- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему: Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир
Урок по русскому языку на тему: Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пацай С.С. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Семьи Ростовых и Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи.
Цели: проанализировать раскрытие семейной темы в романе, главные женские образы произведения, особенности подачи Л.Н.Толстым портретов персонажей, развивать навыки анализа образной системы художественного произведения, в т.ч. сравнительного анализа, умение давать собственную оценку прочитанному, воспитывать положительные нравственные качества.
Оборудование: текст романа «Война и мир», иллюстрации к нему: «Княжна Марья благословляет брата образком» А.Николаева, «Старый князь Болконский и княжна Марья» В.Серова, «Наташа Ростова» Д. Шмаринова, «Наташа Ростова у дядюшки» В.Серова; сцена первого бала Наташи Ростовой из экранизации «Войны и мира» 1965-1967 гг.(реж. С.Бондарчук)
Тип урока: урок с использованием ИКТ.
ХОД УРОКА .
IОргмомент.
IIИзучение нового материала.
1. Сообщение темы.
2. Какова цель нашего урока? (определяют учащиеся).
МОТИВАЦИЯ:
Безжизненному, пропитанному светскими условностями блестящему обществу петербургских аристократов в романе Толстого противопоставляется мир московского и поместного дворянства с его полнокровными человеческими радостями и драмами. Этот мир олицетворяют семьи Ростовых и Болконских, а также любимые женские персонажи писателя - Наташа Ростова и Марья Болконская.
Какими чувствами и интересами наполнена жизнь этих семейств?
РАБОТА В ГРУППАХ
(Учащиеся получают задания. Время подготовки 5 мин.)
Вариант 1
Охарактеризовать семью Ростовых по плану.
1. Жизненные цели членов семьи.
2. Круг интересов главы семьи - графа Ильи Ростова.
3. Недостатки членов семьи.
4. Отношение членов семьи к окружающим.
Вариант 2
Охарактеризовать семью Болконских по плану.
1. Жизненные цели членов семьи.
2. Круг интересов главы семьи - старого князя Николая Андреевича.
3. Недостатки членов семьи.
4. Отношение членов семьи к окружающим
На выполнение работы отводится 7-10 минут. После окончания работы учащиеся делают обобщение: что общего и различного между двумя семействами, чем представители московского и поместного дворянства отличаются от петербургского света, в частности от семьи Курагиных.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
По убеждению Толстого, семья - наиболее органичная общность людей. В семье происходит становление личности, в семье человек обретает истинное счастье. Поэтому тема семьи является очень важной в романе «Война и мир». Однако не каждая семья может сделать человека счастливым. Например, между Курагиными царит разобщение, нет глубокой духовной связи. Курагиным противопоставлены роды Ростовых и Болконских. Каждый по-своему симпатичен автору. Ростовы - душевной щедростью, естественностью чувств, Болконские - интеллектуальной атмосферой, благородством. Не случайно главные женские персонажи романа Наташа Ростова и Марья Болконская принадлежат именно к этим семьям.
АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ.
1. Найдите в тексте романа описания внешности Наташи. На чем писатель заостряет внимание в этих описаниях?
2. Почему многие литературоведы называют Наташу самым обаятельным персонажем романа? В чем заключается ее обаяние?
3. Какими качествами характера Наташа обязана своему воспитанию, своей семье?
4. Что больше всего ценит в жизни Наташа?
5. (Слайд) В четвертой части второго тома Толстой с восхищением подчеркивает близость Наташи к народу (сцена ее пляски в доме дядюшки). Почему эта сцена оказывается важной в раскрытии образа Ростовой?
6. Что привлекло в героине князя Андрея?
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем? Можно ли назвать ее чувство к Курагину любовью?
8. Приведите цитаты из текста, как Наташа переживает свой разрыв с князем Андреем.
9. Как проявила себя Наташа во время отъезда из Москвы перед вступлением в город французов?
10. Как Ростова пережила встречу с князем Андреем и его смерть?
11. Как преображается Наташа в эпилоге романа?
МИКРОФОН.
Поддерживаете ли вы точку зрения, согласно которой превращением Наташи из живой девочки в «сильную, красивую и плодовитую самку» Толстой лишает ее образ поэзии?
Учащиеся смотрят сцену первого бала Наташи Ростовой из х/ф «Война и мир» С.Бондарчука, затем выражают свои мнения об увиденном .
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Как отмечают исследователи, если Наташа Ростова воплощает идеал естественности, полнокровности и природной красоты, то княжна Марья Болконская - духовный аристократизм.
-
АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ
1. Кроме динамичных портретов Толстой использует в романе другой прием подачи внешности героя - акцент на характерной детали. Какую деталь и почему постоянно подчеркивает писатель во внешности Марьи?
2. Дайте характеристику княжне: каков ее образ жизни, устремления, принципы, мечты?
3. Какую роль в жизни Болконской играет христианство?
4. В чем княжна похожа на отца и брата, а чем отличается от них?
5. Как меняет Марью замужество?
6. В чем проявляется упомянутый литературоведами духовный аристократизм княжны?
7. Наташа и Марья - несомненно, положительные героини. Однако между собой они во многом противоположны. Укажите, в чем именно.
8. Какая из героинь и почему ближе лично вам?
9. О чем говорит тот факт, что такие разные героини обретают счастье в семье?
III ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
На основе анализа образов Ростовых и Болконских скажите , в чем Л.Н.Толстой видел положительный идеал?
IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Подготовиться к анализу образа Пьера Безухова.
2) Индивидуальное задание: подготовить сообщение (3-4 мин.) на темы:
А) Любовь в жизни Пьера Безухова.
Б) Пьер и масоны. Причины разочарования героя в масонстве.
В) Прозрение Пьера на Бородинском поле и в плену.