Статья на тему Использование проблемно-поисковых методов на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проблемно - поисковых методов на уроках русского языка и литературы. (I часть)

Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Нет более трудной и серьезной задачи, нежели вызвать интерес к нашему предмету, научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, научить их учиться, помочь накопить каждому школьнику критическую массу знаний и умений, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, диалогического взаимодействия применяю активные и интерактивные методы, приемы мыслительной деятельности.

Для развития творческого мышления большое значение имеет создание в ходе работы над новым материалом проблемных ситуаций. Проблемными остаются такие задания, вопросы, задачи, решение которых ученику кажется возможным, посильным и которые в то же время не могут быть решены без каких-либо дополнительных сведений, еще неизвестных учащимся. Чтобы создаваемая учителем ситуация действительно оказалась проблемной, она должна мотивировать умственный поиск учащихся, заинтересовать их, заключать в себе стимул к поиску.

При изучении темы «Буквы Е, И в приставках пре-, при-» использую побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Учитель

Ученики

- Прочитайте стихотворение.





- Выделите приставки в выделенных словах. (предъявление первого факта)

- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Прибыл поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной -

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется при-, несомненно.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой,

Пре- мы напишем при этом.

(Э.Успенский)

Выделяют, испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

Приставки отличаются буквами Е, И (осознание противоречия)

От каких условий зависит правописание пре-, при-? Когда пишется И, а когда Е? (учебная проблема как вопрос)

Об этом предстоит узнать.

Такой метод ставит учащихся в позицию активного участия в познавательном поиске. Выполняя поставленные познавательные задачи и учебное задание, они с помощью учителя формулируют проблему, выдвигают гипотезу, анализируют и обобщают факты, делают выводы и решают проблемы.

Интересен прием «яркое пятно» (сообщение темы с мотивирующим приемом).

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи».

Учитель: Мы сегодня познакомимся с частью речи, о которой Е.Поляков писал:

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

Кто догадался, о какой части речи написано в этом стихотворении?

Верно. Имя существительное - тема нашего урока.

Итак, применяя проблемно-поисковые методы, включаю учащихся в поисковую деятельность, которая требует от них нового оригинального подхода или способа решения.

Р.Декарт писал: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.» Применение эвристического метода заставляет учащихся самих искать правильное решение, делать выводы, выполнять самостоятельные работы, устанавливать те или иные закономерности, мотивировать свои действия, систематизировать и творчески применять полученные знания, использовать их в практической деятельности и устных ответах.

На уроках, используя этот метод, предлагаю учащимся самостоятельно, по опознавательным признакам формулировать правило. Например, тема «Чередование гласных в корне -кос-, -кас-». (6 класс)

На доске написаны примеры, где цветными мелками выделена орфограмма.

прикасаться прикоснуться (нет а)

касание прикосновение (нет а)

Учащиеся сами формулируют правило. Слушаю ответы, потом проверяем по учебнику. Дети рады, что они сами справились с трудной задачей. Такой метод очень нравится ребятам.

Постепенно задания усложняются. Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у учащихся не только возникают проблемные вопросы и ситуации, но и стремление самостоятельно их решить

Использую метод «ученик в роли учителя». При объяснении нового материала разрешаю ученикам самим объяснять новую тему. Для этого они готовят таблицы, схемы, красочные рисунки. Это очень «подстегивает» ребят, всем хочется побывать в роли учителя. Мысль о необходимости давать ученикам возможность быть учителем неоднократно высказывала Н.К.Крупская: «Каждый ученик должен являться в одно и то же время и учеником, и учителем… Ребенок охотно берет на себя роль педагога.» Чтобы ученик сам направлял свое мышление, важно научить его осознавать происходящие в его сознании процессы и умственные операции. Мышление, таким образом, как бы начинает формировать себя.





© 2010-2022