Элективный курс Литература Дона 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


«Утверждаю»

Директор МБОУ УБСОШ

__________/Бирюкова Л.В./

Приказ от 31.08.2015г № 110





Рабочая программа

по элективному курсу « Литература Дона».

Уровень общего образования (класс): основное общее образование - 5 класс.

Количество часов: 16 ч.

Учитель: Болотова Валентина Дмитриевна.

Программа составлена на основе регионального компонента примерного программно-методического материала по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я.Рыбниковой. Программе соответствует учебник «Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах». Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г.


  1. Пояснительная записка.

В систему регионального компонента литературного обра­зования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Донского края» (16 часов), которому соответствует учебник «Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах». Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г. Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В. Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону 2008.Донская литература имеет большую истори­ко-литературную и познавательную ценность как высокохудоже­ственный памятник общерусской культуры и в то же время фено­мен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.

Основная цель изучения курса «Литература Донского края»: через приобщение школьников к поэтическому миру дон­ского фольклора и быта казаков Дона способствовать постиже­нию основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.

Задачи:

- раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;

- расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;

- заложить понимание взаимосвязи лучших образцов ху­дожественной литературы с фольклором;

- познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;

- развивать воображение, фантазию, творческие возмож­ности, интерес к различным видам искусства;

- учить выразительно читать произведения фольклора.

2. Общая характеристика учебного курса.

Курс «Литература Донского края» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса. Спецификой структуры курса является его ин­тегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, пес­ни) и сценические картины казачьего быта. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанно­го чтения, способности общения с художественным миром про­изведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды практической деятельности: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная. Для подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрены следующие виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в группах сменного состава.

3. Место учебного курса в учебном плане.

По учебному плану МБОУ УБСОШ на изучение курса «Литература Дона» для 5 класса отведено 16ч. (0,5ч.).

4. Результаты освоения учебного курса.

При изучении курса учащиеся должны познакомиться с литературным наследием казаков, с их традициями и обычаями, а также расширить знания о творчестве донских писателей.

5. Содержание учебного курса.

Литература Дона и о Доне.

Пословицы и поговорки жителей Дона.

Загадки Дона.

Сказы, былички, байки Дона.

Сказки жителей Дона различных национальностей.

Народные сказки казаков Дона. Волшебные сказки. Сказки о животных. Сказки об истории Дона.

Сказки казаков-некрасовцев.

А.П. Чехов «Наивный леший».

П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».

П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».

Н.А. Суханова «Многоэтажная квартира».

Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».

А.С. Пушкин «Дон».

Л.Н. Толстой «Метель».

А.П. Чехов «Умный дворик».

М. Шолохов «Федотка».



6. Тематическое планирование.


№ п/п

Содержание. Литература Донского края (16 часов).

Количество часов по рабочей программе.

1.

Литература Дона и о Доне.

Пословицы и поговорки жителей Дона.

1

2.

Загадки Дона.

Сказы, былички, байки Дона.

1

3.

Сказки жителей Дона различных национальностей.

1

4.

Народные сказки казаков Дона. Волшебные сказки. Сказки о животных. Сказки об истории Дона.

1

5.

Сказки казаков-некрасовцев.

1

6.

А.П. Чехов «Наивный леший».

1

7.

П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

2

8.

Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».

1

9.

П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».

1

10.

Н.А. Суханова «Многоэтажная квартира».

1

11.

Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».

1

12.

А.С. Пушкин «Дон».

1

13.

Л.Н. Толстой «Метель».

1

14.

А.П. Чехов «Умный дворик».

1

15.

М. Шолохов «Федотка».

1


7. Учебно - методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование учебного оборудования

Отдельные замечания

Книгопечатная продукция

1

Учебник - хрестоматия «Литература Дона», Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г.

Для учащихся и учителя

2

Примерная программа по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я. Рябниковой.

Для учителя

3

Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»

Для учащихся и учителя

Печатные пособия

1

Раздаточный материал по темам (карточки, тест, иллюстрации).

Для поручного, тотемного и итогового контроля

Цифровые образовательные ресурсы

1

Интернет - ресурсы; презентации.

Для учителя и учащихся



8. Календарно-тематическое планирование.




Дата

Тема урока

к/ч


Тип урока

Виды деятельности

Вид контроля

Прогнозируемые результаты

1.

Литература Дона и о Доне. Пословицы и поговорки жителей Дона.

1

Урок усвоения новых знаний

Сопоставление произ­ведений русской и донской литературы.

Тематический подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразитель­но-выразительных средств, использован­ных в пословицах и поговорках.

Развернутый ответ на вопрос: «Какие произ­ведения о Доне дон­ских писателей и других писателей вы знаете?»

Знание фольклора донского края.

2.

Загадки Дона. Сказы. былички, байки Дона

1

Урок усвоения новых знаний

Тематический подбор загадок. Анализ струк­туры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки. Краткий пересказ ска­зов, быличек, баек. Анализ языковых осо­бенностей данных жанров.

Составление загадок о Доне и его жителях.

Знание фольклора донского края.

3.

Сказки жителей Дона различных национальностей.

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ.

Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается на­родная мудрость сказки?»

Знание фольклора донского края.

4.

Народные сказки казаков Дона

Волшебные сказки.

Сказки о животных.

Сказки об истории Дона.

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ.

Составление сказок о Доне и его жителях.

Знание фольклора донского края.

5.

Сказки казаков-некрасовцев.

1

Урок закрепления изученного

Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Уст­ное словесное рисование. Выявление роли иллюстра­ций в раскрытии идеи произ­ведения. Выборочный пере­сказ.

Составление сце­нария сказки. Со­ставление компо­зиционного плана сказки.

Знание фольклора донского края.

6.

А.П. Чехов «Наивный леший».

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Пересказ с элементами комментария. Анализ идей­но-художественного произведения.

Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки».

Знание писателей-классиков Дона.

7-8.

П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

2

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, раз­личные виды пересказа. Устное словесное рисова­ние. Сопоставление сказок автора с народными сказка­ми. Рассказывание сказок.

Защита читатель­ского дневника.

Знание писателей Дона.

9.

Ю.А. Дьяконов «Восемь вол­шебных желудей».

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление героев произведения.

Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»

Знание писателей Дона.

10.

П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев.

Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни».

Знание писателей Дона.

11.

Н.А. Суханова «Многоэтажная планета».

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ фантастического сюжета. Выборочное выра­зительное чтение. Выявле­ние гуманистической пози­ции автора.

Беседа по вопросам.

Знание писателей Дона.

12.

Н.А. Суханова «Сказка о Юппи».

1

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепления изученного

Пересказ с элементами комментария. Устное сло­весное рисование. Выявле­ние нравственных проблем сказки.

Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»

Знание писателей Дона.

13.

А.С.Пушкин «Дон»

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ поэтики стихотворе­ния (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выра­зительное чтение.

Чтение наизусть

Знание творчества великих русских писателей о Донском крае

14.

Л.Н. Толстой «Метель»

1

Урок усвоения новых знаний

Подробный пересказ. Ана­лиз эпизодов: средства соз­дания образов и характери­стики героев.

Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Тол­стого на Дону из его рассказа».

Знание творчества великих русских писателей о Донском крае.

15.

А.П. Чехов «Умный дворник».

1

Урок усвоения новых знаний

Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе.

Инсценирование рассказа.

Знание писателей-классиков Дона.

16.

М.Шолохов «Федотка»

1

Урок усвоения новых знаний

Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям.

Письменный ответ на вопрос «Чем мне запом­нился Федотка?»

Знание писателей-классиков Дона.

9. Система оценки учебного курса.

Безотметочная система.

Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО Заместитель директора по УР

МБОУ УБСОШ _________/ Петренко Н.В./

от 27.08.2015г. № 1 28 августа 2015 г.

Руководитель МО

_______/ Разуваева И.Ю.

9


© 2010-2022