Жизненный и творческий путь А. Платонова

Данный урок целесообразно проводить спаренным.Цель: 1. Познакомить учащихся с биографией А. Платонова, 2. Раскрыть основные мотивы творчества писателя в контексте литературно-эстетических исканий времени.3.показатьтворчество Платонова в органической связи с классической русской литературой.4. работа над развитием связной речи учащихся, самостоятельности в анализе теоретического и биографического материалов.Оборудование: проектор, тексты рассказа Платонова «Усомнившийся Макар», фото писателя и ег...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жизненный и творческий путь Андрея Платоновича Платонова (1899- 1951).

Данный урок целесообразно проводить спаренным.

Цель: 1. Познакомить учащихся с биографией А. Платонова, 2. Раскрыть основные мотивы творчества писателя в контексте литературно-эстетических исканий времени.3.показатьтворчество Платонова в органической связи с классической русской литературой.4. работа над развитием связной речи учащихся, самостоятельности в анализе теоретического и биографического материалов.

Оборудование: проектор, тексты рассказа Платонова «Усомнившийся Макар», фото писателя и его семьи.

В прозе Андрея Платонова отечественная

словесность склонилась к постижению

первооснов бытия, к познанию

нравственной природы русского человека.

В. Васильев.


Какое сердце жизнь вместит?

Какая мысль с дежурства звёзды снимает?

Неимоверный случай - жить.

Изобретатель безымянный и незримый.

А. Платонов.

Ход урока.

Поскольку учитель не может использовать большое количество часов на изучение творчества А. Платонова в 11 классе, то, естественно, значительная часть работы должна быть проделана учащимися самостоятельно. Одиннадцатиклассники заранее должны знать, какие произведения Платонова необходимо прочитать обязательно, какие виды работы выполнить, к каким книгам и статьям обратиться.

  1. Биографические сведения об А. Платонове.

- Что вы знаете о судьбе Платонова?

- Какие произведения его вам известны?

- Какие произведения этого автора есть в вашей домашней библиотеке?

Эту работу важно проделать, чтобы «сократить» тот временной разрыв, который образовался из-за неизучения творчества Платонова в 9 и 10 классах.

  1. Индивидуальное сообщение ученика о писателе. Учащимся даётся задание: на основе сообщения и рассказа учителя составить хронологию жизни и творчества А. Платонова. Доклад ученика прилагается. Во время доклада показать через проектор показать фото, связанные с Платоновым. (приложение 1).

  2. Дополнение учителя.

Как уже было замечено, что А. Платонов родился в семье слесаря- железнодорожника. Семи лет от роду Платонов был отдан в одноклассную церковно-приходскую школу, а на следующий год мальчика перевели в Воронежское городское училище, где он провёл два года. В жизнь будущего писателя очень рано вошёл поэтический мир железных дорог, отразившийся затем во многих его произведениях.

О его «школьных» годах зачитаем отрывок из статьи М. Бабинского «Оставаться человеком»: «Работал я во многих местах, у многих хозяев», - вспоминал впоследствии писатель. «Мальчик» на складе страхового общества, потом - конторщик, а позднее - помощник машиниста локомобиля, литейщик на трубном заводе, электромонтёр в железнодорожных мастерских… Мир техники увлёк подростка. Подобно другим механикам-самоучкам, он мечтает создать вечный двигатель, сидит по ночам над чертежами, а вечерами, вернувшись с работы, строит в сарае из двух газовых труб турбину с шестью системами спиралей. Была у юного Кулибина и другая страсть - писание стихов: первые строки появились в его тетради , когда ему не исполнилось ещё и 12 лет. Впоследствии Платонов составил поэтический сборник «Голубая глубина», который был напечатан небольшим тиражом».

Революцию будущий писатель встретил восемнадцатилетним юношей. Участие в ней и стало его «университетами». Едва поступив в железнодорожный политехникум (1918), он вынужден был прервать учёбу и занять место помощника машиниста на паровозе своего отца. В течение двух лет в Воронежском крае полыхали пожары гражданской войны. Кто здесь только не был: и австро-германские оккупанты, и Каледин, и Краснов, и Деникин… Вместе с отцом Платонов подвозит красноармейцам боеприпасы, а в 1919 году его командируют для оказания помощи по мобилизации населения на борьбу с Деникиным. Время было трудное и опасное. За пе5риод пребывания Платонова в городе Новохопёрске тот шесть раз переходил из рук в руки.

Итак, заключает учитель свой рассказ, о гражданской войне Платонов знал не понаслышке. Когда же Новохопёрск и Воронежская губерния были освобождены от белых гвардий. Платонов начал работать корреспондентом воронежских газет и стал зачинателем, создателем новохопёрской газеты.

Послушаем сообщение учащегося, в котором мы услышим воспоминания Георгия Захаровича Литвина-Молотова, редактора газет «Красная деревня» и «Воронежская коммуна», друга и покровителя Андрея Платонова в 20-е годы. Он запомнил, как робко Платонов постучал к нему в кабинет: «- Можно?- тихо проговорил скромный молодой человек, очень бледный и чем-то в своём молодом облике напоминавший мне с юношеских лет любимого мною писателя Достоевского.

- Вот, посмотрите! -немногословно произнёс вошедший в потрёпанном пальтишке молодой незнакомец и положил на мой стол пачку длинных узких листов…

Усталый, но заинтересованный необычным посетителем, я прильнул к строкам его стихотворений.

Всюду шла война. От бандитов-душегубов мы не смогли ещё избавиться и отбиться. В животе и на зубах у нас была оскомина от пшеничного хлеба, пшенной похлёбки, пшённой каши, пшённых котлет. И от «пшёнки» - красноватой сыпи на теле.

А тут как на необычной мирской и мирной лире с листов бумаги несётся неслыханная песнь….

Стихи меня увлекли. Ничего и никого не замечая, я продолжал глотать их одно за другим. А когда оторвался от рукописи, посмотрел и удивился: кроме меня в кабинете никого. А где же автор этих стихов? Исчез или его не было вовсе? Но стихотворения лежат, вот они!»

Продолжается рассказ учителя: К решению вопроса о революционном обновлении общества Платонов на первых порах подходил со стороны рационализма и техницизма. Даже эмоциональную жизнь человека будущий писатель на какое-то время считал чуть ли не буржуазным пережитком. В 1921 году Платонов заканчивает учёбу в Политехникуме.

В 1926 году выходит в свет первый рассказ А. Платонова «Родина электричества». Это произведение создавалось по свежим воспоминаниям о первых невоенных годах утверждения советской власти в стране - воспоминаниям человека, бывшего самым активным участником этого процесса.

В 1926-28 годах создаётся повесть «Ямская слобода», которая переносит читателя в дореволюционный быт глухой провинции, где живут потомки государевых ямщиков, сдающих в аренду землю, где медленно восходит и садится солнце. Скрипучи колодези, сонливы сытые хозяева, и худо живётся мастеру на все руки, батраку Филату. Человек, способный ко всякому труду, Филат, отвык от размышления и голова его, всегда пребывающая на отдыхе: от бездействия завяла. Участь Филата словно бы навек предопределена. Устойчивостью неправедного миропорядка. Но с империалистической войной и смертью Романовых новые ветры повеяли над ямской слободой.

Осень 1917 года показана Платоновым в обобщенно-символической форме, как момент обретения миром небывалой красоты, равно захватывающей и природу, и человеческую стихию: «Небо сияло голубым дном, как чаша, выпитая жадными устами. И силе те трогательные, потрясающие события, на которых существует мир, никогда не повторяясь и всегда поражая. Ежедневно человек из глубины и низов земли заново открывая белый свет над головой и питался кровью удивительных надежд». Эта священная пора надежд и была временем второго рождения Филата. Тот, кто пассивом истории, стал её активной силой.

В 1926 году Платонов был отозван в Москву в ЦК профсоюза работников земли и леса. Однако, со следующего года, оставив службу, он полностью предаётся литературной деятельности.

Я перечислю вам произведения, которые написал Платонов, конечно, не все. Вы должны выбрать один из рассказов и дома в для последующих уроков написать рецензию. А сегодня мы с вами рассмотрим рассказ « Усомнившийся Макар». (Названия произведений можно показать через проектор)

Рассказ « Песчаная учительница» (1926),

Повесть « Сокровенный человек» (1928),

Рассказ « Усомнившийся Макар» (1929),

Роман « Чевенгур» (1929),

Повесть « Котлован» (1930),

Рассказ «Юшка» (1936),

Рассказ « Третий сын» (1936),

Рассказ «Корова» (1937),

Рассказ « Река Потудань» (1937),

Статья «Пушкин - наш современник» (1937),

Рассказ «Июльская гроза» (1938),

Рассказ « В прекрасном и яростном мире» (1941),

Рассказ « Одухотворённые люди» (1943)

Рассказ «Возвращение» (1946),

Сказка-быль «Неизвестный цветок» ( 1950).

  1. Работа над рассказом «Усомнившийся Макар». Текст рассказа смотри в приложении 2. Этот рассказ впервые появился в журнале «Октябрь» в 1929 году.

  1. Движение сюжета.

А) Знакомство с героями:

- Что скрывается, на ваш взгляд, за сочетанием» член государства»? (Здесь не только ирония, но и убеждённость в необходимости каждого в едином государстве «трудящихся масс»).

- Что вы можете рассказать о «нормальном мужике» Макаре Ганушкине? Чем он выделяется среди «прочих трудящихся масс»? Герой рассказа - Макар Ганушкин взял многое от своих предшественников: он так же беден и добр, обогащён немалым жизненным опытом. Линия жизни Макара явно расходится с господствующей «прямой» линией таких как, Лев Чумовой, который руководил движением народа вперёд.

- Такая ли уж «порожняя», « безмолвная» голова у Макара? Какие глаголы постоянно присутствуют при введении в текст размышлений Макара? («догадывался», озадачился», «думал», « заключил в уме» и так далее). О чём говорит этот парадигматический ряд?

Б) Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: выписать из рассказа героев, соответствующих метафоре «умная голова - пустые руки» (Лев Чумовой, « молочный начальник», « учёный писец», « профсоюзный начальник», «научный человек», рябой Пётр), и»порожняя голова - умные руки» (Макар). Неужели он один? ( «Макар шёл по Москве к пролетариату и удивлялся силе города» В чём или в ком эта сила? « Умные руки» - у трудящихся масс, в них и есть сила государства, по убеждению автора).

В) В чём же усомнился Макар? Нам и предстоит разобраться.

- Если мы с вами ставим фильм, спектакль, то какие детали из мира платоновского рассказа вы выберете как символически значимые?

Пейзаж города: «Деревья росли жидкие, под ними валялись конфетные бумажки, винные бутылки, колбасные шкурки и прочее испорченное добро. Трава под гнётом человека здесь не росла, и деревья тоже больше мучались и мало росли». «Дома стояли настолько грузные и высокие, что Макар пожалел советскую власть: трудно было ей держать в целости такую жилищную снасть»; «….земля была всюду поражена ямами…»; «Часа два бродил по ущельям того профсоюзного дома…»; «Над второй же дверью висел краткий плакат «Кто кого?»

- Прочитаем три сна, прокомментируем, раскроем их метафоричность.

«Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?- спросил Макар, и затих от ужаса». Что вызвало ужас героя? Как бы вы ответили на вопрос Макара?

Целостный масштаб, зарево дальней массой жизни, игнорирующие и не желающие знать честного Макара. Миллионы живых жизней, отражающиеся в мёртвом взоре научного человека. Естественный человеческий вопрос о своём месте в жизни и разумном предназначении, заданный с чувством ужаса. Ещё Пушкин провозгласил величие человека как личности. Платонов заглянул в самую сердцевину утверждающейся эпохи. Через год писатель создаст « Котлован», действие которого происходит во второй половине 29, названного, как известно, годом великого перелома.

- Итак, власть как самоцель - во что оно перерастает? Как мы называем такую власть? ( тирания, деспотизм, тоталитаризм).

- В каких произведениях Пушкина определена суть неограниченной власти и показано, к чему она приводит. (Ученик читает стихотворение Пушкина «Анчар»)

- Кто в рассказе олицетворяет тоталитаризм? Какой эпитет ему даётся и почему? («мёртвые очи», «тело… было мёртвое»).

Тоталитарный режим характеризуется полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности.

Так на уровне сюжета школьники осмысляют глубину тревоги писателя, предупреждавшего современников об опасности деления людей на думающих за всех и работающих, об угрозе утверждения государственной системы, где личность ничего не будет значить, где во имя «целостных масштабов» забудут о « частных Макарах», принесут в жертву «миллионы живых жизней».

  1. Творческая работа по творчеству Платонова. (Распечатку раздать каждому ученику).

  1. Литературный герой.

  1. «Догадалась: в школе надо сделать главным предметом - обучение с песками, обучению искусству превращать пустыню в живую землю».

  2. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир своё внутренне переживание и поэтому властвующего над ним».

  3. «… действовал своими умными руками и безмолвной головой».

  4. « Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и терзают его».

  5. «Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним».

  6. «- Отчего ты такой?

- Не знаю.

- А отчего ты на других не похожий?

- Оттого, что мне трудно.

- А как тебя зовут?

- Меня никто не зовёт».

2. Тест

1. Кому из этих писателей Платонов посвятил статьи:

А) А. С. Пушкин; б). М. Е. Салтыков-Щедрин; в) Ф. М. Достоевский.

2. «Порожняя голова - умные руки» - это: а) Лев Чумовой; б) Макар Ганушкин; в) рябой Пётр.

3. « Сокровенным человеком» можно назвать: а) Юшку («Юшка»), б) машиниста Мальцева (« В прекрасном и яростном мире»), в) Марию Никифоровну («Песчаная учительница»).

4. В конце жизни Платонов создаёт сказку быль «Неизвестный цветок», потому что: а) обрабатывал народные сказки и решил написать свою; б) через сказку можно передать маленькому и взрослому читателю самые заветные идеи; в) «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

5. Платонов утверждал: «Писать надо не талантом, а … -прямым чувством жизни» : а) человечностью; б) утверждённостью; в) знанием.

6. Сатира явилась мощным оружием в литературе 20-30 годов. Найдите определение сатиры: а) один из видов комического, злая, ёмкая, издевательская насмешка; б) один из видов комического изображении

В литературном произведении каких-нибудь недостатков, пороков человека или общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал; в) один из видов комического, не отвергающий комического в жизни и утверждающий его как неизбежную и необходимую сторону бытия.

  1. А. П. Платонов в рассказе «Усомнившийся Макар» устами своего героя «нормального мужика» Макара Ганушкина ставит вопрос: « Что мне делать, чтоб я себе и другим был нужен?» Как на этот вопрос отвечает писатель? А) ответа нет ни в жизни, ни во сне, где Макару приснился идол верховной власти, мёртвый от того, что мертва всякая мысль, не согретая сочувствием и заботой о людях; б) Макар находит ответ в сумасшедшем доме, слушая, как там читают статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях; в) «нормальный мужик», найдя тёплое местечко, закономерно переродился в обезличенного совслужащего.

Ответы:

  1. Марья Никифоровна «Песчаная учительница».

  2. Машинист Мальцев «В прекрасном и яростном мире».

  3. Макар Ганушкипн «Усомнившийся Макар».

  4. Юшка, герой одноимённого рассказа.

  5. Вася, герой рассказа «Корова».

  6. Неизвестный цветок, рассказ «Неизвестный цветок».

Ключи к тесту.

1 а, б; 2. Б; 3.а, б, в; 4. б; 5. А; 6. Б, 7. А, 8. В.

  1. Заключительное слово учителя.

Хочется сказать несколько слов о том, как Платонов работал во время Великой Отечественной войны. В годы войны Платонов пишет много рассказов, названия которых раскрывают смысл гуманистической концепции прозаика: «Неодушевлённый враг», «простодушие!, «Одухотворённые люди», « О советском солдате».

Герои Платонова с полным самоотречением вершат свой тяжкий труд на войне. В поле главного внимания его - простой солдат. Из воспоминаний о Платонове -военкоре:
«Его увлекали не столько оперативные дела армии или фронта, сколько люди. Наши корреспонденты «жаловались»: надо возвращаться, а Платонова нет. А он сидит где-нибудь в землянке или окопе, увлечённый солдатской беседой, обо всём на свете забыв. Был Платонов человеком непритязательным и легко мирился со всеми неудобствами и невзгодами фронтовой жизни. «На войне надо быть солдатом», - не раз он говорил своим товарищам».

Война для Платонова - человека сложной душевной организации, чуткого к страданиям и бедам людей, особенно тех, кто беззащитен, - так и осталось огромнейшим, не пошедшим до конца потрясением. Он так и не смог притерпеться к повседневности, стать хоть чуточку бесчувственнее. Перегрузка памяти, души суровыми впечатлениями была столь чрезмерна, что можно сказать: и туберкулёз, и болезнь, унёсшая писателя в могилу (1951) - это эхо войны.

60 годы - второе рождение писателя. Но и тогда не все произведения были изданы, считались «опасными».

Вторая половина 80 - окончательное возвращение его произведений к читателю.

6


© 2010-2022