- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Жизненный и творческий путь А. Платонова
Жизненный и творческий путь А. Платонова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соломинцев М.М. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Жизненный и творческий путь Андрея Платоновича Платонова (1899- 1951).
Данный урок целесообразно проводить спаренным.
Цель: 1. Познакомить учащихся с биографией А. Платонова, 2. Раскрыть основные мотивы творчества писателя в контексте литературно-эстетических исканий времени.3.показатьтворчество Платонова в органической связи с классической русской литературой.4. работа над развитием связной речи учащихся, самостоятельности в анализе теоретического и биографического материалов.
Оборудование: проектор, тексты рассказа Платонова «Усомнившийся Макар», фото писателя и его семьи.
В прозе Андрея Платонова отечественная
словесность склонилась к постижению
первооснов бытия, к познанию
нравственной природы русского человека.
В. Васильев.
Какое сердце жизнь вместит?
Какая мысль с дежурства звёзды снимает?
Неимоверный случай - жить.
Изобретатель безымянный и незримый.
А. Платонов.
Ход урока.
Поскольку учитель не может использовать большое количество часов на изучение творчества А. Платонова в 11 классе, то, естественно, значительная часть работы должна быть проделана учащимися самостоятельно. Одиннадцатиклассники заранее должны знать, какие произведения Платонова необходимо прочитать обязательно, какие виды работы выполнить, к каким книгам и статьям обратиться.
-
Биографические сведения об А. Платонове.
- Что вы знаете о судьбе Платонова?
- Какие произведения его вам известны?
- Какие произведения этого автора есть в вашей домашней библиотеке?
Эту работу важно проделать, чтобы «сократить» тот временной разрыв, который образовался из-за неизучения творчества Платонова в 9 и 10 классах.
-
Индивидуальное сообщение ученика о писателе. Учащимся даётся задание: на основе сообщения и рассказа учителя составить хронологию жизни и творчества А. Платонова. Доклад ученика прилагается. Во время доклада показать через проектор показать фото, связанные с Платоновым. (приложение 1).
-
Дополнение учителя.
Как уже было замечено, что А. Платонов родился в семье слесаря- железнодорожника. Семи лет от роду Платонов был отдан в одноклассную церковно-приходскую школу, а на следующий год мальчика перевели в Воронежское городское училище, где он провёл два года. В жизнь будущего писателя очень рано вошёл поэтический мир железных дорог, отразившийся затем во многих его произведениях.
О его «школьных» годах зачитаем отрывок из статьи М. Бабинского «Оставаться человеком»: «Работал я во многих местах, у многих хозяев», - вспоминал впоследствии писатель. «Мальчик» на складе страхового общества, потом - конторщик, а позднее - помощник машиниста локомобиля, литейщик на трубном заводе, электромонтёр в железнодорожных мастерских… Мир техники увлёк подростка. Подобно другим механикам-самоучкам, он мечтает создать вечный двигатель, сидит по ночам над чертежами, а вечерами, вернувшись с работы, строит в сарае из двух газовых труб турбину с шестью системами спиралей. Была у юного Кулибина и другая страсть - писание стихов: первые строки появились в его тетради , когда ему не исполнилось ещё и 12 лет. Впоследствии Платонов составил поэтический сборник «Голубая глубина», который был напечатан небольшим тиражом».
Революцию будущий писатель встретил восемнадцатилетним юношей. Участие в ней и стало его «университетами». Едва поступив в железнодорожный политехникум (1918), он вынужден был прервать учёбу и занять место помощника машиниста на паровозе своего отца. В течение двух лет в Воронежском крае полыхали пожары гражданской войны. Кто здесь только не был: и австро-германские оккупанты, и Каледин, и Краснов, и Деникин… Вместе с отцом Платонов подвозит красноармейцам боеприпасы, а в 1919 году его командируют для оказания помощи по мобилизации населения на борьбу с Деникиным. Время было трудное и опасное. За пе5риод пребывания Платонова в городе Новохопёрске тот шесть раз переходил из рук в руки.
Итак, заключает учитель свой рассказ, о гражданской войне Платонов знал не понаслышке. Когда же Новохопёрск и Воронежская губерния были освобождены от белых гвардий. Платонов начал работать корреспондентом воронежских газет и стал зачинателем, создателем новохопёрской газеты.
Послушаем сообщение учащегося, в котором мы услышим воспоминания Георгия Захаровича Литвина-Молотова, редактора газет «Красная деревня» и «Воронежская коммуна», друга и покровителя Андрея Платонова в 20-е годы. Он запомнил, как робко Платонов постучал к нему в кабинет: «- Можно?- тихо проговорил скромный молодой человек, очень бледный и чем-то в своём молодом облике напоминавший мне с юношеских лет любимого мною писателя Достоевского.
- Вот, посмотрите! -немногословно произнёс вошедший в потрёпанном пальтишке молодой незнакомец и положил на мой стол пачку длинных узких листов…
Усталый, но заинтересованный необычным посетителем, я прильнул к строкам его стихотворений.
Всюду шла война. От бандитов-душегубов мы не смогли ещё избавиться и отбиться. В животе и на зубах у нас была оскомина от пшеничного хлеба, пшенной похлёбки, пшённой каши, пшённых котлет. И от «пшёнки» - красноватой сыпи на теле.
А тут как на необычной мирской и мирной лире с листов бумаги несётся неслыханная песнь….
Стихи меня увлекли. Ничего и никого не замечая, я продолжал глотать их одно за другим. А когда оторвался от рукописи, посмотрел и удивился: кроме меня в кабинете никого. А где же автор этих стихов? Исчез или его не было вовсе? Но стихотворения лежат, вот они!»
Продолжается рассказ учителя: К решению вопроса о революционном обновлении общества Платонов на первых порах подходил со стороны рационализма и техницизма. Даже эмоциональную жизнь человека будущий писатель на какое-то время считал чуть ли не буржуазным пережитком. В 1921 году Платонов заканчивает учёбу в Политехникуме.
В 1926 году выходит в свет первый рассказ А. Платонова «Родина электричества». Это произведение создавалось по свежим воспоминаниям о первых невоенных годах утверждения советской власти в стране - воспоминаниям человека, бывшего самым активным участником этого процесса.
В 1926-28 годах создаётся повесть «Ямская слобода», которая переносит читателя в дореволюционный быт глухой провинции, где живут потомки государевых ямщиков, сдающих в аренду землю, где медленно восходит и садится солнце. Скрипучи колодези, сонливы сытые хозяева, и худо живётся мастеру на все руки, батраку Филату. Человек, способный ко всякому труду, Филат, отвык от размышления и голова его, всегда пребывающая на отдыхе: от бездействия завяла. Участь Филата словно бы навек предопределена. Устойчивостью неправедного миропорядка. Но с империалистической войной и смертью Романовых новые ветры повеяли над ямской слободой.
Осень 1917 года показана Платоновым в обобщенно-символической форме, как момент обретения миром небывалой красоты, равно захватывающей и природу, и человеческую стихию: «Небо сияло голубым дном, как чаша, выпитая жадными устами. И силе те трогательные, потрясающие события, на которых существует мир, никогда не повторяясь и всегда поражая. Ежедневно человек из глубины и низов земли заново открывая белый свет над головой и питался кровью удивительных надежд». Эта священная пора надежд и была временем второго рождения Филата. Тот, кто пассивом истории, стал её активной силой.
В 1926 году Платонов был отозван в Москву в ЦК профсоюза работников земли и леса. Однако, со следующего года, оставив службу, он полностью предаётся литературной деятельности.
Я перечислю вам произведения, которые написал Платонов, конечно, не все. Вы должны выбрать один из рассказов и дома в для последующих уроков написать рецензию. А сегодня мы с вами рассмотрим рассказ « Усомнившийся Макар». (Названия произведений можно показать через проектор)
Рассказ « Песчаная учительница» (1926),
Повесть « Сокровенный человек» (1928),
Рассказ « Усомнившийся Макар» (1929),
Роман « Чевенгур» (1929),
Повесть « Котлован» (1930),
Рассказ «Юшка» (1936),
Рассказ « Третий сын» (1936),
Рассказ «Корова» (1937),
Рассказ « Река Потудань» (1937),
Статья «Пушкин - наш современник» (1937),
Рассказ «Июльская гроза» (1938),
Рассказ « В прекрасном и яростном мире» (1941),
Рассказ « Одухотворённые люди» (1943)
Рассказ «Возвращение» (1946),
Сказка-быль «Неизвестный цветок» ( 1950).
-
Работа над рассказом «Усомнившийся Макар». Текст рассказа смотри в приложении 2. Этот рассказ впервые появился в журнале «Октябрь» в 1929 году.
-
Движение сюжета.
А) Знакомство с героями:
- Что скрывается, на ваш взгляд, за сочетанием» член государства»? (Здесь не только ирония, но и убеждённость в необходимости каждого в едином государстве «трудящихся масс»).
- Что вы можете рассказать о «нормальном мужике» Макаре Ганушкине? Чем он выделяется среди «прочих трудящихся масс»? Герой рассказа - Макар Ганушкин взял многое от своих предшественников: он так же беден и добр, обогащён немалым жизненным опытом. Линия жизни Макара явно расходится с господствующей «прямой» линией таких как, Лев Чумовой, который руководил движением народа вперёд.
- Такая ли уж «порожняя», « безмолвная» голова у Макара? Какие глаголы постоянно присутствуют при введении в текст размышлений Макара? («догадывался», озадачился», «думал», « заключил в уме» и так далее). О чём говорит этот парадигматический ряд?
Б) Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание: выписать из рассказа героев, соответствующих метафоре «умная голова - пустые руки» (Лев Чумовой, « молочный начальник», « учёный писец», « профсоюзный начальник», «научный человек», рябой Пётр), и»порожняя голова - умные руки» (Макар). Неужели он один? ( «Макар шёл по Москве к пролетариату и удивлялся силе города» В чём или в ком эта сила? « Умные руки» - у трудящихся масс, в них и есть сила государства, по убеждению автора).
В) В чём же усомнился Макар? Нам и предстоит разобраться.
- Если мы с вами ставим фильм, спектакль, то какие детали из мира платоновского рассказа вы выберете как символически значимые?
Пейзаж города: «Деревья росли жидкие, под ними валялись конфетные бумажки, винные бутылки, колбасные шкурки и прочее испорченное добро. Трава под гнётом человека здесь не росла, и деревья тоже больше мучались и мало росли». «Дома стояли настолько грузные и высокие, что Макар пожалел советскую власть: трудно было ей держать в целости такую жилищную снасть»; «….земля была всюду поражена ямами…»; «Часа два бродил по ущельям того профсоюзного дома…»; «Над второй же дверью висел краткий плакат «Кто кого?»
- Прочитаем три сна, прокомментируем, раскроем их метафоричность.
«Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?- спросил Макар, и затих от ужаса». Что вызвало ужас героя? Как бы вы ответили на вопрос Макара?
Целостный масштаб, зарево дальней массой жизни, игнорирующие и не желающие знать честного Макара. Миллионы живых жизней, отражающиеся в мёртвом взоре научного человека. Естественный человеческий вопрос о своём месте в жизни и разумном предназначении, заданный с чувством ужаса. Ещё Пушкин провозгласил величие человека как личности. Платонов заглянул в самую сердцевину утверждающейся эпохи. Через год писатель создаст « Котлован», действие которого происходит во второй половине 29, названного, как известно, годом великого перелома.
- Итак, власть как самоцель - во что оно перерастает? Как мы называем такую власть? ( тирания, деспотизм, тоталитаризм).
- В каких произведениях Пушкина определена суть неограниченной власти и показано, к чему она приводит. (Ученик читает стихотворение Пушкина «Анчар»)
- Кто в рассказе олицетворяет тоталитаризм? Какой эпитет ему даётся и почему? («мёртвые очи», «тело… было мёртвое»).
Тоталитарный режим характеризуется полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности.
Так на уровне сюжета школьники осмысляют глубину тревоги писателя, предупреждавшего современников об опасности деления людей на думающих за всех и работающих, об угрозе утверждения государственной системы, где личность ничего не будет значить, где во имя «целостных масштабов» забудут о « частных Макарах», принесут в жертву «миллионы живых жизней».
-
Творческая работа по творчеству Платонова. (Распечатку раздать каждому ученику).
-
Литературный герой.
-
«Догадалась: в школе надо сделать главным предметом - обучение с песками, обучению искусству превращать пустыню в живую землю».
-
«Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир своё внутренне переживание и поэтому властвующего над ним».
-
«… действовал своими умными руками и безмолвной головой».
-
« Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и терзают его».
-
«Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним».
-
«- Отчего ты такой?
- Не знаю.
- А отчего ты на других не похожий?
- Оттого, что мне трудно.
- А как тебя зовут?
- Меня никто не зовёт».
2. Тест
1. Кому из этих писателей Платонов посвятил статьи:
А) А. С. Пушкин; б). М. Е. Салтыков-Щедрин; в) Ф. М. Достоевский.
2. «Порожняя голова - умные руки» - это: а) Лев Чумовой; б) Макар Ганушкин; в) рябой Пётр.
3. « Сокровенным человеком» можно назвать: а) Юшку («Юшка»), б) машиниста Мальцева (« В прекрасном и яростном мире»), в) Марию Никифоровну («Песчаная учительница»).
4. В конце жизни Платонов создаёт сказку быль «Неизвестный цветок», потому что: а) обрабатывал народные сказки и решил написать свою; б) через сказку можно передать маленькому и взрослому читателю самые заветные идеи; в) «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
5. Платонов утверждал: «Писать надо не талантом, а … -прямым чувством жизни» : а) человечностью; б) утверждённостью; в) знанием.
6. Сатира явилась мощным оружием в литературе 20-30 годов. Найдите определение сатиры: а) один из видов комического, злая, ёмкая, издевательская насмешка; б) один из видов комического изображении
В литературном произведении каких-нибудь недостатков, пороков человека или общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал; в) один из видов комического, не отвергающий комического в жизни и утверждающий его как неизбежную и необходимую сторону бытия.
-
А. П. Платонов в рассказе «Усомнившийся Макар» устами своего героя «нормального мужика» Макара Ганушкина ставит вопрос: « Что мне делать, чтоб я себе и другим был нужен?» Как на этот вопрос отвечает писатель? А) ответа нет ни в жизни, ни во сне, где Макару приснился идол верховной власти, мёртвый от того, что мертва всякая мысль, не согретая сочувствием и заботой о людях; б) Макар находит ответ в сумасшедшем доме, слушая, как там читают статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях; в) «нормальный мужик», найдя тёплое местечко, закономерно переродился в обезличенного совслужащего.
Ответы:
-
Марья Никифоровна «Песчаная учительница».
-
Машинист Мальцев «В прекрасном и яростном мире».
-
Макар Ганушкипн «Усомнившийся Макар».
-
Юшка, герой одноимённого рассказа.
-
Вася, герой рассказа «Корова».
-
Неизвестный цветок, рассказ «Неизвестный цветок».
Ключи к тесту.
1 а, б; 2. Б; 3.а, б, в; 4. б; 5. А; 6. Б, 7. А, 8. В.
-
Заключительное слово учителя.
Хочется сказать несколько слов о том, как Платонов работал во время Великой Отечественной войны. В годы войны Платонов пишет много рассказов, названия которых раскрывают смысл гуманистической концепции прозаика: «Неодушевлённый враг», «простодушие!, «Одухотворённые люди», « О советском солдате».
Герои Платонова с полным самоотречением вершат свой тяжкий труд на войне. В поле главного внимания его - простой солдат. Из воспоминаний о Платонове -военкоре:
«Его увлекали не столько оперативные дела армии или фронта, сколько люди. Наши корреспонденты «жаловались»: надо возвращаться, а Платонова нет. А он сидит где-нибудь в землянке или окопе, увлечённый солдатской беседой, обо всём на свете забыв. Был Платонов человеком непритязательным и легко мирился со всеми неудобствами и невзгодами фронтовой жизни. «На войне надо быть солдатом», - не раз он говорил своим товарищам».
Война для Платонова - человека сложной душевной организации, чуткого к страданиям и бедам людей, особенно тех, кто беззащитен, - так и осталось огромнейшим, не пошедшим до конца потрясением. Он так и не смог притерпеться к повседневности, стать хоть чуточку бесчувственнее. Перегрузка памяти, души суровыми впечатлениями была столь чрезмерна, что можно сказать: и туберкулёз, и болезнь, унёсшая писателя в могилу (1951) - это эхо войны.
60 годы - второе рождение писателя. Но и тогда не все произведения были изданы, считались «опасными».
Вторая половина 80 - окончательное возвращение его произведений к читателю.
6