Статья на тему: Системно-деятельностный подход на уроках русского языка (по образовательной системе «Школа 2100»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Системно-деятельностный подход на уроках русского языка»

(по образовательной системе «Школа 2100»)

Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому -

И я научусь.
Китайская мудрость

В современном мире обществу требуются образованные люди, которые не столько вооружены знаниями, сколько умеют их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Традиционный урок построен по принципу: "Делай как я - и все будет правильно". Его цели направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока -- формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Обществу нужна молодежь, способная и умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, находить ответы, принимать решения. И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Система уроков русского языка по образовательной системе «Школа 2100» направлена на формирование учебно-познавательной деятельности учащегося. Ребенок осуществляет самостоятельный поиск информации на разных этапах урока.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно-значимой для учеников. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

На этапе открытия нового знания учащиеся извлекают информацию из видеоряда (слов, графических и цветовых обозначений, рисунков), преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Обсуждение, дискуссия, диалог, поиск, когда нет готового образца; система вопросов учителя приводит к открытию нового знания. В завершение учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмом действий - то есть того универсального способа, которым должен воспользоваться ученик в дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

«Сведений науки не надо сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал»

А. Дистервег (XIX век)

Также на разных этапах урока по образовательной системе «Школа 2100» уделено работе с текстом. Выделяется несколько приемов.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Учащиеся составляют различные виды плана (простой, сложный, вопросный и т.д.). Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов - констатирующего и критического - с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам.

На завершающем этапе (подведение итогов урока) учащиеся соотносят цели и результаты своей деятельности, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности работы.

Говоря о системно-деятельностном подходе в обучении, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия.

© 2010-2022