Обобщающий урок по теме

Цели урока:     - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе как части речи;     - закрепить теоретический материал при выполнении различных заданий;     - совершенствовать умение находить изучаемую часть речи, обосновывать правильность выбора изученных орфограмм при написании глагола;     - воспитывать бережное отношение к языку. Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, тесты, схема разбора глагола.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Глагол»

Цели урока:

- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе как части речи;

- закрепить теоретический материал при выполнении различных заданий;

- совершенствовать умение находить изучаемую часть речи, обосновывать правильность выбора изученных орфограмм при написании глагола;

- воспитывать бережное отношение к языку.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, тесты, схема разбора глагола.

Словарь: орфогрáфия*, орфогрáмма*, чýвствовать, участвовать, рассчитывать.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Учитель читает отрывок из стихотворения В. Кондрашова:
    Что без меня предметы?
    Лишь названья.
    Но я приду - всё в действие придёт:
    Летит ракета, люди строят зданья,
    И рожь в полях цветёт.


  1. О какой части речи говорится в стихотворении В. Кондрашова?

  2. Почему вы так решили?

  3. Всё верно. Сегодня мы будем говорить о глаголе.
    Наша задача - обобщить и систематизировать полученные знания о глаголе, уметь обосновывать правильность написания орфограмм в глаголе

  1. Индивидуальная работа у доски по карточкам.

Цель: проверить степень усвоения изученных орфограмм

Задание: списать, обозначить орфограммы, объяснить написание.


  1. Тот труда не боит…ся, кто умеет трудит…ся.
    Дело мастера боит…ся.
    Человек по делу узнает…ся.
    Надо трудит…ся, не надо ленит…ся.
    По труду и честь воздает…ся.
    - Рассказать о правописании -тся и - ться у глаголов.

  2. Тучи разве…лись, обид…л друга, наде…лся на брата, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох, увид…л в стороне, море пен…лось.
    - Рассказать о правописании гласных перед -л- у глаголов прошедшего времени.

  3. Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вать командиру, команд…вать ротой, рассчит…вать на успех, не чувств…вать усталости.
    - Рассказать о правописании -ова- (-ева-), -ыва-(ива-) у глаголов.

  4. Испеч… пирог, улыбаеш…ся маме, смотриш… в окно, буд…те внимательны, коротко пострич…ся, мчиш…ся по дороге, озаглав…те текст, отмет…ся у дежурного, поджеч… костер.
    - Рассказать о правописании ь у глаголов.


  1. Комментированное письмо (класс по цепочке).
    Цель: вырабатывать навыки разграничения форм повелительного и изъявительного наклонения.
    Выпишите слова
    Когда выпишете, обозначьте орфограмму
    Вытрите ноги
    Вытрете - проходите
    Когда выйдете на улицу, поверните направо.
    - Рассказать о правописании глаголов в форме изъявительного и повелительного наклонения.

  2. Проверка работ учащихся у доски.

  3. Работа с перфокартой.
    Цель: проверка навыков правописания безударных личных окончаний глаголов е или и
    - От чего зависит правописание гласной в окончании глагола?


  1. Зависит строит клеит

  2. Пилит колет сеет

  3. Крошит борется тает

  4. Дышит смотрит услышит

  5. Жалит загорает бросает

  6. Ненавидит блистает стелет

  7. Любит видит выгонит

    - Проверка перфокарт
    4-5 работ проверяет учитель, остальные - взаимопроверка;
    - работа над ошибками, допущенными в перфокарте.


  1. Работа с предложениями, спроецированными на доску.
    Цель: определить синтаксическую роль глаголов в предложениях.
    - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
    - Но, как мы уже знаем, глагол может выступать в роли других членов предложения.
    Попробуйте определить, каким членом предложения является глагол в данных предложениях.
    Я прошу вас подождать минуточку.
    Желание дочитать книгу овладело мною.
    Ребята быстро побежали прятаться.
    Беречь природу - наша общая задача.

    - Итак, какой же можно сделать вывод? (Глагол в форме инфинитива может выступать в предложении в роли подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).

  2. Произвести морфологический разбор слова «побежали».

  3. Диктант «Проверь себя».
    Цель: проверка сформированности навыков правописания орфограмм в глаголах и других частях речи.

  1. Весело играть возле новогодней елки!
    Но, если тебе случится побывать зимой в лесу, ты увидишь елку, на ветвях которой висят не разноцветные шарики, а простые шишки.

  2. Встречаешься ты с елкой и в классе .
    Без неё не было бы ни парты, за которой ты сидишь, ни учебников, по которым ты учишься.

  3. Ели рубят строго по правилам, следят, чтобы не обеднел лес.
    Лес - богатство и краса нашей земли, и каждое дерево надо беречь.


  1. Выполнение теста (устно).
    Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Глагол».
    1) Глагол - это…

2) Спряжение - это…

3) Ко II спряжению относятся глаголы…

4) К I спряжению относятся глаголы…

5) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…

6) Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос…

7) Возвратными называются…

8) По лицам и числам изменяются глаголы…

9) Глаголы прошедшего времени изменяются …

  1. Подведение итогов.

  2. Д/З. Составить перфокарты на правописание е//и , о//а в корнях с чередованием, подготовиться к словарному диктанту.

© 2010-2022