Духовное развитие школьников на уроках словесности. Из опыта работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовное развитие школьников на уроках словесности.

Из опыта работы

Ведущая идея. В условиях становления новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска путей, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями. Каждый урок должен быть направлен на воспитание творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Актуальность опыта обусловлена потребностями современного общества.

Данный опыт посильно решает проблему преобразования - преподавание литературы как искусства;
- нравственное и эмоциональное воспитание личности на примере героев
художественных произведений;
- воспитание толерантности, внимательности к чужому мнению;
- развитие навыков самоконтроля, умения вести диалог с людьми разного
возраста, социального положения;
- расширение читательского кругозора, приобретение жизненного опыта на
уроках и во внеклассной работе.
Как учитель русского языка и литературы считаю, что в общественной
атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие,
милосердие, патриотизм, доброта стали дефицитом, духовное возрождение
человека - это проблема, от решения которой зависит будущее всего общества.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена
духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы:
воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание - это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Литература всегда была гордостью, совестью народа, ведь для нашей,
славянской, психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Замечу, что литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей различных исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются проблемы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и боевых сражений. Но самое главное - в них раскрывается проблема души и духа отдельного человека и народа в целом.
Теоретическая база опыта. Проблема духовности рассматривалась педагогами много лет назад. Об этом свидетельствуют труды педагогов прошлого: Я. А. Каменского, Г. Г. Песталоцци, А. Дистервега, В. А. Сухомлинского. Они единодушно выделили главные факторы, которые влияют на духовное воспитание учащихся: труд, семья, школа, учитель. На современном этапе проблемой духовности занимаются многие ученые, среди которых: А. Майкина, Г. Сагач, Т. Зазюн, С. Соловейчик, И. Зеличенко. В своей работе использую элементы технологии педагогики сотрудничества как отечественной советской школы(Крупская Н. К., Шацкий С.Т., Сухомлинский В. А., Макаренко А. С.), классической русской (Ушинский К. Д., Пирогов Н. П., Толстой Л. Н.),так и зарубежной (Ж.-Ж Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн), основы гуманно - личностной педагогики

сотрудничества Ш. А. Амонашвили.

Моя работа над проблемой «Духовное развитие школьников на уроках словесности» основывается на системе современных психолого-педагогических знаний, мониторингов, в которых учтены закономерности и условия психического развития ребенка. По убеждению таких ученых, например, как А. Н. Острогорский, В. О. Стоюнин, важнейшими средствами воспитания гуманизма и патриотизма являются литература и искусство.
В своей работе я также опираюсь на принцип обучающего воспитания,
разработанный петербургским учителем Е. Н. Ильиным. В основе него - реализация через осмысление учениками духовно-нравственных понятий и формирование нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной творческо-аналитической деятельности. Поэтому от пятого к одиннадцатому классу у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий как истина, совесть, смирение, терпение, милосердие, бескорыстие,

любовь, сострадание, достоинство и т.п.
Зная, что чтение - своеобразный диалог между читателем и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца, ставлю целью своих уроков воспитание умного читателя, чуткого к мысли писателя, к его слову. В работе широко использую технологию саморазвития. Так как воспитательный потенциал литературы заключается в формировании эмоционального мира человека, в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности, ставлю перед собой задачу дать возможность ребятам расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие.
Работая над проблемой, исходила из того, что формирование духовности
учащихся будет более эффективным, если в процессе преподавания литературы использовать специально разработанные задания, ситуации, которые ставят учеников в условия развития нравственно-эмоциональной особенности.
Основные принципы работы, которые использую на уроке:
- принцип диалогичности, открытости;
- принцип творчества и успеха;
- принцип поиска самостоятельного решения.
Ведущие методы на моих уроках:
- метод духовного контакта;
- метод самоанализа и самооценки;
- метод коллективного поиска.
Инновационный характер опыта заключается в создании системы по
раскрытию и развитию навыков самоанализа и творческого потенциала личности ученика на уроках русского языка и литературы, индивидуальная работа с одаренными детьми. На основе полученных данных мною были выделены уровни, которые определяли уровень сформированности духовности школьников. Низкий уровень характеризуется отсутствием культуры общения, ученик не стремится к лучшему в жизни, не понимает понятий «добро» и «зло», «прекрасное» и «отвратительное».
Средний уровень указывает на присутствие определенного уровня культуры в ученике, но он стремится только к личной значимости, выгоде и престижу, требует к себе большого внимания и стимулирования его деятельности.
Высокий уровень указывает на высокую познавательную активность,
присутствие культуры, знаний моральных, этических норм поведения; действия учащихся направлены на сохранение добра, прекрасного.
В своей работе стремилась выяснить, как сами ученики относятся к
использованию на уроках литературы специально созданных ситуаций по развитию духовности. С этой целью проводились индивидуальные беседы, анкетирование, которое включало в себя следующие вопросы: Интересны ли вам уроки, на которых вы рассматриваете ситуации, связанные с моралью? Вы бы хотели, чтобы уроки проводились в форме ролевой игры? Нравятся ли вам уроки-дискуссии, где раскрываются понятия «добро» и «зло»?
Технология опыта. «Уважение учащейся личности, признание ее свободы и самостоятельности должно проникать во весь школьный строй», т. е. стоять на первом плане, а предметы - это только средства (П.Ф. Каптерев). Такой подход позволяет выделить в качестве системообразующих такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. Нормы и принципы нравственности получают свое выражение в категориях духовности- идеалах добра и зла. Этот подход и стал основой моей работы.
Главная цель уроков литературы - обеспечить специальное развитие
школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к литературе как средоточению гармонии и гуманизма обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих связи человека с миром. Сделать увлекательным чтение каждого произведения, дать возможность ребятам расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие - таковы задачи, которые ставлю перед собой. А активные формы работы, например, литературно-музыкальная гостиная, урок-суд, урок - спектакль, урок-презентация, которые использую на уроке, включают в себя игровые ситуации, ролевые игры, дискуссии, разнообразные задания, раскрывающие перед учениками новые возможности, перспективы по формированию духовности.
В пятом классе, например, на уроке - путешествии по произведениям устного народного творчества проходит обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность. На аукционе мнений ученики высказывают свое мнение о пословицах: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывет», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» и многих других, которые являются не только копилкой

мудрости, но и руководством к действию.
По своему настроению, идейной направленности, например, сказка А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Через инсценизацию, иллюстрации к понравившимся эпизодам приходим к выводу: истинная красота человека - в сочетании высоких его душевных качеств с внешней красотой. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.
Целью урока в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда» (новая программа) является создание условий для понимания того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира.

Приведу пример фрагмента урока:
- Что принесла красота Мальчика-звезды другим людям?
- Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?
(Другим людям красота Мальчика - звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крыльяконоплянке, убивает мать белочки).
- А что же дети?
- Дети смеялись. Они слушались Мальчика-звезду, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.
- Так что же может нести красота людям?
( Красота Мальчика-звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика-звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).
- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика-звезды? ( Встреча с нищенкой).
- Как Мальчик-звезда отнесся к своей матери?
- Каким вы представляете себе Мальчика-звезду в этой сцене: красивым или
некрасивым? ( Некрасивы чувства Мальчика-звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека - МАТЬ).
- Как вы считаете, так что же делает людей некрасивыми?
( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).
- Получил ли Мальчик-звезда наказание за свои поступки?
- Было ли это наказание страшным для него?
- Какие чувства испытываете вы в этот момент?
( Да, Мальчик-звезда наказан. И это наказание для него есть самое страшное, т. к. кроме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, значит, он потерял все). (Обращаем внимание на рисунки, в которых отразился этот момент).
- Внешность Мальчика-звезды изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема)
( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).
- Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ
ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА-ЗВЕЗДЫ?
( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)
1 -ая ступень - ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.
- Когда он проявил эти качества?
Поднимемся выше: 2-ая ступень - СТРАДАНИЕ.
- Когда он страдает? Как?
( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страдания. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».) 3-я ступень - ТЕРПЕНИЕ.
- Где он проявляет терпение?
4-ая ступень - МИЛОСЕРДИЕ.
5-ая ступень - ДОБРО.
- В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он совершает теперь?
(Следует вывод, что поступки Мальчика-звезды бескорыстны. Сердце Мальчика- звезды стало добрым. Мальчик-звезда достигает истинной красоты)
- Какое вознаграждение получает Мальчик-звезда за свою доброту, милосердие, терпение, страдание в конце сказки?
( К нему возвращается красота внешняя).
- Найдем в тексте этот эпизод.
Вывод: Он становится красив как прежде. НО как прежде ли?
( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).
- Когда же он стал по- настоящему красив?
( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).
- Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?
( Это сочетание красоты ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).
- У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца.
Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?
Произведения замечательного русского писателя А. Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. Творчество Платонова позволяет прикоснуться к жизни «обнаженным сердцем». Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, не учит, он просто верит - верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра. И слабый, больной Юшка из рассказа «Юшка», страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по- человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Главная моя задача на уроках по творчеству А. Платонова - помочь детям понять, что эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (А.Платонов), они сильны в своем стремлении просто жить
и достойны самого глубокого уважения и искренней любви, потому что «больно одному - больно всем, умирает один - мертвеют все» (А.Платонов).
Вот фрагмент урока «Великая сила любви» (по повести А. Платонова
«Юшка»):
- Где живѐт любовь у Юшки?
(В сердце Юшки.)
- Как проявляется герой через речь? Найдите в тексте и зачитайте.

точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в

Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему,что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады.

Внимательное отношение к писательскому слову в рассказе В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой» позволяет понять природу греха и пленение им души. Мы наблюдаем, как человек лишается богоданной свободы, может даже впасть в безумие. Один грех тянет за собой другие. Они растут, как снежный ком, мчащийся с горы. Грех - это смерть духовная. Совесть мучает душу. Покаяться очень трудно, но необходимо. Среди важнейших условий для покаяния главное - любовь: нужно жалеть не себя, нужно понять персонажей и прочувствовать их боль. К такому выводу приходят ученики.

Изучая сложный для восприятия подростков роман Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание», один из уроков назвала «Тема страдания и покаяния в романе. «Правда» Сони Мармеладовой». Цель его - показать, в чем видит писатель спасение души человеческой, вскрыть глубину трагедии героев, расширить понятие «идеи» Раскольникова; раскрыть понятие «страдание» и «сострадание» с православной точки зрения. Перед ребятами ставится задача соотнести наказание и судьбы героев. В процессе дискуссии ребята дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые в них, и связанные с ними социальные проблемы. Один из эпизодов урока - обмен мнениями по вопросу, нужен ли Достоевский сегодня.

Замечу, именно на уроках литературы очень заметны возрастные интересы

учеников: если в пятом классе детей восхищают подвиги Ивана - крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ, то в одиннадцатом классе среди подростков все чаще звучат рассуждения о долге, о чести, об ответственности за свои поступки героев «Мастера и Маргариты» М. Булгакова, «Матренина двора» А. Солженицына, романа «Сто лет одиночества» Г. Маркеса…

Огромную роль в воспитании духовности у учеников играет поэзия С.

Есенина, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Блока и других. Стихотворения

русских авторов о родной природе позволяют не только привлечь внимание к

живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу, его боль - найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают

произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Книги о войне несут огромный патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.

Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Предлагаю на уроке (иногда в качестве домашнего задания) нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам.

Нравится старшеклассникам устраивать «Салон», где «внутреннее» содержание героя должно передаваться внешностью. «Будущие модельеры» разрабатывают свои модели одежды для Ярославны и Игоря, князя Мышкина и Настасьи Филипповны, Мастера и Маргариты, Кабановой и Катерины; группа «будущих историков, археологов» знакомит их с историей костюма, аксессуаров; группа «будущих музыкантов и поэтов» готовит музыкальное и поэтическое обрамление; «будущие художники, дизайнеры» устраивают декорации, продумывают бутафорию. Эта творческая работа развивает понимание художественного мира писателя, помогает почувствовать символику художника и осознать идею творчества писателя.

К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание: посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогают ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих.

Интересны учащимся и такие задания:

- написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете,

- составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы,

- составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат

Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина?

Такие приемы помогают мне следить за личностным восприятием учащихся, анализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения.

Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Работа над решением проблемных вопросов будет неполной, если не брать во внимание работу над словом, так как через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие ребенка, с помощью языка закладывается духовное и нравственное начало личности.

Как учитель русского языка считаю, что этот предмет - пространство

воспитания благодарного отношения к русскому языку. Язык - величайший

учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, их душа, которая, как сказал поэт, «обязана трудиться и день и ночь».

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим

разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся

познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Дидактический материал у меня сформирован из сгруппированных по тематике (добро/зло, смелость/трусость, дружба, учение, вежливость, долг, бережливость и т. д.) пословиц и поговорок, определяющих совокупность норм, ценностей, установок, которые регулируют человеческое поведение. Например, обращаясь к такой нравственной категории как «совесть», предлагаю в пятом классе подобрать пословицы и поговорки на тему «Правда. Совесть», выразительно прочитать их, раскрыть значение слов «правда», «совесть», «ложь», «стыд», «вина», ответить на вопросы: Всегда ли нужна правда? В

каких случаях ее можно скрыть? Присуща ли совесть как нравственное качество личности всем людям? Как понять выражения «нечистая совесть», «совесть замучила», «совестливый человек»? Задания практического характера позволяют повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, различные виды разбора.

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь ,нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками строится двумя способами: предлагаю ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие

каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, рассматриваем ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения», вспоминаем произведения УНТ на эту тему, произведения современных авторов, в которых поднимается эта проблема, строим предложения, записываем лучшие, анализируем орфограммы, пунктограммы.

При изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ- в местоимениях и наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие

предложения:

1 . Нигде не дышится так легко, как на Родине. 2. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 3. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 4. Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагаю учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и

патриотические чувства, и нравственные качества.

Для активизации внимания практикую зрительные диктанты, составленные из пословиц и поговорок о чести, совести и пользе учения. «Глаза честного - его весы», «Ум - одежда, которая никогда не износится».

Говоря о воспитании любви к родному краю, к Родине, нельзя ни вспомнить об уроках развития речи. На уроках русского языка обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то степь, горы, тундра или тайга. Для большего эмоционального воздействия привожу слова В. Белова из книги очерков «Лад»: «Родная природа, как родная мать существует лишь в единственном

числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба».

Тему «малой родины» развиваю, например, при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.

…Перед нами распростерся

Наш любимый городок.

Малой родиной зовется

Этот скромный уголок.

Любим мы свою сторонку,

Хоть на карте не видать.

Дорог край даже ребенку,

Ведь родным успел он стать.

В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с корнем - род-, а затем составить небольшой рассказ о поселке Ханженково , используя подобранные слова.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами часто использую такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Предлагаю выполнить следующие задания к тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Подобный дидактический материал позволяет воздействовать на чувства

учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

Преследуя на уроке цель повышать грамотность учащихся, использую

различные виды работы, например, «Орфографический бой». Предлагаю

раздаточный материал на нравственную тематику:

Списать, объяснить орфограммы, выделить часть слова, в которой пропущена орфограмма. Определить части речи. Найти и записать антонимы.

А…уратный , л…нивый

Чес…ный, завис…ливый

Добрый, нечес…ный

Люб…знательный, упрямый

Труд…любивый, грубый

…тзывчивый, неа…уратный

Для выявления уровня осознанности нравственной категории и оценки ее

наличия у себя использую методику «Какой я?». Предлагаю учащимся оценить себя.

Написать рядом с такими качествами как аккуратный, честный, добрый, ленивый, упрямый, грубый одно из слов: всегда, иногда, никогда.

Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме «Обособленные члены

предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово «обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чем же все-таки состоит связь члена предложения с человеком.

Интересно проходят «Уроки самопознания». «Уроки самопознания» учат

простой истине: как стать Человеком. Здесь происходит накопление опыта

нравственных взаимоотношений. Практической базой моих уроков являются

исторические и житейские рассказы, притчи, сказки, стихотворения. Использую на «Уроках самопознания» комплексный дидактический материал по нравственной тематике, содержащий проблемы, а также занимательный материал. Благодаря этому, школьники учатся лучше понимать друг друга, формируется нравственное поведение через постижение таких общечеловеческих ценностей как добро, истина, красота, духовность.

Обязательным элементом «Уроков самопознания» является обращение к личному опыту учащихся и их размышления по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Так как в практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться, использую личностно- развивающие ситуации, а именно:

- проблемную (когда идет поиск новых знаний для решения проблемы);

- прогностическую (направлена на развитие умений предвидения последствийпоступка (своего или чужого);

- конструктивную (предполагает проектирование поведения в заданных

условиях);

- оценочную (направлена на формирование и развитие навыков оценки);

- аналитическую (используется для анализа верных и ошибочных действий

участников);

- репродуктивную (предполагает возможность словесно или практически

продемонстрировать опыт поведения).

Всем хорошо известна сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький

принц». Ее текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент урока- обобщения изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.

Выбираю доверительную, сказовую интонацию, т.к. для примеров беру

сказку. Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом возрасте. Сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце».

Задумываемся над вопросом: Разве сердце может быть зрячим?

- Кто объяснит смысл этих слов? А как удалось автору так образно, ярко

выразить свою мысль? (При ответе повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.)

- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручили». Попробуем понять их смысл.

Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит:

- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, - ответил Лис.

(Диалог проецируется на доске.)

- Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по

отношению друг к другу, быть ответственным за друга?

- А теперь вернемся к предложению на слайде. Здесь много местоимений. И

это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой подбор

местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Ученики делают вывод:

- Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей ответственности.

Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное местоимение (вспомним его роль в предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих близких.

- А тот, кто очень внимательно меня слушал, обязательно заметил, что в

рассказе прозвучало еще одно местоимение - некоторые. В связи с чем оно

прозвучало? (Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим.)

- Кто эти люди? Понятно ли это из рассказа? А какие же люди не могут

понимать такой простой истины? (Это люди, не привыкшие думать о других, люди с черствым сердцем).

- А кто скажет, почему здесь употреблено именно это, неопределенное,

местоимение? (Для того, чтобы никого конкретно не обидеть таким нелепым

подозрением.)

- Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость.

Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение

каждого из них и составим свой «Словарь дружбы».

(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, такт,

внимание, заботливость, сочувствие, нежность.)

- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!

В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об

умении дружить или записать свой диалог с другом.

При изучении темы «Глагол» мы продолжаем работу с текстом сказки

Экзюпери. В начале урока звучит короткий рассказ учителя, частично

воспроизведенный на карточках:

- Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из

ближайших астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.) Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него. Вот как это было… (зачитаем). А чтобы понятен стал записанный диалог, расставим знаки препинания.

- Останься, я назначу тебя министром юстиции.

- Но ведь здесь некого судить!

- Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем

других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Очень часто сталкиваюсь с тем, что ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам и поступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Стараюсь помочь им обратить внимание на свое поведение. Объясняю в доступной форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее судить, чем других, а затем уже повторяем разряды местоимений, объясняем их правописание.

Эффективно применяется мною на уроках и такой прием как «Эпиграф».

Предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания,

записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» (Д.Лихачев). Очень важным на таком уроке является этап «исследования» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения или текста. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.

Работая над проблемой, стараюсь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приѐмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.

Наблюдая за ребятами, я вижу, как меняется их поведение, оценка окружающей действительности. Анализируя их сочинения - размышления «Что есть добро?», « В жизни всегда есть место подвигу?», «А я способен

на …?», наблюдаю, как происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, изменяется и «набор» жизненных ценностей учеников разного возраста: любовь, честность, познание, самореализация. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваю в рамках мониторинговых процедур, а это: экспертные суждения родителей, анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста, самооценочные суждения детей.

Образование - длительный этап в жизни человека. В эти годы он не только обучается, но и формируется как личность вне школы - дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления - это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрали в себя литература и русский язык.

Результативность опыта в том, что наблюдается динамика развития личности, повышается мотивация и творческая активность учеников, о чем свидетельствуют результаты учебных достижений учащихся (Приложение № 1)

Публикации по проблеме:

infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitanie-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-iz-opita-raboti-834661.html

infourok.ru/produktivnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-garantiya-visokogo-rezultata-kachestva-obrazovaniya-v-pomosch-uchitelyu-745468.html

infourok.ru/elementi-igrovih-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-745445.html

Список литературы

1.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

2.Бердяев Н.А. «О назначении человека». Париж: Изд. "Современные записки",1931 .

3. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия

«Духовные истоки воспитания». - М., 2001

4.Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

5. Дунаев М.М. «Православие и русская литература» Издательство «Престиж», -М., 2003.

6. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие: «Паритет»,2004.

7.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

19


© 2010-2022