Урок литературы 11 класс Тема памяти о родных местах, мудрости предков. «Песни волжского соловья». Александр Ширяевец

Цели урока: 1) Образовательная - продолжить знакомство учащихся с творчеством писателей родного края   и с его основными представителями литературного направления «новокрестьянские  поэты»; 2) Воспитательная – воспитывать любовь к природе, матери, родному краю; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению через его представителя А.Ширяевца,   через рассказ о его творческой судьбе, через его стихотворения; воспитывать грамотного читателя; 3) Развивающая - совершенствовать навыки...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 11 класс Тема памяти о родных местах, мудрости предков. «Песни волжского соловья». Александр Ширяевец.ГБОУ СОШ с. Русская Борковка

Ставропольского района Самарской области.



Разработка урока.

Литература 11 класс.



Внеклассное чтение.

Тема памяти о родных местах, мудрости предков.


«Песни волжского соловья». Александр Ширяевец.




Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Пивень Н.В.



2013- 2014 учебный год

Тема урока: Внеклассное чтение.

«Тема памяти о родных местах, мудрости предков»

«Песни волжского соловья». Александр Ширяевеца.


Цели урока:
1) Образовательная - продолжить знакомство учащихся с творчеством писателей родного края и с его основными представителями литературного направления «новокрестьянские поэты»;
2) Воспитательная - воспитывать любовь к природе, матери, родному краю;

вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению через его представителя А.Ширяевца, через рассказ о его творческой судьбе, через его стихотворения; воспитывать грамотного читателя;
3) Развивающая - совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического стихотворения с учётом его идейно-художественного своеобразия; развитие эмоциональной отзывчивости.

Используемое оборудование:

Эпиграф, карта Самарской области, компьютер, экран, проектор, электронная презентация.

Тип урока: комбинированный урок с применением интерактивных

форм обучения

Ход урока:

...Понять литературу, не зная мест,
где она родилась, не менее трудно,
чем понять чужую мысль, не зная
языка, на котором она выражена.

Д.С. Лихачев





I. Организационный момент. 1 минута.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. 2 минуты.

Демонстрация 1-4 слайдов

Сегодня мы будем знакомиться с творчеством самарского поэта Александра Ширяевца, который, как и Сергей Есенин, примыкал к группе «новокрестьянских» поэтов.

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?

III. Сообщения учащихся. Биографическая справка. 8 минут.

1 учащийся:

Демонстрация 5-8 слайдов

Родился Александр Васильевич Абрамов /литературный псевдоним - Ширяевец/ в волжском селе Ширяево Симбирской губернии (ныне территория Самарской области) в семье бывшего дворового-крепостного.

В автобиографии позднее писал: «…Читал книги, заносимые в село торговцами-лубочниками. Первым прочитанным поэтом был Кольцов, потом - Лермонтов. Иногда отец выписывал "Родину" или "Ниву. В 1898 году закончил с Похвальным листом церковно-приходскую школу в с.Ширяеве , поступил в Самарское второе городское училище, однако в 1902 году из-за тяжелого материального положения после смерти отца был вынужден оставить учёбу и начать работать. Работал на самарской бумаго-красильной фабрике. В 1903-1904 гг. года жил и работал в Ставрополе (с 1964 г. Тольятти) в канцелярии казенного лесничества.

В 1905 году после безуспешных поисков работы в Самаре вместе с матерью по совету ее сестры переезжает в Среднюю Азию, где до 1922 года работает чиновником почтово-телеграфного ведомства в Ташкенте, Бухаре и Ашхабаде.

2 учащийся:

Демонстрация 9-10 слайдов

Тоска по покинутым местам Поволжья, по белым березкам и полям нередко звучала в его стихотворениях, например, К березкам

Убежать бы к белоствольным

Тихо шепчущим березам,

Быть на миг, как птица, вольным,

Дать простор мечте и грезам…

Там в тени на склон зеленый

От истомы повалиться,

Бросить в небо взгляд влюбленный,

С небом слиться и забыться.

В 1922 году переезжает в Москву. Однако его творчество оказывается не совсем соответствующим веяниям времени. Цензура долго не пропускает в печать поэму «Мужикослов», из группы пролетарских поэтов «Кузница» его исключают за несоответствие декларациям группы и поэзии её членов. Однако позже, в1923 году, выходит два сборника его стихов, а в начале 1924 года его принимают в члены Союза писателей.

3 учащийся: Тяжелое материальное положение наводит поэта на грустные размышления о бренной жизни. Он не исключал возможности преждевременного ухода в мир иной. 22 января 1921 г. написал стихотворение:

Все-то снится с косою мне сватьюшка,

Видно, время мне саван надеть…

- Не забудь меня, Волга, Русь-матушка!

Мои песенки станете ль петь?..

Все-то, все растерял я, родимые…

Нет в помине былого огня…

Но остались на век нерушимые

Только - вы…

Вспомяните меня!

Сам А.Ширяевец старался по мере сил своих помогать голодающим. Его стихотворения «Опустевший двор» и «Не прогремел, не отозвался гром…» были опубликованы в «Книге о голоде.», изданный . 1922 г. Самарской губернской комиссией помощи голодающим, средства от продажи которой поступали в фонд помощи голодающим Поволжья.

Демонстрация 11 слайда.

В 1924 году скончался от менингита. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Смерть друга сильно потрясла Сергея Есенина, который в заявлении в Союз писателей объявил себя «душеприказчиком по литнаследству покойного», а вскоре написал одно из своих известнейших стихотворений, посвящённое смерти Ширяевца: «Мы теперь уходим понемногу» (в первой публикации 1924 года «Памяти Ширяевца»). Есенин по его просьбе был похоронен недалеко от могилы Ширяевца.

IV.Слово учителя. 2 минуты.

Жить в Самарской области и не восхищаться красотой ее природы невозможно. Но для каждого Жемчужина Жигулей своя, особенная, каждый ее видит ее по-своему.

В одном из своих писем в 1917 году Сергей Есенин назвал Александра Ширяевца: «Баюн Жигулей и Волги». Тема малой родины занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.

Есть ли что чудесней

Жигулей хребтов?
А какие песни

С барок и плотов!..

Такой видит Волгу Ширяевец. Об этом удивительном и самобытном поэте и пойдет речь на этом уроке.

Прежде всего, свои чувства, настроение поэт выражает в своих стихотворениях. Мы познакомимся с четырьмя стихотворениями А.Ширяевца. Работать будем в парах. Каждая группа получает свое задание и работает 15 минут. В конце урока группа выступает по плану (план выступления группы записан на доске):

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Анализ стихотворения по вопросам, данным на карточке.

3. Заполнение свои графы общей таблицы.

Вспомните, что такое олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Если забыли, воспользуйтесь словарем.

(Сетка таблицы приготовлена на доске).

«Тополя, словно стража улиц лунных, пустынных…»

«Я - в Жигулях…»

«Матери»

«Давным-давно на подвиг славный…»

Чувства

Настроение

Художественно-изобразительные средства:

1.Олицетворения

2. Эпитеты

3. Метафоры

4. Сравнения

Другие тропы

V. Работа с текстом. 13 минут.

I группа.

- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении «Тополя, словно стража улиц лунных, пустынных…».

(Чтение текста) Оправдались ли ваши ожидания?

- Какие картины стихотворения вам запомнились? Как удалось поэту передать эти картины?

- Каково настроение в стихотворении? Покажите это на примерах из текста. Почему «тополя шелестят»?

- Какие архаизмы использует поэт в данном стихотворении? Обратитесь к словарю. /Стража, заклятие/

- Как вы поняли значение выражения: «…Не любил этот край я, уснувший царевной//

От заклятий неведомых, губящих сил…».

- Можем ли мы уже сделать вывод о том, какой видит А.Ширяевец «малую родину?»

Запись оформляем в тетради и на доске.

II группа. «Матери».

Восстановите стихотворение, вставьте пропущенные слова.

Нас с тобой нужда разъединила,
………., ………. нужда,
Ты свои уж растеряла силы
По пути ………. труда,
И с тоской, волнуясь и не веря,
Смотришь в даль, ………. даль;
С каждым днем обида и потеря,
С каждым днем сильней гнетет печаль.
Молод я, но та же ждет дорога,
Ты прошла, мой ………. путь далек...
О блесни ж, ………. огонек,
Слишком было выстрадано много!..

-Какое художественно-выразительное средство было опущено в тексте?

- Почему именно эти эпитеты использовал поэт?

- Тоска, волнение, вера, что объединяет эти чувства матери?

- Как вы понимаете фразу «С каждым днем сильней гнетет печаль»? О ком эти слова: о матери или лирическом герое?

- Можно ли считать слова «путь», «дорога» ключевыми словами этого стихотворения?

- О каком «заветном огоньке» идет речь в финале стихотворения?

- Можем ли мы сделать вывод о том, какой видит А.Ширяевец долю своей матери в этом стихотворении?

В августе 1922 поэта постигло большое горе. В Самаре умерла Мария Ермолаевна, любимая мать поэта, которая для него с детских лет была единственной и надежной опорой.

Александр тяжело переживал смерть любимой матери. «Жизнь А.В.Ширяевца - сплошное одиноческое скитание, - свидетельствовал поэт С.Фомин. - Единственным утешением его была горячо любимая мать Мария Ермолаевна - простая и кроткая женщина, потеря которой положила на чуткую душу поэта тяжелый отпечаток».

Изданные книги стихов «Мужикослов » и «Раздолье» он посвятил Марии Ермолаевне в доказательство своей любви и светлой памяти о ней.

Запись оформляем в тетради и на доске.

III группа «Я - в Жигулях…»

- Какое время года рисует поэт? Почему?

Выразительное чтение стихотворения

-Докажите, что крестьянские поэты, к которым принадлежал и Александр Васильевич Абрамов, сохраняют связь с богатым народно-поэтическим наследием.?

- Почему, рассуждая о городе и отмечая его преимущества, поэт говорит: «логовище каменное, холодно в жару его дворцов»

- Можем ли мы сделать вывод о том, каково настроение лирического героя в финале стихотворения?

Запись оформляем в тетради и на доске.

IV группа. «Давным-давно на подвиг славный…»

- Разделите на части стихотворение и озаглавьте каждую часть.

(1. Плач. 2. «Щит старинный дерзко смят». 3. «И отдают рукой дрожащей - Дары отважных Ермаков».4. «И клича Мининского ждешь…». 5. «Избави, Господи, избави».)

- Отразилось ли в этом стихотворении предчувствие Гражданской войны?

- Упоминание о каких исторических лицах встречается в этом стихотворении?

Чтение стихотворения «Давным-давно на подвиг славный».

- Как меняется настроение стихотворения? На кого возлагает надежны лирический герой?

- Мы можем представить характер лирического героя?

- Назовите глаголы, используемые в этом стихотворении. (Не мчатся, разят, бегут, отдают, заложат, плачешь, ждешь, не будет, настал, избави (2 раза), спаси, спасал.)

- Назовите слова-архаизмы (Горше, ратное, клич, ужели, явь).

- Каким видит будущее своей родины герой?

Запись оформляем в тетради и на доске.

VI. Физкультминутка. 2 минуты.

Работа со зрительным тренажером.

VII. Беседа.Выступление представителей групп. 5 минут.

«Тополя, словно стража улиц лунных, пустынных…»

«Я - в Жигулях…»

«Матери»

«Давным-давно на подвиг славный…»

Чувства

Настроение

Мечтательность, грусть, стремление оказаться на родине.

Радость, ностальгия

Печаль, тихая грусть, надежда

Грусть, надежда

Художественно-изобразительные средства:

1.Олицетворения

С Жигулями родными во сне говорил

Ждет дорога

2. Эпитеты

Лунных, пустынных, милые, бескрайних

Былинные, каменном, охаянным

Злобная, голодная

Славный, заглушенный, тихий, светлой, последний

3. Метафоры

Тополя…замечта-лись

Обливают в сахар куличи

С каждым днем сильней гнетет печаль

И отдают рукой дрожащей - //Дары отважных Ермаков

4. Сравнения

Словно стража улиц лунных

Города// найлучшие кондитеры

Как зверь

Другие тропы

Инверсия

Анафора

Анафора, обращение

Риторический вопрос, риторическое восклицание

Ответим на основной вопрос урока: какой хочет видеть Александр Васильевич Ширяевец свою «малую» родину? Совпадает ли это с реальным положением вещей?

Вывод: Стихотворения проникнуты чувством привязанности к миру природы, окружающему человека, благодарности, восхищения, преклонения, гордости. Поэт часто идеализирует реалии жизни русского крестьянства, в этом выражается его связь с «новокрестьянскими» поэтами и Есениным в том числе. Поэт тоскует по утраченной патриархальности крестьянской Руси.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Семен Фомин

Похороны поэта А.Ширяевца

Соловей в зеленях защелкал.

Ты в открытом лежал гробу.

Словно в лодке вздремнул на Волге,

Под курганом, подплыв к столбу.

Брызнул ливнем песок сыпучий,

Захлестнула волной земля…

Кудеяром не свистнешь с кручи,

Не зальешься в родных полях.

Вот и холм над свежей могилой,

А за ним - тебя не встречать.

Вспоминаю, - так больно было

На селе хоронить мне мать.

17 мая 1924 г.

С.Фомин. Зов земли. Стихотворения.

М., Никитинские субботы, 1927, с.55

VIII.Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 минуты.

IX. Рефлексия. 3 минуты.

Демонстрация 12-17 слайдов.

Прослушайте песню в исполнении Стаса Михайлова на стихи Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу», посвященную памяти А.Ширяевца.

X. Домашнее задание. 2 минуты.

(на выбор учащихся)

1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение, прозвучавшее на уроке.

2. Напишите свое стихотворение о родном крае

3. Напишите сочинение-рассуждение «Песни волжского соловья».







Приложение к разработке урока

Тема памяти о родных местах. « Песни волжского соловья».

Александр Ширяевец

Список используемых слайдов:

№ п/п

Название слайда

Этап урока

1.

Титульный лист

Вступительное слово учителя

2.

Тема урока

3.

Портрет Ширяева

4.

Цели урока

5.

Биография поэта

Сообщение учащихся

6.

Карта Самарской Луки

7.

Фото Ширяева

8.

Фото Ширяева

9.

Биография поэта

10.

Восточные темы

11.

Последние дни поэта. Есенин.

12.

Портрет А.Ширяевца

Рефлексия. Звучит песня на слова С.Есенина «Мы все уходим понемногу», посвященная А.Ширяевцу

13.

Портрет С.Есенина

14.

Березовая роща

15.

Могила поэта

16.

Могила поэта

17.

Вывод:





***
Тополя, словно стража улиц лунных, пустынных,
Замечтались и тихо шелестят в полусне…
Ваши милые руки в браслетах старинных
Мне упали на плечи, но невесело мне…

Не любил этот край я, уснувший царевной
От заклятий неведомых, губящих сил;
Уносился я к Волге, певучей и гневной,
С Жигулями родными во сне говорил…

А теперь стало жаль мне сожженных, пустынных,
Ожидающих чуда бескрайних полей,
Бледных рук в потускнелых браслетах старинных,
Шелестящих о чем-то в полусне тополей…


МАТЕРИ

Нас с тобой нужда разъединила,
Злобная, голодная нужда,
Ты свои уж растеряла силы
По пути тяжелого труда,
И с тоской, волнуясь и не веря,
Смотришь в даль, загадочную даль;
С каждым днем обида и потеря,
С каждым днем сильней гнетет печаль.
Молод я, но та же ждет дорога,
Ты прошла, мой темный путь далек...
О блесни ж, заветный огонек,
Слишком было выстрадано много!..

25 июля 1905



Я - в Жигулях, в Мордовии, на Вытегре!..
Я слушаю былинные ручьи...
- Пусть города найлучшие кондитеры
Мне обливают в сахар куличи -

Я не останусь в логовище каменном!
Мне холодно в жару его дворцов!
- В поля! На Брынь! К урочищам охаянным!
К сказаньям дедов - мудрых простецов!

15 декабря 1920

Давно-давно на подвиг славный
Богатыри не мчатся вскачь,
И горше плача Ярославны
Твой заглушённый тихий плач...

Не злым врагом, не в поле ратном
Твой щит старинный дерзко смят, -
В краю родном, ножом булатным,
Сыны любимые разят!

Как зверь, метнувшийся из чащи,
Бегут они, и дик их зов,
И отдают рукой дрожащей -
Дары отважных Ермаков...

Да что дары: твой крест нательный
Они заложат под галдёж!
И плачешь ты в тоске смертельной,
И клича Мининского ждёшь...

- Ужель не будет светлой яви,
Ужель последний час настал?..
- Избави, Господи, избави!
Спаси, Угодник, как спасал!



Ноябрь 1917




© 2010-2022