Цитаты

Урок русского языка, 8 класс, тема «Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате». Тип урока - комбинированный. Урок построен по технологии критического мышления через чтение и письмо. Выдержаны три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия. Используется  работа в группах,  в парах, индивидуальная. Применяются стратегии критического мышления. Учащимся раздаётся карта урока, где учащиеся знакомятся с теорией и выполняют практические задания. В конце урока учащиеся сами себя ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка, 8 класс, тема «Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате».

Тема: Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.

Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока



  1. Проверка дом. задания.

  2. Организационный момент.

Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.

Вызов

Составить цитату из разрезанных частей предложения.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза

Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий

Осмысление.

1. Чтение теории с пометками.

Цитата-дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или

выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.

При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

Способы цитирования

  1. Предложение с прямой речью и словами автора
    »Язык, - отмечал Чехов, - должен быть прост и изящен».

  2. Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
    Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

  3. Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
    Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».

  4. Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
    Как писал Тютчев:
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне

  5. Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке - автор без скобок.

    Сочинениe

    по повести А.С.Пушкина

    «Капитанская дочка».

    Гринев и Швабрин.

    Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

    А.П.Чехов.

  6. Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
    Пушкин - гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

  7. Цитирование при помощи вводных конструкций(предложений).

Концепт-карта. Защищает один учащийся из группы.

Рефлексия.

Задание 1

Записать высказывания, используя разные способы цитирования.

1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)

4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)

5.Уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура. (Д.С.Лихачев)

6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

Задание 2

Расставить недостающие знаки препинания.

1.Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

2.Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Задание 3

Развитие умений строить предложения с цитатами. Списать, правильно, оформив их. Исправьте предложения в карточке. Какой темой объединены высказывания?

  1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова,

и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И.Н.Крамской). 2.Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). Живопись Коровина-образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира(К.Ф. Юон). 4.Левитан любил природу как(то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая(то) влюбленность…(М.П. Чехова).

Задание 4

Найти в разных источниках высказывания и процитировать.

Задание 5

Написать мини-эссе на тему «Богатство языка»

1) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).

2) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Н. Толстой).

3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

4) Язык-это орудие мышления…обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).

Авторский стул

Оценивание по 12 бальной шкале.

«1-6 баллов»- оценка 3

«6- 10 баллов» - оценка 4

«11- 12 баллов» - оценка 5

1-30 - оценка 3

30- 50 - оценка 4

50- 60 - оценка 5

ФИ уч-ся

Критерии

Балл

Учитель

Умение пользоваться источниками информ.

Умение оформлять цитаты.

Умение применять цитаты

Умение составлять цитаты

Умение связать с современностью

Подведение итога урока.

Домашнее задание. Найти цитаты о жизни, о счастье…….

Обратная связь

Проверка взаимоценивание по критериям



Работа в группах

Работа индивидуальная









Работа индивидуальная











Работа в группах



Работа в парах

Проверка по слайду

Работа в парах













Работа в парах

Индивидуально, групповая работа

Учитель русского языка и литературы Макаренкова Татьяна Николаевна Страница 5


© 2010-2022