Конспект урока литературы с использованием методов критического мышления на тему М. В. Ломоносов (8 класс)

Данный урок первый в цикле последовательных уроков по изучению творчества М.В.Ломоносова. Он составлен с использованием стратегий и приемов критического мышления, позволяющих вовлечь в работу всех учащихся и способствующие совместной их работе.  В ходе урока реализуются задания, развивающие навык аналитического мышления детей. Структура урока включает три основные стадии: стадию вызова, стадию осмысления, стадию размышления (рефлексии). Приложение к уроку содержит листы взаимооценки и самооценки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по теме «М. В. Ломоносов» (8 класс)

Цели урока: познакомиться с личностью одного из величайших деятелей просвещения - М.В. Ломоносовым; раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова.

Ожидаемый результат: учащиеся освоили комплекс теоретических понятий по теме; составили маркировочную таблицу и кластер по новой теме, реализуя индивидуальное и общее домашнее задание.

Форма работы: групповая, парная.

Ход урока

1.Разминка

2.Деление на группы

3. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью выдающегося деятеля российского просвещения - М.В. Ломоносова, а также оценим значимость его реформаторской деятельности.

Эпиграф : «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник.»

А.С. Пушкин

1.Стадия «Вызов»

Задачи:

-актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом;

-пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

-помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.

Слово учителя: Вы, наверняка, согласитесь со мной, что совершать открытия - увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд и много-много другого…

Наверняка, вы в своей жизни делали и делаете хотя бы маленькие открытия? Расскажите о них…

Оказывается, каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно о таком человеке мы сегодня поговорим.

-Как вы понимаете эпиграф урока?

-Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?

- Как она связана с темой предыдущего урока?

-Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре.

Задание: Послушать внимательно сообщение о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. По ходу выступления записывать в тетради самое главное, т. е «ключевые слова», характеризующие тему. Затем нужно будет охарактеризовать данный материал одной фразой. Потом найти какой- то секрет, особенность, без чего бы данный материал не имел бы смысла. Слова, фразы и «секрет» нужно записать.

Сообщение подготовленного ученика (реализация индивидуального домашнего задания). Демонстрация мультимедийной презентации.

Учащиеся в каждой группе по очереди читают свои слова, все слушают и сравнивают, что у них совпало, потом зачитывают только те, что еще не сказали. Потом фразы и «секреты».

Подведение итогов работы.

- Что вам легко было сделать?

-Какие трудности вы встретили?

- Что вам помогло выполнить задание? Что мешало?

- Как повлияла эта работа на понимание и запоминание основной информации?

Заполнение листов взаимооценивания и самооценивания (после каждого этапа урока) Приложение

2.Стадия «Осмысление»

Задачи:

-Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:

-Помочь соотнести старые знания с новыми.

Задание: 1.В тетрадях постройте маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)».

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»



2.Представим себе, что вы исследователи деятельности М. Ломоносова. Познакомимся с его открытиями в области химии, физики, астрономии.

В первую колонку таблицы внести знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что хотели бы узнать, а третью - что нового узнали из текста. (Все учащиеся получают отпечатанный текст, работают в парах).

Учащиеся задают дополнительный вопросы учителям физики и химии, которые присутствуют в качестве приглашенных экспертов на уроке и заносят ответы в таблицу.

3.Заполненную таблицу озвучивает один человек из группы (желательно слабый).

Первую часть нашего урока мы выполнили.

Вторая часть звучит так: «Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы». Что вы знаете по этому вопросу? Какие ассоциации у вас возникают?

( в качестве домашнего задания нужно было выписать в тетрадь основные сведения по этой теме)

4. Учащиеся в группах составляют кластер «Гроздья» на тему «Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы» (на столах у учащихся заготовленные листы «овалы», куда учащиеся фломастерами вносят свои записи).

Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску.

5.Индивидуальное задание. Представители групп озвучивают у доски сообщение «Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы».

6. Попробуйте продолжить формулировку темы урока, составив проблемный вопрос, используя слово открытие. Может ли помочь эпиграф урока в ответе на этот вопрос?

Этот вопрос и станет вашим Д/З. Письменно ответьте на него, приведя два аргумента из жизни.

3.Стадия «Рефлексия»

Задачи:

-помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

-помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

1. Диалоговая беседа (учитель-ученик)

2. Заполнение листов обратной связи. Приложение


Приложение

Лист обратной связи

Конспект урока литературы с использованием методов критического мышления на тему М.В.Ломоносов (8 класс)

Лист взаимооценивания и самооценивания (от 1 до 3 баллов)

1.Лаконичность, полнота, активность -3 б.

2.Сбивчивая речь, меньшая активность -2 б.

3.Слабая подготовка, пассивность -1б.

Имя

«Ключевые слова»

Кластер

Постановка проблемного вопроса

Участие в работе группы

Участие в беседе










© 2010-2022