- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по Слову о полку Игореву 9 класс
Урок по Слову о полку Игореву 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова Т.Г. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по литературе в 9классе:
» Слово о полку Игореве в литературе и в других видах искусства»
(музыке, живописи)
Учитель: Максимова Татьяна Григорьевна
МБОУ» СОШ №23» г. Владивосток.
Цели урока:
Образовательные: творческое воспроизведение знаний( сообщения),
Обобщенность и развернутость ответов, системность.
Развивающие: память, речь, мышление эстетические чувства.
Воспитательные: любовь к Родине, её памятникам культуры, к своим истокам.
Оборудование:
Картины художников ( В.Васнецова, К.Васильева, Н.Рериха.)
Фрагменты из оперы Бородина» Князь Игорь»
Иконы древней Руси.
»Литургия Иоана Златоуста» Рахманинов.
На доске эпиграф к уроку: » Знать свое прошлое необходимо,
чтобы стать настоящим человеком.
(Е.Осетров » Живая древняя Русь»).
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Слово учителя:
Задумывались ли вы, стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески, думать о значении волнистой линии, орнамента. Есть смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками? Наверное стоит. ведь человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра, в его судьбе сплетаются в единый узел настоящее и завтрашнее. Человек-сын времени и сын своей страны: чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Не случайно люди обращаются к памятникам прошлого к его памятным страницам, ища в отшумевших веках поддержку, ответы, вдохновение. Ведь произведения искусства воплощают в себе длительные народные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. Не зная старения.
И с таким бессмертным памятником древнерусской литературы мы уже знакомы.
Это » Слово о полку Игореве».
3.Беседа учителя с учениками.
- Что вы знаете о нем?
Действительно, протекли столетия, но не приглушил его поэтического звучания и не стёрли красок. Интерес не только не только не уменьшился, но и становится всё более глубоким.
» Слово о полку Игореве» - прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» В.Белинский.
-Что видят наши современники в этом произведении непреходящего и вечного?
Значение таких произведений как » Слово о полку Игореве» велико еще и тем, что они являются источником вдохновения для создания шедевров в области музыки, живописи, поэзии.
Одним из таких шедевров явилась опера Александра Бородина» Князь Игорь». Небольшие сообщения, которые приготовили ребята. помогут нам полнее представить связующие нити этих двух произведений.
-Сообщения.
Сейчас мы прослушаем фрагмент из увертюры к опере »Князь Игорь»
Вслушайтесь в медленно и драматично звучащие звуки, они передают душевное состояние доблестного князя Игоря »Игоревыми раздумьями» называл их Стасов. Вы услышите, как две стихии: стихия русской народной жизни и стихии Востока ( в мелодиях восточного склада). Услышите и радостные звуки хора, который славит князя Игоря, князей, ратников, народ желает им победы над врагом и скорейшего возвращения.
-Запись
Опера Бородина наполнена национальным народным характером. В звуках отразилось и зловещее затмение. И половецкие пляски, и плач Ярославны.
Под влиянием впечатлением этого плача русский художник Васильев создал картину, которую так и назвал:» Плач Ярославны»
Посмотрите на иллюстрацию к картине и прослушайте отрывок из оперы Бородина.
-Запись
-Что вы почувствовали, глядя на образ Ярославны и слушая музыкальный отрывок?
Художник зачитывался легендарной поэмой, глубоко сопереживая печали, разлившейся по Руси. И поэтому, наверное, его Ярославна наполнена таким обаянием, музыкальностью и грустью.
Музыка, живопись и поэзия.
Поэзия тоже не обошла вниманием » Слово о полку игореве». Над ним работали, создавая поэтические переложения, Жуковский, Майков, Заболоцкий.
-Давайте вспомним »Плач Ярославны» в переложении Заболоцкого.
Образ Ярославны полон обаяния. Поэзии. В её плаче слышится горе тысяч женщин, ждущих своих мужей с поля битвы. И, наверное, не случайно, что и наши современные поэты посвящают свои стихотворения этому бессмертному образу.
»И летит тот плач далеким эхом через бездну смутных времён…»,-плача о всех погибших в стихотворении Юрия Козлова.
-Стихотворение
Наше исследование о влиянии памятников древней Руси было бы неполным, если бы мы ничего не сказали о художнике В.М.Васнецове.
-Сообщение
В.М.Васнецов был художником лирического склада. И его картины- не изображение ужасов войны, а величественное поэтическое произведение, столь же поэтическое, как и »Слово о полку Игореве».Оно вызывает глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину героев.
…торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых: русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев.
Идея картины - показать величие, благородство и красоту совершённого патриотического подвига. Встали полки Игоревы на границе своей земли и полегли за её честь и неприкосновенность.
-Как вы воспринимаете картину Васнецова?
Вы видите. Что » Слово о полку Игореве» действительно является источником вдохновения. Поэзия, музыка, живопись черпают из него и поэтические образы, и настроения.
Мы обратились к одному произведению древнерусской литературы, но ведь этим не ограничивается культура древней Руси. И » Слово» возникло не на пустом месте. Культура 12-13 веков была богата и высоко духовна.
Вспомним архитектуру соборов с их строгостью и чистотой линий.
Посмотрите на произведения древнерусской живописи » Спас Нерукотворный» - в гневном и горьком изломе бровей, в упреке глубоких глаз заметно то напряжение чувств, которое так характерно для героев »Слова»
- Звучит фрагмент из » Успения».
-Не так ли печалились русичи после поражения князя Игоря?
В исторических памятниках национальной культуры есть произведения, которые, впитав живительные соки родной земли, разрастаются подобно могучему дереву.
Человек должен любить свое прошлое. Ведь это значит наследовать красоту жизни, а » В красоте мы объединены, красотою мы молимся, красотою побеждаем»,- сказал Н.К.Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Художник. подаривший миру более 7000 полотен, черпавший вдохновение для создания картин » Начало Руси», » Славяне» в памятниках Руси той седой эпохи. Н.К. не остался равнодушным к » Слову». Им написана картина »Князь Игорь»
-Какой момент запечатлён на картине художника?
Написана картина в 1941г., когда Н.К. искал примеры героического подвига во славу Родины. Четыре раза писал декорации для оперы Бородина » князь Игорь»- »Путивль», эскизы костюмов.
-Посмотрите ещё на ряд картин Н.К.Рериха.
В них запечатлена живая Русь. Его картины переносят нас в минувшие века, напоминают о великих истоках нашей жизни, культуры, бытия , духа, об остывшем, но не мертвом мире.
- Демонстрация иллюстраций картин.
»Не знавший прошлого, не может думать о будущем», -Н.К.Рерих.
4.Обобщение изученного материала.
-Давайте обобщим сведения, полученные на уроке.
-Чем являются для людей памятники культуры?
И поэтому люди сегодня обращаются к непреходящим ценностям прошлого, понимая, что памятники - произведения - человечные, в прямом смысле этого слова, должны жить вечно.
И приходит к ним сыновнее охранительное чувство к святыням своего народа..
-В заключение урока я предлагаю вам прослушать фрагмент из »Литургии Иоана Златоуста», возрожденную Сергеем Васильевичем Рахманиновым.
Это одна из святынь русского народа. Рахманинов услышал и распел свою »Литургию» как звучащую историю народа с её непреходящим очарованием, красотой, выразительностью.
Литургия - церковный обряд, обедня.
И.Златоуст - проповедник христианства принял страдания во имя счастья и гармонии на земле.
Собравшись в поход, князь Игорь с князьями и дружиной мог слушать такое же пение, моля о победе, славе и величии Руси.
5.Домашнее задание.
Я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам на многое взглянуть другими глазами и осознать огромное значение памятников культуры в нашей жизни. Мне хотелось бы, чтобы дома, поразмыслив, вы ответили письменно на такие вопросы:
А в чем, по- вашему мнению, состоит красота жизни?
Может ли красота спасти от несчастий и зла?