Урок развития речи в 6 классе Рассуждение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида г. Городца»











Открытый урок развития речи

в 6 классе

«Рассуждение. Библиотека»







Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Смолина Наталья Васильевна









г. Городец


Урок развития речи в 6-м классе

Рассуждение

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию собственного связного высказывания по плану рассуждения.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с типом текста - рассуждение;

  • научить различать этот тип текста среди других;

  • развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения

Ход урока

1 этап. Вызов с использованием приёма « кластер»:

В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записывается слово "рассуждение".

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

Например,

Урок развития речи в 6 классе Рассуждение

Учитель подводит итог: это наше понимание слова "рассуждение" на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

Задание: отметьте, что вам знакомо в этом определении?

Рассуждение - это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

Схема полного рассуждения

Урок развития речи в 6 классе Рассуждение

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?

  2. Какую новую информацию вы получили?

  3. Что вызвало сомнение?

  4. Какие вопросы у вас возникли?

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются три текста

Задание 1. Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Лексическая тема: «В библиотеке»

Текст 1. Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен - книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.

Текст 2. В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, -
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге - чудеса!
Смотрит в книгу мальчик справа -

Путешествует в Варшаву,
А девчонке у окна
Вся галактика видна,
Две девчонки-синеглазки
Перечитывают сказки,
И на розовом коне
Мчат при солнце и луне.
Все сидят в читальном зале,
Но мечтой умчались в дали.
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.

Текст 3. В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется - читальный зал.

Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите - почему?

Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

В читальном зале должно быть тихо.

Задание 2.Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте

Текст 4

Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей».

В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми.

Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему?

Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего.

Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!

Динамическая пауза. Зрительная гимнастика

Задание 3. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

Что может книга

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение - это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Во-первых, книга

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение - отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге _______________________________

Я выбрал ее потому, что _________________________________

_______________________________________________________Мне эта книга понравилась, так как _______________________

_______________________________________________________

Во-первых, в повести ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________-______

Во-вторых, ____________________________________________

___________________________________________________-___

_______________________________________________________

_______________________________________________________В-третьих, _____________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________ Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.

Подведение итогов урока. Оценки.





© 2010-2022