- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Руф Ю.С. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »
«Рассмотрено»
На м/о учителей
_____________________
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Протокол №
от «___»_______201__г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»
_______/___________/
«__»__________201_г.
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол №
от «__»______201__г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»
______ /С.Г.Ащеулова/
Приказ №
от «____»_______201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе для 10 класса (базовый уровень)
наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень
( базовый, профильный - для 9-11 классов)
на 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.) ___________________________________________________________________________________
(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)
Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________
_______________________________
(Ф.И.О. педагога, название предмета,
квалификационная категории
Дружба 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.)
Цели изучения литературы в 10 классе следующие:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В десятом классе представлена русская литература XIX века Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы. Программа рассчитана на 102 часа учебного времени.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во часов
Вн.чт.
Развитие речи
Литература XIX века
98
1
7
Из зарубежной литературы
4
ИТОГО
102
1
7
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен понимать
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
* основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений
Тематический
план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов (Кол-во часов)
Форма контроля
Литература XIX века
1-2
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
2
Ответы на вопросы, термины
3
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.
1
Пересказ биографии
4
Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного).
1
наизусть
5-6
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного).
2
Письменный анализ стих-й
7
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме
1
Пересказ
8-9
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.
2
Беседа
10-11
Поэма А.С. Пушкина «Борис Годунов»
2
Наизусть отрывок
12-13
Поэма А.С. Пушкина «Моцарт и Сольери»
2
Пересказ
14
Тест по творчеству
А. С. Пушкина.
1
Тест
15
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.
1
Доклады
16
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
1
Наизусть
17
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»
1
Письменный анализ стих-я
18
Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта.
2
Наизусть
19
Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»
20
Проверочная работа по лирике Лермонтова.
1
Сочинение
21-
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2
Пересказ биографии, доклады, презентации
22
Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»
23-24
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
2
Пересказ
25
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
1
Анализ эпизода
26
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
1
Беседа по вопросам
27
Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
1
28
Проверочная работа по творчеству
Н. В. Гоголя
1
Письменная работа
29
Обзор русской литературы второй половины XIX века.
1
Тезисы лекции
30
«Колумб Замоскворечья» (очерк жизни и творчества А.Н. Островского)
1
Доклады, презентации
31
Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»
1
Толкование имен, чтение по ролям
32
Город Калинов и его обитатели
1
Пересказ
33-34
Быт и нравы «Темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза»
2
Беседа по вопросам, сообщения уч-ся о молодых героях пьесы
35
Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве»
1
Беседа, анализ статьи
36-37
Драма А.Н. Островского «Бесприданница»
2
Пересказ
38
Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Три романа - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»
1
Доклады, презентации, краткий пересказ романа «Обыкновенная история»
39
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
1
Пересказ
40
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика
1
Письменная речевая хар-ка героев
41
«Необыкновенное мастерство Гончарова рисовать женские характеры» (В.Г. Белинский)
1
Пересказ
42
Р.р. Сочинение по роману «Обломов»
1
Сочинение
43
Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева
2
Сообщение о прочитанных романах
44-45
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов 19 века
2
Сообщение о истории создания романа, пересказ
46
Е. Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
2
Выразительное чтение диалогов,, пересказ
47
Дружба и любовь в жизни героев (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
Диспут, пересказ
48
Художественная сила последних сцен романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
1
Выразительное чтение сцены смерти Базарова, пересказ
49
Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
сочинение
50
Необычная судьба Ф.И. Тютчева - человека и поэта
1
Презентации, доклады
51
Основные темы и мотивы творчества Ф.И. Тютчева
1
Наизусть
52-53
«Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников)
2
Индивидуальные сообщения
54
Основные темы и мотивы творчества А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
1
Беседа, наизусть
55-56
Н.А. Некрасов - поэт «мести и печали» (очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)
2
Рассказы уч-ся о жизни и тв-ве Некрасова
57-58
Лирика Н.А. Некрасова
2
Наизусть
59
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
1
Вопросы и задания, комментированное чтение поэмы
60
Жизнь народа и образы крестьян в поэме. Образ народного заступника Гриши Добросклонова
1
Рефераты
61
Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
1
Сочинение
62
А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворение «Государь ты наш батюшка…»
1
Сообщения уч-ся о жизни писателя
63-64
«Я писатель, в этом моё призвание» (очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина)
2
Презентации, доклады
65
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
1
Беседа по вопросам, пересказ
66
Роман «Господа Головлевы» - «эпизоды из жизни одной семьи»
1
Беседа, пересказ
67-68
«Истинный кровопиец» (образ Иудушки Головлева)
2
Письменная хар-ка героя
69-70
«Сказки для детей изрядного возраста»
2
Пересказ и анализ сказок
71
Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского, мыслителя, художника и человека
2
Краткий пересказ биографии и прочитанных романов
72
История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении Ф.М. Достоевского
1
Пересказ
73-74
Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
2
Словарная работа, письменный анализ эпизода
75
«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
1
Доклады и сообщения
76
Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова
1
Анализ финала романа
77
Р.р. подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского
1
Сочинение
78
«Толстой - это целый мир» (жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого)
1
Сообщения уч-ся о жизни писателя
79
История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия
1
Пересказ лекции
80
«Высший свет» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из 1 тома, 1 части
1
Письменный анализ эпизода
81
Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»
1
Пересказ
82-83
Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение
2
Пересказ
84
«Надо жить, надо любить, надо верить» (усвоение содержания 2 тома романа «Война и мир»)
1
Пересказ, отрывок наизусть
85
Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома романа «Война и мир»
2
Рассказы уч-ся о сражениях
86
Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый
1
Беседа, пересказ
87
Образы Кутузова и Наполеона
1
Письменные ответы на вопросы
88-89
Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов
2
Рецензирование сообщений
90
Женские образы в романе «Война и мир»
1
Доклады и сообщения
91
Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
1
Сочинение
92
Тайна личности А.П. Чехова
1
Мини-сочинение
93
«Его врагом была пошлость» (рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
1
Пересказ
94
Рассказы А.П. Чехова «Ионыч», «Палата №6»
1
Пересказ
95
Чехов-драматург
1
Доклады и сообщения
96
Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт. Герои
1
Пересказ
97
Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова
1
Сочинение
98
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»
1
Наизусть
Из зарубежной литературы
99
Ги де Мопассан. Слово и писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами
1
Беседа, анализ текста
100
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины
1
Доклады, беседа
101
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрываисо всем устоявшимся, закосневшим
1
Анализ текста
102
Итоговое тестирование за курс изученного в 10 классе
1
Тест
Формы и средства контроля
№ п.п.
Тема
Форма контроля
1
Тест по творчеству
А. С. Пушкина.
тест
2
Проверочная работа по лирике Лермонтова.
сочинение
3
Проверочная работа по творчеству
Н. В. Гоголя
Письменная работа
4
Р.р. Сочинение по роману «Обломов»
сочинение
5
Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
сочинение
6
Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
сочинение
7
Р.р. подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского
сочинение
8
Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
сочинение
9
Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова
сочинение
10
Итоговое тестирование за курс изученного в 10 классе
Тест
Перечень учебно-методических средств обучения:
-
П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
-
О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.
-
П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.
-
И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.
-
Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.
-
М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
-
«Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
-
«Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.
-
В.Я. Коровина. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007
-
А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.
-
В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.
-
Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.
-
«Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
-
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.