Проект Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

ГОУ Педагогическая академия



Проект на тему

«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»




Выполнила слушатель курсов

«Преподавание русской литературы в новых социокультурных условиях» -

Семухина Т.М







2015г.


Оглавление

Вступление ………………………………………………………………………3

Глава 1

1.1. Духовно-нравственное воспитание учащихся - особая миссия литературы………………………………………………………………………5

1.2. Воспитательный потенциал русской литературы и современная школа…………………………………………………………………………….6

Глава 2

2.1. Методы и приёмы работы на уроке по воспитанию духовно - нравственных качеств учащихся………………………………………...……..9

2.2. Проблема ответственности взрослых за судьбы подрастающего поколения………………………………………………………………………..14

2.3. Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности…………………………………………………………………….15

Заключение ………………………………………………………..……………16

Список использованной литературы …………………………..……………..17


Вступление

… «Где священный закон нравственности непоколебимо утверждён в сердцах народа воспитанием, верою, здравым, неискажённым учением и уважаемыми примерами предков, - писал митрополит Филарет, - там сохраняют верность Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния или славы».

Эти слова применительно к нашей сегодняшней действительности ярко подтверждают правоту и прозорливость мудрого старца.

Что с нами было вчера, год и более назад, мы обращаемся к истории, к событиям и фактам того времени, в надежде понять и извлечь уроки для нас самих и наших поколений, прояснить день сегодняшний, понять, что ждёт нас в ближайшем будущем.

Вот мы уже в XXI веке. К сожалению, на смене веков и очередного тысячелетия в нашей стране под влиянием демократических реформ произошла полная подмена ряда понятий и ценностей. Спекуляция, взяточничество, предательство и продажность прикрываются такими современными понятиями, как свобода слова и права человека.

У нас вырастает по существу бездуховное расчётливое поколение, являющееся рабом денег. Оно не понимает, что обворовывает, прежде всего, себя и свою жизнь в главном: оно крадёт у себя самое важное и основное, во имя чего вообще стоит родиться и стоит жить, - любовь ко всему сущему на земле! Без этого чувства люди, словно бездушные тени, вынуждены толкаться на земле, растлевая своим бытием всё, что ещё осталось доброго на всём белом свете.

Сегодня мы вместе: родители, семья, школа должны защитить наше поколение, наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовное нравственное воспитание. Воспитывать его, опираясь на то лучшее, что нам досталось от предыдущего поколения, - средствами произведений В.П.Астафьева, А.П.Платонова, Е.И.Замятина и других мастеров слова.

Цель и задачи исследования.

Цель: раскрыть современные социально-нравственные проблемы средствами литературы на основе рассказа Е.И.Замятина «Кукла».

Задачи:

1) Исследовать точку зрения писателя на социально-нравственные проблемы;

2) Проанализировать рассказ «Кукла» с целью выявления социально-нравственных проблем в тексте;

3) Сформировать представления об активной жизненной позиции его героев за сохранение нравственности;

4) Опираясь на педагогическое кредо писателя, разработать предложения по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Глава 1

  1. Духовно-нравственное воспитание учащихся - особая миссия литературы

Воспитать достойную личность - задача непростая. В современных условиях на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно - нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно - нравственное возрождение человека - это проблема, которую можно решать на уроках литературы.

Литература - это своеобразный щит, который на протяжении веков своими гениями создавало человечество для защиты от всего негативного, им же творимого. Но этим щитом надо уметь пользоваться. Главное из этих умений - эмоциональная реакция читателя, называемая сопереживанием. Обращение к духовным истокам русской культуры, духовное просвещение своих воспитанников - одна из главных задач словесника. На уроках литературы происходит знакомство учащихся с творческим наследием великих подвижников России, разговор о смысле жизни, о незыблемых нравственных устоях.

В свою очередь факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.



  1. Воспитательный потенциал русской литературы

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

После изучения рассказа даётся домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку». На следующем уроке организуется «круглый стол», где каждый желающий прочитает свои рассуждения на эту тему.

Так с первых уроков литературы у учеников начинает формироваться понятие «духовный мир человека».

Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно только «на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться». И тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходиться делать выбор.

Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать?

На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана - крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна - лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван - царевич. Слова о чувствах Ивана - царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван - царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван - царевич селезня - не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван - царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану - царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам.

Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.

Из сказа Н. С. Лескова «Левша» дети узнают, что автор увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное - это человек и его стремление к добру.

Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши - это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма - основная в произведении.

Лесков считал, что потребность делать добро - самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В. Распутина «Уроки французского». Эстетическая задача изучения произведения состоит, чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.


Глава 2

2.1. Методы и приёмы работы на уроке по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся

Ведущими методами и приёмами работы на уроке являются: создание креативного поля, творческий поиск, творческое задание, успех и признание права каждого ребёнка на ошибку.

Остановлюсь подробнее на рассказе Е. И. Носова «Кукла». Предлагаю мастер - класс по произведению.

Цель урока: показать, как автор при описании случая с куклой выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям; повторить и закрепить теоретико- литературные понятия.

Форма урока: синтетический урок, включающий в себя работу с рассказом, словарную работу, презентацию.

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

Ход урока:

Краткое сообщение биографии писателя.

Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

После войны закончил среднюю школу. Начинает писать прозу. В1961г. становится профессиональным писателем.

Изданы книги «Берега» (1971), «Красное вино победы» (1979), «Усвятские

шлемоносцы»(1980), «В чистом поле» (1990), «Вечерние стога»(2000).

Звания и награды: Герой Социалистического Труда (1990), Государственная премия РСФСР (1975),Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства (1996),премия Александра Солженицына (2001).

Словарная работа



  • Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

  • Глумиться-издеваться

  • Святотатство - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого

  • Варварство - грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

  • Кощунство - оскорбительное отношение к чему-нибудь

( из «Словаря русского языка»

С.И.Ожегова)

Критик В. Чалмаев, подчеркивая особенность творчества писателя пишет:

« …для Е. Носова самые смелые представления о прекрасном - в современном человеке, природе, родной ли истории - неотделимы от среднерусской равнины, ее сел, и городков, от голосов и фигур курских и заонежских крестьян, рабочих парней, солдат».

Беседа с учащимися.

-Понравилось ли произведение?

-Назовите героев рассказа?

-Как вы думаете, кто угадывается в образе рассказчика?

-Расскажите об Акимыче?

-Что сближает рассказчика и перевозчика Акимыча? (Оба любили рыбалку и «оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии…».)

В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно-то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А.Дворяшин).

Для Е.И.Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Ее надо любить и защищать.

-Читаем начало рассказа.

Писатель возвращается в родные места, вспоминает речку.

-Как относится автор к изображенному пейзажу? (Гордится мощью, красотой, богатством реки)

-Найдите и прочитайте описание пейзажа в тексте.

Работа (в парах) по карточкам. Дается три фрагмента с описанием природы;

река в прежние времена, современная река, осенняя природа

Задание:

1.Внимательно перечитать.

2.Проанализировать.

3.Найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы.

4.По возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос:

«Какую роль играет описание природы в рассказе?

-С какой целью писатель создает эти картины? (Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей).

-Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Кто-то сжег шалаш Акимыча)

-Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете?

Прочитайте описание куклы.

-Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле?

-Как бы вы назвали такой поступок? Что это баловство, шутка, бессердечность?

-Что же, по- вашему, заставило человека поступить так жестоко, по-варварски? (Это свидетельство нравственного падения людей. В наглости ищут спасение те, кто утратил в себе доброту, отзывчивость, сердечность, сочувствие, кто, наконец, потерял совесть)

-Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик)

-В каких литературных произведениях встречалась кукла? В связи с какими событиями?

-Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Фронтовое прошлое писателя).

Сообщение учащегося «Несколько слов о куклах». (…Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа).

Сравнительный анализ стихотворения К. Случевского «Кукла» и рассказа Е.Носова «Кукла».(Различие: в стихотворении куклу бросил ребенок- существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения).

-Что же может детство вынести из этих картин? («Люди идут мимо…»)

-Что же мы с Акимычем видим? (Полное равнодушие, безразличие ко всему окружающему).

Прочитайте описание куклы. Обратите внимание на авторскую реакцию.

-Что изменилось после признания рассказчика в Акимыче?

-Что мы можем сказать об Акимыче, судя по его раздумьям, отношению к тому, что он видит? (Он возмущен равнодушием людей).

-Зачем Акимыч хоронит куклу?

-Рассказ Е.И.Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопаешь…» Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов? (Человеческие пороки остались и процветают).

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла».

-Как вы думаете, почему автор изменил название? (Автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям.

-Над какими жизненными вопросами заставляет автор нас задуматься?

(1.Что с нами происходит? Исчезло ли равнодушие? 2.Что нужно сделать для того, чтобы предотвратить жестокое отношение людей друг к другу, к вещам, к природе?)

«…Он (Е.Носов) освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости…о том, как жить и что делать…» (И.Баскевич.)

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказе Е.И.Носова «Кукла».

2.2. Проблема ответственности взрослых за судьбы подрастающего поколения

Так мы приходим к поднятой Носовым проблеме отцов и детей, ответственности взрослых за судьбы подрастающего поколения, помогаем подросткам осознать, что многое в моральном облике ребенка отражает духовную обстановку семьи, что взаимоотношения людей являются одним из источников духовной жизни человека.

Анализируя, оценивая образы и поступки героев рассказа «Кукла», важно помочь детям задуматься о том, для чего дана нам жизнь, способны ли молодые сохранить наши духовные, исторические ценности.

В наше время приходится сталкиваться со случаями, когда молодёжь не слышит замечаний родителей, старшего поколения: грубит на улице и в общественном транспорте, в школе и дома.

Великий педагог Сухомлинский, обращался к детям: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

2.3. Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

По мнению русских философов (И. Ильина, В.Соловьёва, Г.Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без души - эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Такие качества школьника можно воспитывать и во внеурочное время.

В нашем учебном заведении совсем недавно проводились Уроки Мужества, посвящённые героям ВО войны. Была организована экскурсия в деревню Петрищево, в музей З. Космодемьянской.

Ко Дню Космонавтики ребята выезжали в город Гагарин, на родину первого космонавта Ю.А.Гагарина.

Очень часто посещаем краеведческие музеи, Этномир.

Наша школа носит удивительное название « Гармония». Эта школа для детей с ослабленным здоровьем и разными физическими и умственными недостатками в развитии.

Но самое главное, что объединяет наших учащихся - это любовь к прекрасному, что есть на Земле: к природе, музыке, искусству, животному миру. У нас сложились добрые традиции: уважение старших, помощь слабым, взаимовыручка и трудолюбие.

Располагаясь в городе Голицыно, школа чтит память об истории этого поселения. Мы гордимся славой и подвигами героев отечественной войны 1812 года, храним в памяти имена прославленных героев Великой Отечественной войны 1941-1945года. Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её талантливыми людьми.

Заключение

Успешная работа по духовно - нравственному воспитанию может дать положительный результат лишь в том случае, если в ней будут задействованы все звенья воспитательного процесса: семья ( в первую очередь), школа, государство. И, конечно же, мы, учителя.

Перед нами, учителями-словесниками, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особенно остро. Ведь мы имеем сильное оружие - это слово, художественная речь, книга.

Именно слово может пробудить у ребёнка то чувство, без которого немыслимо воспитание человека. Через слово создаётся душа ребёнка. Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Так « будем вечно в благоденствии и славе, и дай нам сил, Всевышний, не лукавить и пред тобой себя не уронить».






Список использованной литературы


  1. Шкабардня М.С. Неразгаданная Русь». М., 2011г.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

М. Просвещение, 2009г.

  1. Н.В. Граблина. ... Духовно-нравственное здоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы, перспективы: материалы открытой научно-практической конференции.

  2. Евладова Е.Б. Пути развития внеурочной работы и дополнительного образования в современной школе. Классный руководитель, 2002 г. №6

  3. Презентация. Е.И. Носов Кукла





17


© 2010-2022