- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические материалы «Из опыта работы по УМК Е. А. Быстровой»
Методические материалы «Из опыта работы по УМК Е. А. Быстровой»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гущина Т.К. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические материалы из опыта работы по учебнику Е.А.Быстровой.
При переходе на новые Стандарты перед учителем возникают вопросы, связанные с проблемой выбора учебника, по которому должно осуществляться обучение для достижения соответствующих требованиям ФГОС результатов.
В чем заключаются особенности учебников «Русский язык» под редакцией Е.А. Быстровой ?
Учебники и учебные издания нового поколения дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.
Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.
Выделение главных мыслей и ключевых понятий в тексте помогают ребятам самим выделить важную информацию. В учебниках большое количество творческих заданий, которые учат применять полученные знания в жизни. Задания к иллюстрациям развивают наблюдательность, умение «вычитывать» информацию из иллюстрации.
В конце каждой темы представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.
Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.
Большое внимание уделяется универсальным учебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.
Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка. Поэтому в учебниках авторы непрерывного курса, с одной стороны, регулярно обеспечивают исследовательскую работу учащихся: так организуют учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в качестве дидактического материала предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и почерпнуть полезную научную информацию, увидеть красоту художественного текста, провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как работают законы языка.
Учебник открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, предохраняет от перегрузок.
Данная учебная линия отличается и способом подачи теоретического материала. Он часто вводится в форме связных текстов объяснительного характера, к которым даются задания, помогающие учащимся усвоить материал на основе собственных наблюдений, таблиц, схем, осмыслить лингвистическую терминологию. Материал представлен с учетом типологических трудностей русского языка, но при этом предлагается открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами в родном
Особенность учебной линии - практическая речевая направленность, которая является не только целью, но и средством обучения. Учебники создают условия для речевого общения и учат общению. Они призваны вовлекать учащихся в активный познавательный процесс и в процесс овладения русским языком как средством общения.
УМК под редакцией Е.А. Быстровой выигрывает, прежде всего более научным подходом к изучению языка. Подача теоретического материала в форме беседы, его содержание, отличающееся занимательностью, разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие, интеллектуальные способности. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении, назначении, истории языка, биографические справки об ученых-лингвистах расширяют кругозор детей. Прекрасные возможности открывает этот учебник для формирования навыков лингвистического анализа текста. Выигрывает и оформление учебника.
Бесспорным достоинством учебника, конечно, является сочетание научного подхода к изучению языка и увлекательного, доступного восприятию пятиклассников, игрового способа подачи теоретического материала.
С одной стороны, соблюдены нормы научного стиля. Учебник терминологичен, все термины выделены жирным шрифтом, изложение содержания приближено к научной терминологии. Например, введены (по сравнению с учебником Т.А. Ладыженской) термины «морфема», «грамматический предмет», «фонетическая транскрипция», «инфинитив», «орфоэпия», «производное слово», «производящее слово»…Термины легко усваиваются детьми и входят в их словарный запас, что позволяет говорить о лингвистике языком лингвистики.
Кроме того, в изложении материала обращает на себя внимание то, что авторы употребляют местоимения «мы», «вы», что делает текст личностно значимым для ребёнка.
В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации.
-
Уже в условных обозначениях есть значок «скрепка», под которым располагается дополнительный теоретический материал для тех, кто может и стремится узнать больше. В частности, под «скрепкой» в теме «Омонимы» даётся понятие об омографах, омофонах и омоформах.
-
В учебнике много творческих заданий разного уровня. Предоставлена возможность учителю и ученику выбирать в зависимости от интересов, степени сложности, психологических особенностей. Например, в упр. 132 (1ч.) задание по выбору: написать сочинение «Зимнее утро» или «Иней». Или в задании на с. 135 (1 ч.) предлагается написать изложение от лица Мышки или Кошки. Кроме того, в одном параграфе может быть несколько творческих заданий, и учитель может предложить одной группе учащихся одно, а другой - другое.
Также в учебнике предполагаются возможности для организации разнообразной деятельности учащихся.
-
Учитель, работая с данным учебником, может активно использовать не только фронтальные виды работы, но и индивидуальные, и групповые. Работу в группах можно сосредоточить вокруг решения проблемы. Например: на материале параграфа 19 (2.ч.) можно организовать работу в группах вокруг вопроса, в основе которого лежит противоречие между житейскими наблюдениями детей и научными сведениями: «Кукла не дышит, не ест. Почему большинство носителей языка относят это слово к одушевлённым существительным?». Одна группа ищет аргументы в правиле, другая - в тексте упр. 139, третья - в житейских наблюдениях.
-
В учебнике представлен в большом изобилии материал для самостоятельной работы. Выполняя упражнения «Читаем, говорим, пишем», а также задания «Проверь себя», учащиеся могут проверить свои знания, осуществить взаимоконтроль и подготовиться к контрольной работе.
-
Стоит сказать и об организации деятельности по целеполаганию на примере материала учебника. Многие темы в учебнике сформулированы в виде вопроса, что побуждает ребёнка к формулировке целей урока. Например: «Какие бывают предложения по цели высказывания?». Кроме того, изложение материала или его части в начале параграфа может использоваться как средство для формулировки целей урока самими учащимися.
Воспитательный потенциал учебника
-
Научить ребёнка работать в огромном информационном поле, отбирать информацию в соответствии с поставленной целью и темой.
-
Учить обрабатывать информацию на основе учебного текста.
-
Сформировать навыки работы с текстом и над текстом.
-
Сведения о речи, общении, построении текста, типах речи, помещённые в начале учебника, задают тон всему учебнику. На основе прочитанных текстов дети учатся писать разные виды изложений, сочинения-рассуждения, описательные тексты, повествования. Таким образом, отрабатываются навыки построения разных текстов.
-
Авторами учебника мастерски подобраны тексты в соответствии с актуальной для данного возраста тематикой и проблематикой. В качестве авторов текстов часто фигурируют известные детские писатели, в том числе и современные. Учебник служит хорошим ориентиром и в плане внеклассного чтения.
-
Очень важным является то, что учебник учит адекватному пониманию текста. В частности, предусмотрена работа с опорными словами-сигналами, с темой, основной мыслью текста, с заголовком, способами выражения авторской позиции.
Можно с уверенностью сказать, что текстовый материал - это одно из главных достоинств учебника, его «изюминка».
-
Представить язык как сложную, но интересную систему, находящуюся в постоянном развитии
-
Формировать ребёнка как личность творческую, открытую для общения, способную к вербальному самовыражению.
Обучаясь по данному учебнику, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса: на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету.
Считаем, что учебник под редакцией Е.А. Быстровой открывает такую возможность. Многое в учебнике привлекает: научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания, и что немало важно, закладывает возможность качественной планомерной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе.
Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементы модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.
Список литературы
-
Федеральные государственные образовательные стандарты
-
Программа курса «Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой. 5-9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012
-
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012