестче к родителям.
Синтаксически Л. Петрушевская подчеркивает поток сознания. Бесконечные предложения передают происходящее: « … все это, однако, было в детстве Ангелины…» , « но она забывала об это каждое утро…». Фразы бесконечно льются, и так же бесконечно, однообразно идет жизнь. Этот прием Л. Петрушевская использует для того, чтобы наполнить интонацию повествования доверительностью и откровенностью.
Л. Петрушевская торопится передать все детали, поэтому перескакивает в своем повествовании с одного предмета изображения на другой; обобщает, прослеживает связь этих предметов. Для этого автор использует особую конструкцию знаков препинания: тире и запятая. «Ангелина украшала себя всем, чем могла, бусы, клипсы, банты, какие-то кольца на пухлых пальцах, браслеты, дешевенькие брошки, - только платьев она не меняла, носила какое в данный момент было, таскала не снимая, и туфли любила старые, стоптанные, а новые не терпела, отказывалась даже мерить…». Из этого отрывка можно увидеть, что автор повествует о том, что Ангелина любила украшения, одевала их, чтобы понравиться окружающим, но она не ухаживала за собой, ее не интересует чистота одежды и гигиена тела. Ангелина хочет понравиться людям, но лишь отталкивает от себя окружающих, и от этого еще больше ожесточается. [32.22]
Но в то же время Л. Петрушевская использует в своем рассказе и двоеточие, тем самым она дает уточнение событиям: почему поступает героиня именно так, а не иначе: «…она собиралась с раннего утречка и выводила мать на прогулку в любую погоду, в мороз и солнце, в дождь и ведро, в бурю и туман - причем пешком: Ангелина не выносила подземелий метро, там она начинала тосковать, нервничать и раза два кидалась с кулаками на пассажиров, которые не так на ней посмотрели…», то есть Ангелина не могла контактировать с людьми и всю злость вымещала на родителях. [32.22]
В рассказе «Как ангел» всего один риторический вопрос, который задает мать Ангелины: «Днем и ночью ее глодал один и тот же вопрос - за что ей это?» Но в этом единичном вопросе заключается весь смысл произведения. Мать любит свою дочь, не хочет отдавать ее в сумасшедший дом. Она единственная оберегает дочь и терпит ее побои. Она надеется на то, что все они умрут в один день.
И не случайно Л. Петрушевская наделила свою героиню именем Ангелина, которое совсем ей не подходит. Символически, Ангелина - ангел, приносящий радость в жизни. Но героиня совсем не ангел, она несет с собой лишь несчастья и разрушения. Мы не видим в ней ангельского подобия, напротив, раздражение, злость на всех и вся, есть откровенная агрессивность и яростное требование к себе внимания.
Д/з: написать сочинение- рассуждение на тему «Как проявить любовь к близким людям?»