Урок по русскому языку на тему: Семья Ростовых и Болконских в романе Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Семьи Ростовых и Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Цели: проанализировать раскрытие семейной темы в романе, главные женские образы произведения, особенности подачи Л.Н.Толстым портретов персонажей, развивать навыки анализа образной системы художественного произведения, в т.ч. сравнительного анализа, умение давать собственную оценку прочитанному, воспитывать положительные нравственные качества.

Оборудование: текст романа «Война и мир», иллюстрации к нему: «Княжна Марья благословляет брата образком» А.Николаева, «Старый князь Болконский и княжна Марья» В.Серова, «Наташа Ростова» Д. Шмаринова, «Наташа Ростова у дядюшки» В.Серова; сцена первого бала Наташи Ростовой из экранизации «Войны и мира» 1965-1967 гг.(реж. С.Бондарчук)

Тип урока: урок с использованием ИКТ.

ХОД УРОКА .

IОргмомент.

IIИзучение нового материала.

1. Сообщение темы.

2. Какова цель нашего урока? (определяют учащиеся).

МОТИВАЦИЯ:

Безжизненному, пропитанному светскими условностями блестящему обществу петербургских аристократов в романе Толстого противопоставляется мир московского и поместного дворянства с его полнокровными человеческими радостями и драмами. Этот мир олицетворяют семьи Ростовых и Болконских, а также любимые женские персонажи писателя - Наташа Ростова и Марья Болконская.

Какими чувствами и интересами наполнена жизнь этих семейств?

РАБОТА В ГРУППАХ
(Учащиеся получают задания. Время подготовки 5 мин.)

Вариант 1

Охарактеризовать семью Ростовых по плану.

1. Жизненные цели членов семьи.

2. Круг интересов главы семьи - графа Ильи Ростова.

3. Недостатки членов семьи.

4. Отношение членов семьи к окружающим.

Вариант 2

Охарактеризовать семью Болконских по плану.

1. Жизненные цели членов семьи.

2. Круг интересов главы семьи - старого князя Николая Андреевича.

3. Недостатки членов семьи.

4. Отношение членов семьи к окружающим

На выполнение работы отводится 7-10 минут. После окончания работы учащиеся делают обобщение: что общего и различного между двумя семействами, чем представители московского и поместного дворянства отличаются от петербургского света, в частности от семьи Курагиных.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

По убеждению Толстого, семья - наиболее органичная общность людей. В семье происходит становление личности, в семье человек обретает истинное счастье. Поэтому тема семьи является очень важной в романе «Война и мир». Однако не каждая семья может сделать человека счастливым. Например, между Курагиными царит разобщение, нет глубокой духовной связи. Курагиным противопоставлены роды Ростовых и Болконских. Каждый по-своему симпатичен автору. Ростовы - душевной щедростью, естественностью чувств, Болконские - интеллектуальной атмосферой, благородством. Не случайно главные женские персонажи романа Наташа Ростова и Марья Болконская принадлежат именно к этим семьям.

АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ.

1. Найдите в тексте романа описания внешности Наташи. На чем писатель заостряет внимание в этих описаниях?

2. Почему многие литературоведы называют Наташу самым обаятельным персонажем романа? В чем заключается ее обаяние?

3. Какими качествами характера Наташа обязана своему воспитанию, своей семье?

4. Что больше всего ценит в жизни Наташа?

5. (Слайд) В четвертой части второго тома Толстой с восхищением подчеркивает близость Наташи к народу (сцена ее пляски в доме дядюшки). Почему эта сцена оказывается важной в раскрытии образа Ростовой?

6. Что привлекло в героине князя Андрея?

7. Почему Наташа увлеклась Анатолем? Можно ли назвать ее чувство к Курагину любовью?

8. Приведите цитаты из текста, как Наташа переживает свой разрыв с князем Андреем.

9. Как проявила себя Наташа во время отъезда из Москвы перед вступлением в город французов?

10. Как Ростова пережила встречу с князем Андреем и его смерть?

11. Как преображается Наташа в эпилоге романа?

МИКРОФОН.

Поддерживаете ли вы точку зрения, согласно которой превращением Наташи из живой девочки в «сильную, красивую и плодовитую самку» Толстой лишает ее образ поэзии?

Учащиеся смотрят сцену первого бала Наташи Ростовой из х/ф «Война и мир» С.Бондарчука, затем выражают свои мнения об увиденном .

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Как отмечают исследователи, если Наташа Ростова воплощает идеал естественности, полнокровности и природной красоты, то княжна Марья Болконская - духовный аристократизм.

-

АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ

1. Кроме динамичных портретов Толстой использует в романе другой прием подачи внешности героя - акцент на характерной детали. Какую деталь и почему постоянно подчеркивает писатель во внешности Марьи?

2. Дайте характеристику княжне: каков ее образ жизни, устремления, принципы, мечты?

3. Какую роль в жизни Болконской играет христианство?

4. В чем княжна похожа на отца и брата, а чем отличается от них?

5. Как меняет Марью замужество?

6. В чем проявляется упомянутый литературоведами духовный аристократизм княжны?

7. Наташа и Марья - несомненно, положительные героини. Однако между собой они во многом противоположны. Укажите, в чем именно.

8. Какая из героинь и почему ближе лично вам?

9. О чем говорит тот факт, что такие разные героини обретают счастье в семье?

III ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

На основе анализа образов Ростовых и Болконских скажите , в чем Л.Н.Толстой видел положительный идеал?

IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Подготовиться к анализу образа Пьера Безухова.

2) Индивидуальное задание: подготовить сообщение (3-4 мин.) на темы:

А) Любовь в жизни Пьера Безухова.

Б) Пьер и масоны. Причины разочарования героя в масонстве.

В) Прозрение Пьера на Бородинском поле и в плену.



© 2010-2022