- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План урока на тему Сложноподчиненные предложения
План урока на тему Сложноподчиненные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Саландаева Е.В. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчинённые предложения».
Цели: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи:
1. Обучающие задачи: закрепить полученные знания о СПП; тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; обучать школьников анализу текста.
2. Развивающие задачи: формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.
3. Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «Power Point», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
Слово учителя: Ребята! Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках вы учились определять виды придаточных предложений. Мы с вами тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задачи нашего урока (Слайд №2):
1) закрепить полученные знания о СПП;
-
тренироваться в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
3) учиться анализировать текст.
Запишите число и тему нашего урока (Слайд №3)
3. Повторение изученного: (Слайд №4)
а) Теоретическое. Определение сложноподчинённого предложения.
- Дайте определение сложноподчинённого предложения
Ответ: Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
- Из чего состоит сложноподчинённое предложение?
Ответ: из главного предложения и придаточного.
- Как связаны главное и придаточное предложения?
Ответ: Они связаны с помощью подчинительной связи (подчинительных союзов и союзных слов), а также интонации.
б) Практическое (Слайд №5)
Задание 1. Тест.
Учитель: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем мы проверим свои ответы".
Верно ли утверждение, что:
-
Союзы что, если, где - подчинительные?
-
Предложение - это синтаксическая единица?
-
Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к существительному или другому слову в значении существительного?
-
Союз но - подчинительный?
-
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
-
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?
-
[ ], (который...) . - схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1.1 2.1 3. 1 4. 0 5.1 6. 0 7.1 (проверка на доске).
(Учащиеся проверяют, исправляют свои ошибки. Девятиклассники выставляют себе оценку, исходя из следующих критериев: отсутствие ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки - «3», 5 и более ошибок - «2»). (Слайд №6)
В) Учитель: Какие виды придаточных предложений вам известны?
Заполните схему. (Слайд №7)
(Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите схему. Расскажите о строении предложений. Дополните схему своими предложениями»).
^ Виды придаточных предложений
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными изъяснительными
^ СПП с придаточными
обстоятельственными
отвечают на вопрос какой? и относятся к существительному или другому слову в значении существительного главного предложения.
отвечают на падежные вопросы и относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния.
относятся ко всему
главному предложению
-места;
-времени;
-причины;
-следствия;
-уступки;
-цели;
-образа действия;
-меры;
-степени;
-сравнения
- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений?
Ответ: По средству связи и по вопросу.
Задание 2. Соедините придаточные предложения с главными. Запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы. Определите виды придаточных. (Слайд №8)
1. Николай и не заметил
1. надо прилежно учиться.
2. Скучен день до вечера
2. которая бывает в начале сентября.
3. Бывают такие дни
3. коли делать нечего.
4. Установилась тёплая, солнечная погода
4. когда с особой силой чувствуешь красоту природы.
5. Чтобы получить хорошую профессию
5. что стало светать.
Самопроверка (Слайд №9).
1. Николай и не заметил, что стало светать.
[ ], что ( ). СПП с придаточным изъяснительным
2. Скучен день до вечера, ежели делать нечего.
[ ], ежели ( ). СПП с придаточным условия
3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. [ ], (когда ). СПП с придаточным определительным
4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. [ ], (которая ). СПП с придаточным определительным
5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.
Чтобы ( ), [ ] . СПП с придаточным цели
Учитель: Мы с вами записали сложноподчинённые предложения с одним придаточным. А может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько придаточных?
Ответы учащихся.
4. Комплексный анализ текста. (Текст напечатан на листочках. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки) (Слайд №10)
(1) Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели, человек может уже считать себя счастливым.
Д.Писарев
Задания:
-Прочитайте текст.
- Какую тему поднимает автор в своём тексте?
Ответы учащихся.
-Над какими видами орфограмм вы работали?
(«Правописание гласных в приставке», «Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и наречий»).
-Составьте схему 3 предложения. Определите вид подчинения.
- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
- Какую роль выполняют знаки препинания в сложном предложении?
Ответ: Знаки препинания в сложном предложении выполняют две функции: разделительную (в ССП разделяют простые предложения в составе сложного) и выделительную (в СПП выделяют придаточное предложение).
5. Домашнее задание. (Слайд №11)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны знаки препинания в сложном предложении».
6. Подведение итогов урока.
Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке; итоговую оценку выставляет учитель после проверки тетрадей).
Учитель: Мы обобщили материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы:
- Главным для меня на уроке было то, …
- Меня порадовало на уроке то, …
- Теперь я буду знать, что …
- Меня огорчило то, что …