Рабочая программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »


«Рассмотрено»

На м/о учителей

_____________________

МБОУ «Дружбинская СОШ»

Протокол №

от «___»_______201__г.

«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»

_______/___________/

«__»__________201_г.


«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»

______ /С.Г.Ащеулова/

Приказ №

от «____»_______201__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По литературе для 10 класса (базовый уровень)


наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень

( базовый, профильный - для 9-11 классов)


на 2012 - 2013 учебный год



Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.) ___________________________________________________________________________________

(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)





Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________


_______________________________


(Ф.И.О. педагога, название предмета,

квалификационная категории


Дружба 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.)

Цели изучения литературы в 10 классе следующие:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.

Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В десятом классе представлена русская литература XIX века Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования

Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы. Программа рассчитана на 102 часа учебного времени.

Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

Вн.чт.

Развитие речи

Литература XIX века

98

1

7

Из зарубежной литературы

4



ИТОГО

102

1

7
























Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений





Тематический

план






№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов (Кол-во часов)

Форма контроля

Литература XIX века

1-2

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

2

Ответы на вопросы, термины

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

Пересказ биографии

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного).

1

наизусть

5-6

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного).

2

Письменный анализ стих-й

7

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме

1

Пересказ

8-9

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

2

Беседа

10-11

Поэма А.С. Пушкина «Борис Годунов»

2

Наизусть отрывок

12-13

Поэма А.С. Пушкина «Моцарт и Сольери»

2

Пересказ

14

Тест по творчеству

А. С. Пушкина.

1

Тест

15

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.

1

Доклады

16

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

1

Наизусть

17

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

1

Письменный анализ стих-я

18

Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта.

2

Наизусть

19

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

20

Проверочная работа по лирике Лермонтова.

1

Сочинение

21-

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2

Пересказ биографии, доклады, презентации

22

Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

23-24

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

2

Пересказ

25

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

Анализ эпизода

26

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

Беседа по вопросам

27

Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

28

Проверочная работа по творчеству

Н. В. Гоголя

1

Письменная работа

29

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

1

Тезисы лекции

30

«Колумб Замоскворечья» (очерк жизни и творчества А.Н. Островского)

1

Доклады, презентации

31

Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»

1

Толкование имен, чтение по ролям

32

Город Калинов и его обитатели

1

Пересказ

33-34

Быт и нравы «Темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза»

2

Беседа по вопросам, сообщения уч-ся о молодых героях пьесы

35

Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

1

Беседа, анализ статьи

36-37

Драма А.Н. Островского «Бесприданница»

2

Пересказ

38

Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Три романа - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

1

Доклады, презентации, краткий пересказ романа «Обыкновенная история»

39

Роман И.А. Гончарова «Обломов»

1

Пересказ

40

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика

1

Письменная речевая хар-ка героев

41

«Необыкновенное мастерство Гончарова рисовать женские характеры» (В.Г. Белинский)

1

Пересказ

42

Р.р. Сочинение по роману «Обломов»

1

Сочинение

43

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева

2

Сообщение о прочитанных романах

44-45

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов 19 века

2

Сообщение о истории создания романа, пересказ

46

Е. Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев

2

Выразительное чтение диалогов,, пересказ

47

Дружба и любовь в жизни героев (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

Диспут, пересказ

48

Художественная сила последних сцен романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (глава 27 и эпилог)

1

Выразительное чтение сцены смерти Базарова, пересказ

49

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

сочинение

50

Необычная судьба Ф.И. Тютчева - человека и поэта

1

Презентации, доклады

51

Основные темы и мотивы творчества Ф.И. Тютчева

1

Наизусть

52-53

«Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников)

2

Индивидуальные сообщения

54

Основные темы и мотивы творчества А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии

1

Беседа, наизусть

55-56

Н.А. Некрасов - поэт «мести и печали» (очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)

2

Рассказы уч-ся о жизни и тв-ве Некрасова

57-58

Лирика Н.А. Некрасова

2

Наизусть

59

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция

1

Вопросы и задания, комментированное чтение поэмы

60

Жизнь народа и образы крестьян в поэме. Образ народного заступника Гриши Добросклонова

1

Рефераты

61

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1

Сочинение

62

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворение «Государь ты наш батюшка…»

1

Сообщения уч-ся о жизни писателя

63-64

«Я писатель, в этом моё призвание» (очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина)

2

Презентации, доклады

65

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

1

Беседа по вопросам, пересказ

66

Роман «Господа Головлевы» - «эпизоды из жизни одной семьи»

1

Беседа, пересказ

67-68

«Истинный кровопиец» (образ Иудушки Головлева)

2

Письменная хар-ка героя

69-70

«Сказки для детей изрядного возраста»

2

Пересказ и анализ сказок

71

Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского, мыслителя, художника и человека

2

Краткий пересказ биографии и прочитанных романов

72

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении Ф.М. Достоевского

1

Пересказ

73-74

Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению

2

Словарная работа, письменный анализ эпизода

75

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе

1

Доклады и сообщения

76

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

1

Анализ финала романа

77

Р.р. подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского

1

Сочинение

78

«Толстой - это целый мир» (жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого)

1

Сообщения уч-ся о жизни писателя

79

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия

1

Пересказ лекции

80

«Высший свет» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из 1 тома, 1 части

1

Письменный анализ эпизода

81

Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»

1

Пересказ

82-83

Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение

2

Пересказ

84

«Надо жить, надо любить, надо верить» (усвоение содержания 2 тома романа «Война и мир»)

1

Пересказ, отрывок наизусть

85

Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома романа «Война и мир»

2

Рассказы уч-ся о сражениях

86

Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

1

Беседа, пересказ

87

Образы Кутузова и Наполеона

1

Письменные ответы на вопросы

88-89

Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

2

Рецензирование сообщений

90

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Доклады и сообщения

91

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н.Толстого

1

Сочинение

92

Тайна личности А.П. Чехова

1

Мини-сочинение

93

«Его врагом была пошлость» (рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

1

Пересказ

94

Рассказы А.П. Чехова «Ионыч», «Палата №6»

1

Пересказ

95

Чехов-драматург

1

Доклады и сообщения

96

Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт. Герои

1

Пересказ

97

Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова

1

Сочинение

98

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

1

Наизусть


Из зарубежной литературы


99



Ги де Мопассан. Слово и писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами


1


Беседа, анализ текста


100



Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины

1


Доклады, беседа


101


Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрываисо всем устоявшимся, закосневшим

1


Анализ текста


102


Итоговое тестирование за курс изученного в 10 классе

1

Тест













































Формы и средства контроля


№ п.п.

Тема

Форма контроля

1

Тест по творчеству

А. С. Пушкина.

тест

2

Проверочная работа по лирике Лермонтова.

сочинение

3

Проверочная работа по творчеству

Н. В. Гоголя

Письменная работа

4

Р.р. Сочинение по роману «Обломов»

сочинение

5

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

сочинение

6

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

сочинение

7

Р.р. подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского

сочинение

8

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н.Толстого

сочинение

9

Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова

сочинение

10

Итоговое тестирование за курс изученного в 10 классе

Тест





















Перечень учебно-методических средств обучения:


  1. П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.

  2. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.

  3. П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.

  4. И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.

  5. Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.

  6. М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.

  7. «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.

  8. «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.

  9. В.Я. Коровина. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007

  10. А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.

  11. В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.

  12. Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.

  13. «Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.

  14. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.


© 2010-2022