- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логункова Н.Ю. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
.
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10-11 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой, которые соответствуют стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.
В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.
Цели обучения:
-
научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
-
повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи преподавания:
Элективный курс по русскому языку в 11 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:
-
систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
-
обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
-
систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
-
углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
-
формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-
развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
Формы и средства контроля:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.:
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;
обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;
- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
- по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
- по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5-9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Базовый учебник для учителя и учащихся:
Программно- методические материалы. Русский язык 10- 11 классы/ Греков В.Ф.,Крючков С. Е.,М.,Просвещение,2009 г.
Содержание программы учебного курса
Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) - чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
от смысла→к средствам его выражения / в устной форме
\ в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 часа)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- -кос-, -лаг- -лож-, -бир- -бер-, -тир- -тер-, -стел- -стил- и др. (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- -гор-, -твар- -твор-, -клан- -клон-, -зар- -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощатый, очки - очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).
Правописание приставок.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з / с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов.
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно - словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: - и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез- / обес- (обезлесеть - обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший - посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно - словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чёс-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико - семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико - орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий - много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная ?»
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Из них
Развитие речи
Контрольные работы
Особенности письменного общения
2
Сочинение
Изложение
Орфография
32
Итого
34
Тематическое планирование элективного курса
по русскому языку для 10 класса (34 часа)
№ урока
Тема
Оборудование
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
Особенности письменного общения. 2 часа
1
Виды речевой деятельности
Презентация
Текущий
2
Особенности письменной речи
Презентация
Текущий
Орфография. 32 часа
Орфография как система правил. 2 часа
3
Из истории русской орфографии
Доклады учеников
Текущий
4
Разделы русской орфографии
Дополнительная литература
Промежуточ-ный
Правописание морфем. 18 часов
5
Принцип единообразного написания морфем
Демонстрационный материал
Текущий
Правописание корней
6
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня
Таблицы
Текущий
7
Правописание гласных корня
Раздаточный материал
Промежуточ-ный
8
Правило, нарушающее единообразие написания корня; понятия о фонетическом принципе написания
Опорные схемы, таблицы
Текущий
9
Группа корней с чередованием гласных
Таблица
Текущий
10
Обозначение на письме согласных корня
Таблица
Текущий
Правописание приставок
11
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания
Презентация
Текущий
12
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-
Таблица
Текущий
Правописание суффиксов
13
Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов
Демонстрацион-ный материал
Текущий
14
Типичные суффиксы существительных и их правописание
Раздаточный материал
Текущий
15
Типичные суффиксы прилагательных и их написание
Раздаточный материал
Текущий
16
Типичные суффиксы глагола и их написание
Тесты
Текущий
17
Образование причастий с помощью специальных суффиксов
Таблица
Промежуточ-ный
Правописание окончаний
18
Различение окончаний -е и -и в именах существительных
Презентация
Текущий
19
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма
Презентация
Текущий
20
Правописание согласных на стыке морфем
Демонстрацион-ный материал
Текущий
21
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слов
Раздаточный материал
Текущий
22
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем
Этимологичес-кий словарь
Промежуточ-ный
Слитные, дефисные и раздельные написания
23
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания
Презентация
Текущий
24
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы
Раздаточный материал
Текущий
25
Грамматико-орфографичес-кие отличия приставки и предлога
Демонстрацион-ный материал
Текущий
26
Слитные, дефисные и раздельные написания приставок в наречии
Таблица
Промежуточ-ный
27
Особенности написания производных предлогов
Демонстрацион-ный материал
Текущий
28
Смысловые, грамматичес-кие и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому и др. от созвучных сочетаний слов
Раздаточный материал
Текущий
29
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия)
Тесты
Текущий
30
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний
Презентация
Текущий
31
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи
Презентация
Промежуточ-ный
32
Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
Словарь
Текущий
Написание строчных и прописных букв. 2 часа
33
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы
Демонстрацион-ный материал
Промежуточ-ный
34
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Словарь
Текущий
Для учителя
1. Аванесов Р.И.Русское литературное произношение. 6-е издание, переработанное и дополненное. - М., 1984.
2. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации.- М., 1989.
3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 1998.
6. Культура русской речи/ под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. - М., 1998.
7. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002.
8. Основы культуры речи. Хрестоматия. Сост. Л.И. Скворцов.- М., 1984.
Литература для учащихся
1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М.,1990.
3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.
5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1995.
7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1997.
9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания. - М., 1960.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - М., 1995.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?- М., 1983.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.- М" 1978.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. - М.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.- М., 1966.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. - М., 1951.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. -М" 1988.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.- 43-е изд.- М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.-4-е изд. - М., 1999
10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов- М.: Эксмо, 2010.
Печатные пособия
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10-11 класса.
Мультимедийные пособия
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
-
1С:Репетитор. Русский язык.
Интернет - сайты:
-
mytests.ru/ 4. superidea.ru/tm.htm/
-
koob.ru/memory/ 5. koob.ru/superlearning/
-
ru.wikipedia.org/wiki/ 6. psy-files.ru/