Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 6 класса «Занимательная грамматика»

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку Львовой С.И., Львова В.В. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретиз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 6 класса

«Занимательная грамматика»

(основное общее образование)

2014 - 2015 учебный год

Разработана на основе пособия: Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 6 класс. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004


Класс: 6

Ступень: основная

Вид: общеобразовательная

Уровень: базовый

Учитель: Устименко А.И




Нижневартовск-2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс рассчитан по 35 часов и предназначен для учащихся 5-6 классов.

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку Львовой С.И., Львова В.В. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.

В 5-6 классах продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Данный спецкурс позволит учащимся 5-6 классов не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

-совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- самостоятельное выполнение тестовых заданий.


Используемая литература:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.,П.;2003г.

2 .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., П.; 2000г.

3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., П.; 2002 г.

Сборники тестовых заданий, сборники диктантов.

4. Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». М.,П.; 1989 г.



Тематический поурочный план

урока

Тема урока

Кол-во уроков

Виды деятельности учащихся

1

Язык и речь - чудо из чудес. Высказывания о русском языке

1

2

Звуки и слоги -две самые краткие фонетические единицы.

1

3

Звуки речи. О количестве гласных и согласных звуков

1

4

Звукопись - одно из свойств выразительности речи

1

5

О возникновении письменности на Руси

1

6

Происхождение русского алфавита

1

7

«Хитрый» звук йот. Приятное соседство согласных

1

8

Фокусы мягкого знака

1

9

Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки

1

10

«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения

1

11

Строение слога

1

12

Полногласие и неполногласие в словах

1

13

Особенности русского ударения.

1

Умники и умницы. Викторина по фонетике

14

Полисемия или многозначность слова

1

15

Слова из слова.. Игра

1

16

Омонимия. Виды омонимов.

1

17

Только в единственном или только во множественном числе.

1

18

Два окончания.

1

19

Синонимы. Группы синонимов, их функция в речи

1

20

Антонимы. Многозначность антонимов

1

21

Жизнь слова

1

Умники и умницы. Командное соревнование по лексике

22

Значит, так сказать, ну, вообще…О словах паразитах.

1

23

Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки

1

24

Словообразование: смотри в корень!

1

25

Словообразование: служебные морфемы

1

26

Словообразование: приставки

1

27

«Весёлые» суффиксы.

28

Два окончания.

1

29

Словообразование: соединительные гласные

1

Умники и умницы. Письменная работа по словообразованию

30

Морфология - раздел грамматики о форме, структуре слова

1

31

Имена существительные: категория числа и падежа

1

32

Преданность прилагательных. Прилагательные - эпитеты

1

33

Живость глаголов

1

34

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета

1

Умники и умницы. Зачётная работа по морфологии

35

Что такое грамматика? Культура речи. Итоговый урок

1

Умники и умницы. Зачетная работа по занимательной грамматике

6


© 2010-2022