ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути реализации дифференцированного подхода


Проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда, т. к. значительная неоднородность состава учащихся специальной школы для обучающихся с ОВЗ является её специфической особенностью.

Дифференцированный подход не может существовать без индивидуального.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.

Учет типических особенностей данной категории детей происходит в процессе дифференцированного подхода, для реализации которого нужно, прежде всего, разделить учащихся на типогруппы.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

Дифференцированный подход включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ребенка;

  • поиск лучших качеств личности, способностей, направленностей личности в образовательном процессе;

  • прогнозирование результатов образовательной деятельности;

  • конструирование индивидуальных программ развития ребенка.

Принципы индивидуального подхода

  • собственно принцип индивидуализации - обращенность к каждому конкретному ребенку в классе;

  • принцип активности - предоставление ребенку через активность на занятиях возможности получать знания;

  • принцип целостности - увязывание воедино всех учебных и воспитательных целей;

  • принцип структурирования учебной цели для каждого ребенка - разработка модели процесса достижения конкретной цели обучения конкретным ребенком;

  • принцип наглядности;

  • принцип соответствия уровню развития - один из основополагающих принципов индивидуального подхода к коррекционному обучению умственно-отсталых детей;

  • принцип сопровождения деятельности речью;

  • принцип социальной мотивации к обучению - создание комфортных социально-психологических условий обучения каждого ребенка.

Процесс организации внутриклассной дифференциации

включает несколько этапов:

1 этап включает проведение диагностической стартовой контрольной работы.

Цель проведения контрольных срезов и практических работ в начале года в каждом классе по основным разделам учебного материала - определение фактического уровня знаний детей, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обученности.

2 этап предполагает распределение учащихся по группам с учетом диагностики, основанной на анализе стартовых контрольных работ, результатов контрольного чтения, тестирования (мониторинг результатов диагностики включает отчётность по качеству образования в каждом классе по контролируемым предметам и позволяет прогнозировать улучшение качества в последующих четвертях; каждый педагог знает в своём классе сильных, средних и слабых учащихся).

Выделяются типологические группы учащихся, отличающихся:

  • Различным уровнем усвоения материала на данный момент;

  • Уровнем работоспособности и темпом работы;

  • Особенностями восприятия, памяти, мышления;

  • Уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.

3 этап наиболее сложный при определении способов дифференциации, разработке дифференцированных заданий. На 3 этапе осуществляется дифференциация содержания учебных заданий.

Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет составить дальнейший план индивидуальной и дифференцированной работы. По итогам контроля может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.

При осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода сравниваются результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не успехами других детей.

Дифференцированный подход применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Формы реализации дифференцированного подхода:

-задания по уровню сложности

-задания по объёму учебного материала

-по характеру помощи учащимся

-задания различной направленности

-по уровню творчества

-групповая работа

  1. Задания по уровню сложности.

Одной из распространенных форм внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности.

При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания.

Усложнение заданий может происходить за счет усложнения видов работы.

Например, работая над деформированным текстом, учащиеся 1 группы из слов составляют предложения и самостоятельно определяют последовательность составленных предложений, а 2 группа учащихся определяет только последовательность предложений в тексте.

Еще пример, на тему согласования существительных с глаголами в нужном падеже, задания предлагаются по уровням сложности:

I уровень

Впишите существительные по смыслу, согласуя в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) .... Кормили (кого?) ... . Полюбили (кого?)... . Понравилось (кому?)....

II уровень

Впишите существительные в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) ...(лосенок). Кормили (чем?)... (молоко). Полюбили (кого?)... (лосенок). Понравилось (кому?) ...(лосенок).

III уровень

Допишите окончания существительных:
Ухаживали (за кем?) за лосенк... . Кормили (чем?) молок... . Полюбили (кого?) лосенк... . Понравилось (кому?) лосенк... .

I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся.

Задания II и III уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II и III уровней незначительно отличаются по своей сложности.

В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент).

III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе.

Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

  1. Задания по объему учебного материала.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, объем работы распределяется дифференцированно, чаще всего это задания практического характера.

Есть учащиеся, которые отличаются крайней медлительностью. Такие дети стремятся выполнить работу как можно тщательнее, аккуратнее, а, следовательно, тратят на это больше времени и потому отстают от других. В этом случае требуется уменьшать объем задания, при этом сохраняя сложность.

Тем самым все учащиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.

  1. По характеру помощи учащимся:

Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий, задания с письменной инструкцией, работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением.

Так, при выполнении письменной работы по изложению текста

I уровень

Самостоятельно по плану.

Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

II уровень

Можно пользоваться заранее выписанными опорными словами и составленными предложениями.

III уровень

Вставить нужные слова в основу рассказа:
Однажды ребята нашли (кого?) ... и принесли его (куда?)... . Ребята назвали его... . Дети (что делали?)... Красавчик полюбил (кого?)... . Дети тоже полюбили (кого?)... и не хотели с ним ... .

Форма дифференциации, как дозирование помощи учителя, предполагает оказание учителем одной из видов помощи учащимся. При этом учащиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие со вспомогательными средствами, под руководством учителя.

  1. Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной

направленности: задания, устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

  1. Дифференциация по уровню творчества

Например, при составлении рассказа на какую-либо тему часть ребят может справиться с заданием, используя план, наглядность, опорные слова и выражения, помощь учителя, другим ребятам достаточно плана рассказа.

Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ находит свое отражение в объеме и характере домашних заданий. Домашнее задание с использованием дифференцированного подхода позволяет каждому ученику выполнить задание и стимулирует работу по закреплению знаний. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком необходимого для успешного обучения в дальнейшем. Разноуровневое домашнее задание, предполагающее выполнение в виде небольшой письменной, устной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь, влияют на формирование познавательных качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыков.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Условия осуществления дифференцированного обучения:

  • глубокое изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся и групп учащихся;

  • умение анализировать учебный материал, выделять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

  • составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

  • умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого ученика);

  • организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решении задач;

  • осуществление оперативной обратной связи, создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся;

  • создание мотивации успешности учения;

  • активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Трудности в реализации дифференцированного и индивидуально подхода:

  1. Большая подготовительная работа к уроку;

  2. Переработка содержания учебного материала;

  3. Дидактическое обеспечение урока;

  4. Проведение мониторинга.

Обучение в коррекционной школе невозможно без продуманной системы индивидуального и дифференцированного подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения учащихся, организацию и проведение необходимой работы. Обязательного подведения итогов сделанного - это анализ результативности индивидуального и дифференцированного подхода. Эти подходы являются целенаправленным процессом и тесно связаны с задачами обучения.


© 2010-2022