План урока на тему Сложноподчиненные предложения

  Самоанализ урока Класс 9 (25 обучающихся)  Тема урока « Сложноподчиненное предложение» Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе СПП Задачи: Обучающие: закрепить полученные знания о СПП; тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП; обучать школьников  анализу текста.   Развивающие: формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.   Воспитательные: в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчинённые предложения».

Цели: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи:
1. Обучающие задачи: закрепить полученные знания о СПП; тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; обучать школьников анализу текста.

2. Развивающие задачи: формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.


3. Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «Power Point», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

Слово учителя: Ребята! Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках вы учились определять виды придаточных предложений. Мы с вами тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задачи нашего урока (Слайд №2):
1) закрепить полученные знания о СПП;

  1. тренироваться в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

3) учиться анализировать текст.


Запишите число и тему нашего урока (Слайд №3)

3. Повторение изученного: (Слайд №4)
а) Теоретическое. Определение сложноподчинённого предложения.

- Дайте определение сложноподчинённого предложения

Ответ: Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
- Из чего состоит сложноподчинённое предложение?

Ответ: из главного предложения и придаточного.

- Как связаны главное и придаточное предложения?

Ответ: Они связаны с помощью подчинительной связи (подчинительных союзов и союзных слов), а также интонации.

б) Практическое (Слайд №5)

Задание 1. Тест.

Учитель: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем мы проверим свои ответы".


Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где - подчинительные?

  2. Предложение - это синтаксическая единица?

  3. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к существительному или другому слову в значении существительного?

  4. Союз но - подчинительный?

  5. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  6. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?

  7. [ ], (который...) . - схема сложноподчиненного предложения.


После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1.1 2.1 3. 1 4. 0 5.1 6. 0 7.1 (проверка на доске).

(Учащиеся проверяют, исправляют свои ошибки. Девятиклассники выставляют себе оценку, исходя из следующих критериев: отсутствие ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки - «3», 5 и более ошибок - «2»). (Слайд №6)

В) Учитель: Какие виды придаточных предложений вам известны?

Заполните схему. (Слайд №7)

(Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите схему. Расскажите о строении предложений. Дополните схему своими предложениями»).


^ Виды придаточных предложений


СПП с придаточными определительными


СПП с придаточными изъяснительными


^ СПП с придаточными

обстоятельственными



отвечают на вопрос какой? и относятся к существительному или другому слову в значении существительного главного предложения.


отвечают на падежные вопросы и относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния.


относятся ко всему

главному предложению

-места;

-времени;

-причины;

-следствия;

-уступки;

-цели;

-образа действия;

-меры;

-степени;

-сравнения




- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений?

Ответ: По средству связи и по вопросу.

Задание 2. Соедините придаточные предложения с главными. Запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы. Определите виды придаточных. (Слайд №8)


1. Николай и не заметил


1. надо прилежно учиться.


2. Скучен день до вечера


2. которая бывает в начале сентября.


3. Бывают такие дни


3. коли делать нечего.


4. Установилась тёплая, солнечная погода


4. когда с особой силой чувствуешь красоту природы.


5. Чтобы получить хорошую профессию


5. что стало светать.


Самопроверка (Слайд №9).

1. Николай и не заметил, что стало светать.

[ ], что ( ). СПП с придаточным изъяснительным

2. Скучен день до вечера, ежели делать нечего.

[ ], ежели ( ). СПП с придаточным условия

3. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы. [ ], (когда ). СПП с придаточным определительным

4. Установилась тёплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября. [ ], (которая ). СПП с придаточным определительным

5. Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.

Чтобы ( ), [ ] . СПП с придаточным цели

Учитель: Мы с вами записали сложноподчинённые предложения с одним придаточным. А может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько придаточных?

Ответы учащихся.

4. Комплексный анализ текста. (Текст напечатан на листочках. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки) (Слайд №10)
(1) Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели, человек может уже считать себя счастливым.

Д.Писарев

Задания:

-Прочитайте текст.

- Какую тему поднимает автор в своём тексте?

Ответы учащихся.

-Над какими видами орфограмм вы работали?

(«Правописание гласных в приставке», «Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и наречий»).

-Составьте схему 3 предложения. Определите вид подчинения.

- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

- Какую роль выполняют знаки препинания в сложном предложении?

Ответ: Знаки препинания в сложном предложении выполняют две функции: разделительную (в ССП разделяют простые предложения в составе сложного) и выделительную (в СПП выделяют придаточное предложение).

5. Домашнее задание. (Слайд №11)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны знаки препинания в сложном предложении».

6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке; итоговую оценку выставляет учитель после проверки тетрадей).

Учитель: Мы обобщили материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы:

- Главным для меня на уроке было то, …

- Меня порадовало на уроке то, …

- Теперь я буду знать, что …

- Меня огорчило то, что …

© 2010-2022