Научно-исследовательская работа учащегося на тему Традиции античной драмы в трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов, пьесе Русалка и Маленьких трагедиях

Античная драма имеет свои отзвуки и созвучия во многих художественных произведениях. Русская классическая литература, театр, кино, живопись следуют многим античным традициям. Ученица 9 класс проследила их в пьесах А.С,Пушкина "Борис Годунов","Русалка","Маленьких трагедиях". Работа апробирована на НПК муниципального и федерального уровней и получила 3 место на Поволжской научной конференции им.Лобачевского. Знакомьтесь,коллеги!
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание.


  1. Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие о структуре античной драмы, ее возникновении и особенностях поэтики…………………………………………………………4

Глава 2. Отражение античной драматургической традиции в трагедии «Борис Годунов»………………………………………………………………………6

Глава 3. Элементы поэтики античной драмы в пьесе А. С, Пушкина «Русалка»……………………………………………………………………….13

Глава 4. Отзвуки античной драматургии в одной из «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери»…………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………17

4. Список использованной литературы……………………………………18




Введение

Что такое театр? Это искусство отражать, это увеличивающее стекло, это великое прошлое и великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое, это весь мир и люди в нем , это срывание масок, наказание пороков, яркие образы, панорама человеческих страданий и радостей. Это великое искусство родилось в античную эпоху и продолжает жить до сих пор, пусть опосредованно, пусть в отзвуках и созвучиях.

Интерес к данной теме - это скромная попытка популяризировать и возродить интерес к эпохе античности. Блестящая эра цивилизации - сильных, мудрых, ярких богов, полубогов, царей, гладиаторов. Она не канула в вечность, как другие цивилизации. С ней знакомы не только взрослые, но и дети, с удовольствием читающие мифы и легенды древней Греции. Просвещенному человеку сложно переоценить вклад античности в историю мировой художественной культуры. Помимо бессмертных образов литературы, архитектуры, скульптуры и философии, которыми мы наслаждаемся и теперь, в начале ХХI века, античность оказала огромное влияние еще и на развитие всех видов искусства. В частности , на развитие литературы. Многие существующие на современном этапе жанры восходят своими корнями к древнегреческим и древнеримским «предкам». Античные образы, мотивы и символы во все времена использовались авторами. Античность оказала свое влияние на литературу Эпохи Возрождения, Просвещения, на романтическую литературу.

Цель нашей работы - рассмотреть, каким образом традиции античной драматургии воплотились в отдельных в пьесах А. С. Пушкина: «Борис Годунов», »Русалка» и «Маленьких трагедиях».

Данная цель ставит перед нами следующие задачи:

1) рассмотрение необходимых литературоведческих понятий;

2) знакомство с историей возникновения античного театра и его структурными особенностями;

3) определение характерных черт античной драмы

4) выявление элементов ее поэтики в указанных пьесах А.С. Пушкина

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза: отдельные детали и элементы пьес А.С.Пушкина «Борис Годунов», «Русалка», одной из «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери» являются традиционными для жанра античной драмы.

В исследовании нами были использованы следующие методы:

1)теоретические - анализ научной и исторической литературы по проблеме исследования;

2)практические - анализ и сопоставление художественных произведений.

В первой главе дается понятие о структуре античной драмы, ее возникновении и особенностях поэтики.

Во второй главе представлено отражение античной традиции в трагедии «Борис Годунов».

В третьей главе речь идет об элементах поэтики античной драмы в пьесе А. С. Пушкина «Русалка».

Четвертая глава посвящена отзвукам античной драматургии в одной из «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери».



Глава 1.

Античная драма - древнегреческая драма. Развилась из ритуального действа (драма - слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса, которое обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса, а так же за основу брались мифологические сюжеты. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили эти сказания. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны, разные потешные мастера и т. п., они увеселяли обычно толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда - трагедия). Три крупнейших трагика Греции - Эсхил, Софокл и Еврипид - последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию аристократии на различных этапах развития. Основной мотив трагедии Эсхила - идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок был определён сверхчеловеческими силами. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»). Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала. И, наконец, Еврипид - сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией - уже отрицает религию и возвышает человека.

Однако прежде, чем приступить непосредственно к анализу произведений, следует четко уяснить, каковы же основные черты античной драмы. Во-первых, важно обратить внимание на структуру античной драмы. Изначально в спектаклях принимал участие хор и один актер. ( позже Эсхил ввел второго актера, а Еврипид - третьего). Важно также то, что в разные периоды развития древнегреческого искусства роль хора в спектакле менялась. У Эсхила хор играл важную роль, у Софокла - второстепенную, а у Еврипида хоровые партии были только вставками между основным действием. В партиях хора выражалась основная мысль драмы. Хор был полноправным действующим лицом. Хор мог осуждать героя, критиковать его, клеймить позором, жалеть его. Драмы обычно начинаются прологом. Так называется часть произведения от начала до появления хора. Хор вступал на орхестру, исполняя песню, называемую пародом. Другие песни хора - это стасимы. Они состоят из строф, антистроф и эподов. Разговоры действующих лиц между собой и их диалоги с хором называются эписодиями. Жалобный плач, исполняемый по очереди действующим лицом и хором трагедии, был назван комосом. Драмы заканчиваются эксодом - уходом хора. Хор немного беседует с одним или двумя действующими лицами драмы и уходит, исполняя заключительную песнь. Затем шли следующие композиционные части: первая песнь хора, с которой он выходил на сцену, дальнейшие эписодии и эксод- финальная часть драмы, когда хор уходил со сцены. Стоит отметить, что герой в античной драме этого периода были похожи - все они были своеобразными марионетками в руках судьбы. В этом состоит особенность конфликта. Герой античных трагедий находились в ситуациях неразрешимых противоречий с жизнью, они были во власти обстоятельств. Поэтому чаще всего герои трагедий погибали в финале пьесы, подобно Медее или Царю Эдипу. Важно, что героями трагедий были представители знатных родов, правители, герои. Отзвуки античной драматургии сохраняются в театре и по сей день. Многие элементы ее поэтики можно проследить. Конечно, искусство сцены родилось в глубокой древности, но и тогда, и теперь оно призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. И с этими задачами театр справляется до сих пор, ведь его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

Глава 2.

Рассмотрим трагедию «Борис Годунов". Замысел исторической драмы возник при чтении «Истории государства Российского» Карамзина. В них содержалась история царствования Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин составил план трагедии, в котором наметил основные сюжетные события - от пребывания Бориса Годунова в монастыре до въезда Самозванца в Москву.Поэт решительно разошелся с тогдашней драматургической традицией, склонившись на сторону исторической достоверности, а не текущей злободневности.

«Борис Годунов» стал своего рода итогом всего предшествующего творческого развития Пушкина. В этой связи трагедия Пушкина демонстрировала принципы «истинного романтизма». Это была «романтическая трагедия», по всем признакам она порывала с классицизмом: в ней не было соблюдено ни единство места (действие перемещалось из России в Польшу, из палат Московского Кремля в трактир, в корчму на литовской границе и т. д.), ни единство времени (между сценами были большие хронологические разрывы). Стихами сменялись прозой, драматические эпизоды чередовались с комическими. Наконец, конфликт - столкновение сильного, мудрого и просвещенного правителя с надличным «мнением народным» (аналог античного рока) - «воскрешал некоторые черты трагедии античной романтической школы».

Примечательно, что в драматических произведениях А. С. Пушкина новаторство синтезируется с античными теоретическими установками. Как было отмечено выше, для античной драмы характерно минимальное количество персонажей и именно ей классицизм обязан появлением правила трех единств. В «Борисе Годунове» мы не видим ни того, ни другого. Место действия постоянно меняется : из кремлевских палат м ы переносимся в келью Чудова монастыря, затем на Красную площадь и т. д. Количество персонажей здесь достигает 80 человек. Однако в произведении присутствует коллективный образ, наличие которого вызывает весьма устойчивые ассоциации с античной драмой. Это образ народа, который можно напрямую соотнести с античным хором. Именно народ и высказывает проблемы, обозначенные автором в произведении:

«О боже мой, кто будет нами править?

О горе нам!»

И комментирует поступки главных героев:

«Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь! Да здравствует Борис!»

Однако, как известно, в древнегреческом театре хор иногда делился на два полухория, которые пели свои партии по очереди, в форме диалога, иногда вступая друг с другом в спор. Осмелюсь предположить, что и в «Борисе Годунове» отголоски этого явления имеют место. Конечно, здесь нет как таковых полемизирующих частей одной толпы, но есть эпизоды, когда несколько персонажей, помимо народа, объединяются в группы и произносят реплики-комментарии в духе античного хора. Например, в финале сцены в Кракове, в доме Вишневецкого поляк Собаньский, поэт, Курбский и казак Хрущов хором восклицают:

«В поход» В поход! Да здравствует Димитрий,

Да здравствует великий князь московский!»,

А в финале описания битвы близ Новгорода - Северского такой группой являются поляки, произнесшие:

«Победа! Победа! Слава царю Димитрию!»

Аналогичная черта есть и в пьесе «Русалка». Собирательный персонаж, выполняющий роль античного хора, - группа девушек - появляется на протяжении пьесы дважды. Причем первая такая группа и называется собственно «хором». Это хор девушек в сцене свадьбы. Особое внимание должно обратить на вторую песню в этом эпизоде, которую поет незримо присутствующая на пиру дочь мельника:

«…Как вечор у нас красна девица топилась,

Утопая, мила друга проклинала.»

Именно этой песней дочь мельника напоминает князю о себе. Именно после этого происшествия лишенный покоя князь снова стремится на берег Днепра. Важно, что песня является параллелью с судьбой несчастной девушки. Ее наличие в сцене свадьбы нагнетает тревожную атмосферу, с ней в художественную ткань произведения входит мотив смерти. Второй собирательный образ в пьесе - это русалки. Но на мой взгляд, их сходство с античным хором носит формальный характер. Их песни не являются важным композиционным центром. Их присутствие роднит произведение с русским фольклором, приближает «Русалку» к жанру волшебной сказки.

Ряд исследователей указывает на то, что Пушкин в своих пьесах использует такие драматические элементы, известные еще со времен Эсхила, как устойчивые, повторяющиеся эпизоды - архетипы. Античные авторы пользовались, например, такими, как заклание, факельное шествие, молитва, выпрашивание пророчеств и др. В органично переосмысленном виде эти формы можно найти в «Борисе Годунове». Именно с заклания начинается драма и им же заканчивается. В первой сцене Шуйский говорит Воротынскому

«…Скажу, что понапрасну

Лилася кровь царевича-младенца…»

Завершается произведение тоже закланием, когда народ толпой несется ко дворцу, проклиная род Годунова.

Можно заметить, что в «Борисе Годунове» встречаются и своеобразные «выпрашивания пророчеств». В сцене «Царские палаты» царь Борис сам свидетельствует об этом языческом действе:

«Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной -

Ни власть, ни жизнь меня не веселят

Предчувствую небесный гром и горе…»

Сюда же можно отнести пророческий сон Григория Отрепьева, который он с волнением рассказывает отцу Пимену:

«Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник…»

Среди классических приемов античной драмы следует отметить традиционные сообщения вестников. Собственно говоря, в античной трагедии актер, который приносил известия хора, обменивался репликами с корифеем или со всем хором как единым целым, исполнял по отношению к последнему именно роль вестника. Поскольку хор не покидал места действия, а актер уходил, возвращался, делал новые сообщения о происходящем за сценой, то вестник и был одним из основных действующих лиц трагедии. Конечно, при необходимости актер менял обличие, исполняя в разные приходы разные роли. Он вносил динамику в пьесу, в зависимости от его сообщений менялся ход дела и настроение хора. Таким образом, вестничество было одной из главных функций актера на античной сцене. В «Годунове» такую функцию выполняет, например, Щелкалов, который в сцене на Красной площади сообщает народу (то есть хору), что «заутра» совершится последняя попытку уговорить сестру Бориса благословить его на царство. Техника драмы с тех незапамятных времен неуклонно развивалась и достигла весьма высокого уровня, а в шедеврах - удивительной виртуозности, но функция вестников до сих пор не изжита, просто они изменили свое обличие.

Пушкин не пренебрегал, где надо, этим традиционнейшим способом введения необходимой информации, особенно если важно было создать эпический фон. Так, в первой же сцене "Кремлевские палаты" роль вестника поделена между Шуйским и Воротынским. Воротынский ведет рассказ о нынешней ситуации, разворачивающейся в Москве в Новодевичьего монастыря, Шуйский же как бы дает показания в качестве свидетеля по делу убиения царевича Димитрия в Угличе. Затем две стремительные краткие сцены: народ на Красной площади и на Девичьем поле, и мы возвращаемся в кремлевские палаты. По сути, эти четыре сцены - пролог к трагедии в Самозванце и царе Борисе. Пушкин прекрасно чувствует, что в прологе уместны речи вестников, и завершает пролог устами Шуйского :

"Теперь не время помнить,

Советую порой и забывать".

В последующих сценах в роли вестников выступают многие персонажи, в том числе и Самозванец В отличие от поспешно забывающих о своих рассказах вестников Пушкин дает образ летописца-свидетеля, "исполняющего долг, завещанный от Бога". Это не беглый отчет, не торопливое описание, тщательное воспроизведение событий.

Минувшее проходит предо мной -

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно…

Жизнь, таким образом, отливается в летопись, биография - в житие.

Далее рассмотрим своеобразие конфликта. . В трагедии «Борис Годунов» отчетливо виден мифологический каркас: исчезновение Димитрия - замещение его Борисом - воскрешение его (мнимое и ложное) в облике Самозванца. В античных произведениях в центре - некий персонаж, который сталкивается с неразрешимым противоречием. В силу новаторского характера пьесы, этот канон реализуется в ней лишь отчасти. В «Годунове» есть два персонажа, «ведущих действие» - царь Борис и Григорий Отрепьев. Бориса по ряду критериев можно считать героем античной трагедии. Это человек высокого происхождения. С одной стороны, это детоубийца, которому не дает покоя его грех, с другой - мудрый правитель, чувствующий ответственность за народ. Судьба преследует Бориса Годунова «тенью царевича» и «мнением народным». В обоих случаях через нее проступает стихийное, иррациональное начало истории, к которому нельзя применить рациональные и этические категории. Так, вопреки логике Дмитрий-царевич внезапно «оживает», Борис Годунов из желанного царя превращается в «царя Ирода», его правление, принесшее народу много благ, не только не оценено по достоинству, но и отвергнуто. Поскольку орудием Судьбы, Рока выступают «тень Дмитрия» и народ с его «мнением», то народ мыслится Пушкиным тоже иррациональной стихией, которая не подчиняется рациональным и этическим законам. Конфликт, в центре которого он и находится, - это столкновение с жизненными обстоятельствами, судьбой. Как истинный герой античной трагедии, Годунов умирает, осознав перед смертью степень своей греховности и раскаявшись. Если говорить о Григории, то формально он менее соответствует древнегреческому трагическому герою. Хотя некоторые черты сходства и присутствуют -это сильная, целеустремленная личность, способная повести за собой толпу. Больше всего он становится похож на подлинно трагического героя в финале разговора с Мариной, когда произносит речь «не мальчика, но мужа». В этом монологе обнаруживается его волевая натура и гордость.

Напомним, что к протосценическим формам в античной драматургии относится и молитва. Пушкин - автор известных переложений Молитвы Господней "Отче наш…" и молитвы Ефрема Сирина - и в трагедии создает несколько образцов молений, которые органично вплетаются в ткань пьесы, не тормозя излишне драматическое действие, однако ярко характеризуя то самого Бориса Годунова, то царедворцев. Обращается поэт и к народной молитве. Так, когда в первых сценах Борис убеждает окружающих, что он "наследует и ангелу-царь", то за этими словами следует обращение к почившему Феодору Иоанновичу как к праведнику и святому:

«О праведник! о мой отец державный!

Воззри с небес на слезы верных слуг

И ниспошли том, кого ты любил,

Кого ты здесь столь странно возвеличил,

Священное на власть благословенье:

Да правлю я во славе свой народ,

Да буду благ и праведен, как ты…»

Ответом на эту молитву стал эпизод с юродивым. Старуха просит, подавая Николке копеечку: "Вот тебе копеечка; помяни же меня", и юродивый понуждает себя на эту молитву:

«Месяц светит,

Котенок плачет,

Юродивый, вставай,

Богу помолись!»

Но в ответ на просьбу царя Бориса помолится за него юродивый, как мы только что видели, не делает даже попытки. Молитвы не будет - "Богородица не велит". Есть Высший Суд. Перед кончиной царь Борис отказывается от покаяния, понимая, что не успеет спасти свою душу. Для него важнее внешнее - судьба сына, и он произносит свое завещание сыну. А предсмертная молитва царя Бориса сокращается до краткого обращения:

"О Боже, Боже!".



Глава 3.

Рассмотрим далее пьесу «Русалка». Почитание крылатых дев- берегинь, посредниц между явью и навью, восходит к древнейшим языческим временам. Русалки - это оберегали конкретно русов, на что указывает само их имя. Славянские русалки наверняка имели связь с античными rоsalia (культура-то одна, языческая). Это был праздник весны и цветов, во время которого чествовали птиц как воплощение «небесной богини умерших rosarum - воскресение роз» у древних римлян.

Какие же черты античной драмы можно здесь проследить? Помимо наличия собирательного персонажа - хора в ней также присутствуют античные черты. В первую очередь, это характер конфликта. Один из героев - князь - в начале произведения формулирует идею о том, что обстоятельства могут быть сильнее и что люди вынуждены им подчиняться:

«…нет на свете

Блаженства прочного: ни знатный род,

Ни красота, ни сила, ни богатство,

Ничто Беды не может миновать…»

«Князья не вольны,

Как девицы - не по сердцу они

Себе подруг берут, а по расчетам

Иных людей, для выгоды чужой.»

Кроме того, в драме присутствует любовная интрига - благодаря ей содержание конфликта расширяется, углубляется. Судьба препятствует счастью князя и дочери мельника, и девушка, как истинно античный трагический герой, предпочитает вечным страданиям смерть. Однако после смерти, превратившись в покровительницу русалок, она не забыла причиненных ей страданий и вынашивает мысль о мести. На мой взгляд, не только в конфликте, но и в самом характере героини сильно античное, возможно, даже героическое начало.

Что касается устойчивых форм, то в «Русалке» можно обнаружить пророчество - вторая песня девушек на свадьбе, в которой говорится об утопившейся девушке и проклятии ее «мила друга». Кроме того, как и в «Годунове», здесь присутствует герой-вестник. Эту функцию здесь выполняет ловчий, который передает известие князю от его жены.

Следует отметить, что отголоски античной драматургии присутствуют в пьесе и на языковом уровне. Речь идет об обилии в монологах героев риторических вопросов и восклицаний. Это явление усугубляет трагический пафос происходящего. Князь восклицает: «Что делать!», «Несчастная! Как быть?», «Какая жалость!» ( для сравнения - Медея у Еврипида воздевает руки к небу с возгласами : «О смерть! О злая смерть!»).





Глава 4.

Обратимся к одной из «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери». Как и другие «маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери» имеет праобразом тип античной драматургии. Это напоминает драму романтического типа, со всем, что в ней было от классицизма и даже от античной драмы . Конфликт воплощен в двух героях трагедии: рационалисту Сальери противопоставлен непредсказуемый романтический характер Моцарта. Двумя именами озаглавлена трагедия, двое и формируют разворачивающийся в ней трагический конфликт. Надвое расщеплен изображенный в трагедии мир. И две сцены, оформленные двумя противоположными способами, воплощают трагическую историю. Первая сцена -монологи Сальери. Это монологи, типичные для античной драмы. В них - страсти, раздирающие душу героя. Герой обнажает свое прошлое и настоящее и свои намерения. Моцарту предоставлен гораздо меньший объем речи, в ней он представлен каждый раз фрагментарно, и судить о нем можно не столько по монологам, сколько по репликам. Слово героя - это его убеждения, слово - это закон классицизма ( напомним - монолог героя античной драмы) и это закон Сальери. И в эти его монологи незаконно врывается Моцарт с его «фиглярской» выходкой, с его «безделицей» - музыкальным полупризнанием, для Сальери невнятным. Первая сцена контрастно противоположна второй - раскрытой, незавершенной, оборванной на вопросе. Во второй сцене происходит самое главное, именно в ней свершается таинство жизни и смерти. Это отсылает нас к «сквозным» сюжетам античности: столкновение добра и зла. Основное следствие того, что это произведение столь невелико по своему объему - это предельная, максимальная напряженность коллизии. Исследователи отмечают, что это безусловно роднит пушкинскую трагедию с античной. Как и «Бориса Годунова», и «Русалку», «Моцарта и Сальери» роднит с античной трагедией специфика конфликта. Сальери -талантливый музыкант, влюбленный в свое дело. Однако его, в отличие от Моцарта, не озарил свет гениальности. Сальери, с одной стороны, признает талант своего друга- врага, а с другой - обречен отравив Моцарта, он , однако, близок к катарсису. Он начинает верить в правоту Моцарта, сомневаться в себе:

«…Но неужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные…»

Но сразу после этих слов он старается переубедить себя: «Неправда». То есть внутренний конфликт, который терзает душу Сальери, на момент финала пьесы является неразрешимым.

Кроме того, стоит отметить , что в этой трагедии ( в отличие от «Бориса Годунова» и «Русалки») сохраняется относительное единство места и действия, а происходящие события укладываются в рамки одного дня.




Заключение

Сопоставление полученных в ходе исследования результатов с существующими теоретическими данными позволяет сделать вывод о следовании А. С. Пушкиным в пьесах «Борис Годунов», «Русалка», «Маленьких трагедиях» некоторым традициям античной драмы.Элементы античной драматургии в пьесах Пушкина реализуют себя на многих уровнях:

Во-первых, на идейно-художественном. Это проявилось в использовании протосценических форм и напряженности драматической коллизии.

Во-вторых, на сюжетно-композиционном уровне. С этим связано своеобразие конфликта, использование персонажей, выполняющих конкретные функции в художественном пространстве произведения (хор, вестник)

В-третьих, влияние античности ощущается на языковом уровне - благодаря использованию различных фигур речи.

Стоит, однако, отметить, что Пушкин не слепо подражал традиции античной культуры, а как истинный художник органично сочетал каноны и новаторство.



Список использованной литературы:

1.Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»// Маленькие трагедии. - Интернет-публикация.

2.Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: «Художественная литература», 1978.

3.Вацуро В.Э. Из цикла передач «Моцарт и Сальери» Марио Корти на радио «Свобода»// Интернет-версия.

4.Рассадин С. Драматург Пушкин. М.: «Искусство», 1977.

5.Томашевский Б. Пушкин. М: «Художественная литература», 1990.

6.Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского. - М: 1998 - стр. 301-302.

7.Учебник по истории средних веков. Издательство "Просвещение", Москва,1984г

8.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.

9."История зарубежного театра", под редакцией проф. Г.Н. Бояджиева и

проф. А.Г. Образцовой. Издательство "Просвещение", Москва,1981 г.

10 .И.М.Тронский "История античной литературы". Издательство "Высшая школа", Москва,1988 г.



17


© 2010-2022