- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Литература Дона 5 класс
Элективный курс Литература Дона 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болотова В.Д. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
__________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2015г № 110
Рабочая программа
по элективному курсу « Литература Дона».
Уровень общего образования (класс): основное общее образование - 5 класс.
Количество часов: 16 ч.
Учитель: Болотова Валентина Дмитриевна.
Программа составлена на основе регионального компонента примерного программно-методического материала по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я.Рыбниковой. Программе соответствует учебник «Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах». Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г.
-
Пояснительная записка.
В систему регионального компонента литературного образования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Донского края» (16 часов), которому соответствует учебник «Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах». Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г. Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008.Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.
Основная цель изучения курса «Литература Донского края»: через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Задачи:
- раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
- расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
- заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
- познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
- развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
- учить выразительно читать произведения фольклора.
2. Общая характеристика учебного курса.
Курс «Литература Донского края» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса. Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды практической деятельности: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная. Для подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрены следующие виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в группах сменного состава.
3. Место учебного курса в учебном плане.
По учебному плану МБОУ УБСОШ на изучение курса «Литература Дона» для 5 класса отведено 16ч. (0,5ч.).
4. Результаты освоения учебного курса.
При изучении курса учащиеся должны познакомиться с литературным наследием казаков, с их традициями и обычаями, а также расширить знания о творчестве донских писателей.
5. Содержание учебного курса.
Литература Дона и о Доне.
Пословицы и поговорки жителей Дона.
Загадки Дона.
Сказы, былички, байки Дона.
Сказки жителей Дона различных национальностей.
Народные сказки казаков Дона. Волшебные сказки. Сказки о животных. Сказки об истории Дона.
Сказки казаков-некрасовцев.
А.П. Чехов «Наивный леший».
П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».
Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».
П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».
Н.А. Суханова «Многоэтажная квартира».
Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».
А.С. Пушкин «Дон».
Л.Н. Толстой «Метель».
А.П. Чехов «Умный дворик».
М. Шолохов «Федотка».
6. Тематическое планирование.
№ п/п
Содержание. Литература Донского края (16 часов).
Количество часов по рабочей программе.
1.
Литература Дона и о Доне.
Пословицы и поговорки жителей Дона.
1
2.
Загадки Дона.
Сказы, былички, байки Дона.
1
3.
Сказки жителей Дона различных национальностей.
1
4.
Народные сказки казаков Дона. Волшебные сказки. Сказки о животных. Сказки об истории Дона.
1
5.
Сказки казаков-некрасовцев.
1
6.
А.П. Чехов «Наивный леший».
1
7.
П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».
2
8.
Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».
1
9.
П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».
1
10.
Н.А. Суханова «Многоэтажная квартира».
1
11.
Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».
1
12.
А.С. Пушкин «Дон».
1
13.
Л.Н. Толстой «Метель».
1
14.
А.П. Чехов «Умный дворик».
1
15.
М. Шолохов «Федотка».
1
7. Учебно - методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
№
Наименование учебного оборудования
Отдельные замечания
Книгопечатная продукция
1
Учебник - хрестоматия «Литература Дона», Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г.
Для учащихся и учителя
2
Примерная программа по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я. Рябниковой.
Для учителя
3
Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»
Для учащихся и учителя
Печатные пособия
1
Раздаточный материал по темам (карточки, тест, иллюстрации).
Для поручного, тотемного и итогового контроля
Цифровые образовательные ресурсы
1
Интернет - ресурсы; презентации.
Для учителя и учащихся
8. Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
Тема урока
к/ч
Тип урока
Виды деятельности
Вид контроля
Прогнозируемые результаты
1.
Литература Дона и о Доне. Пословицы и поговорки жителей Дона.
1
Урок усвоения новых знаний
Сопоставление произведений русской и донской литературы.
Тематический подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках.
Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?»
Знание фольклора донского края.
2.
Загадки Дона. Сказы. былички, байки Дона
1
Урок усвоения новых знаний
Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки. Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров.
Составление загадок о Доне и его жителях.
Знание фольклора донского края.
3.
Сказки жителей Дона различных национальностей.
1
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ.
Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость сказки?»
Знание фольклора донского края.
4.
Народные сказки казаков Дона
Волшебные сказки.
Сказки о животных.
Сказки об истории Дона.
1
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ.
Составление сказок о Доне и его жителях.
Знание фольклора донского края.
5.
Сказки казаков-некрасовцев.
1
Урок закрепления изученного
Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.
Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки.
Знание фольклора донского края.
6.
А.П. Чехов «Наивный леший».
1
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного произведения.
Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки».
Знание писателей-классиков Дона.
7-8.
П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок.
Защита читательского дневника.
Знание писателей Дона.
9.
Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».
1
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление героев произведения.
Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»
Знание писателей Дона.
10.
П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».
1
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев.
Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни».
Знание писателей Дона.
11.
Н.А. Суханова «Многоэтажная планета».
1
Урок усвоения новых знаний
Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора.
Беседа по вопросам.
Знание писателей Дона.
12.
Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».
1
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки.
Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»
Знание писателей Дона.
13.
А.С.Пушкин «Дон»
1
Урок усвоения новых знаний
Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение.
Чтение наизусть
Знание творчества великих русских писателей о Донском крае
14.
Л.Н. Толстой «Метель»
1
Урок усвоения новых знаний
Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев.
Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа».
Знание творчества великих русских писателей о Донском крае.
15.
А.П. Чехов «Умный дворник».
1
Урок усвоения новых знаний
Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе.
Инсценирование рассказа.
Знание писателей-классиков Дона.
16.
М.Шолохов «Федотка»
1
Урок усвоения новых знаний
Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям.
Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?»
Знание писателей-классиков Дона.
9. Система оценки учебного курса.
Безотметочная система.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УР
МБОУ УБСОШ _________/ Петренко Н.В./
от 27.08.2015г. № 1 28 августа 2015 г.
Руководитель МО
_______/ Разуваева И.Ю.
9