- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект внеклассного занятия на тему Нет ничего интереснее человека
Конспект внеклассного занятия на тему Нет ничего интереснее человека
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогова Р.З. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
(Урока Сердцеведения) на тему:
Нет ничего интереснее человека,
Нет ничего сложнее человека,
Нет в мире ничего загадочнее человека!
Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель
русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический
колледж»
Нижнекамск, 2015.
Урок сердцеведения
Тема: Нет ничего интереснее человека,
Нет ничего сложнее человека,
Нет в мире ничего загадочнее человека!
Цели: 1. Содействовать формированию духовности, нравственных
качеств характера обучающихся.
2. Развивать чувства и эмоции учащихся, способность к
рефлексии.
3. Расширить представления учащихся о назначении
человека, о путях и способах самопознания,
самовоспитания.
Методы и приемы:
коммуникативные: дискуссия, мозговой штурм, эвристическая беседа; проблемно-поисковые, языковой анализ, создание ситуации творческого поиска, создание рефлексивного поля.
Наглядность и оборудование:
таблички с названиями команд, раздаточный языковой материал, исполнение песни «Красивые слова», презентация.
Эпиграф: Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?..
Поймет ли он, чем ты живешь?..
Федор Тютчев.
I. Организационный этап.
Звучит аудиозапись песни «Погода в доме» в исполнении Ларисы Долиной (или др.)
1. Приветствие. Упражнение «Прогноз погоды» (с целью рефлексии эмоционального состояния участников занятия).
Речевые клише: по сообщениям Гидрометеоцентра …
метеосводки информируют…, синоптики передают и т.п.
2. Вступительное слово.
С давних времен человек был объектом пристального внимания и изучения.
-- Откуда мы, люди? Кто мы есть? Какие мы? Почему именно такие?
Эти вопросы относятся к категории вечных. Многие великие писатели создали бессмертные произведения о поисках человеком смысла жизни.
На уроках литературы мы говорили с вами о нравственных исканиях Андрея Болконского, Пьера Безухова, Юрия Живаго… На классных часах на уроках сердцеведения мы пытались приблизиться к пониманию себя, другого и постичь тайну человеческой сущности вообще.
3. Объявление темы и цели урока.
Сегодня нам предстоит сделать следующий щаг на пути постижения человека. Ибо, как сказал максим Горький,
Нет ничего интереснее человека,
Нет ничего сложнее человека,
Нет в мире ничего загадочнее человека!
II. Основной этап.
Студенты работают в командах. Команды имеют названия (например, «Сердцееды» и «Сердцеведы»).
1.Работа над высказываниями.
-- Азъ есмь червь. (Библ.)
-- Человек - это великолепно, это звучит…гордо! (М. Горький)
Каждая команда подбирает аргументы к каждому из высказываний в течение трех минут. Вслух комментируют.
Вывод: Мы -- источник веселья и чистый родник.
Мы -- вместилище скверны и скорби рудник.
Человек, словно в зеркале мир, многолик:
Он ничтожен, и он же - безмерно велик!
-- Какой художественный прием лежит в основе данного рубаи
Омара Хайяма?
-- Как помогает понять внутреннюю сущность человека прием антитезы?
2. Тренинговое упражнение (с целью рефлексии нравственных качеств личности участников занятия).
Люблю себя за … Не люблю в себе … .
3. Обсуждение провокационных тезисов.
Мы любим себя за определенные нравственные качества и не любим те моменты в жизни, когда приходится поступаться ими. Давайте попробуем затронуть очень щекотливую тему, когда необходимо максимально честно высказать свою позицию.
-- Подарок учителю - это взятка, или в лучшем случае -- подхалимаж.
-- Подарок учителю - это веление души, благодарность за тяжелый труд.
Команды отстаивают один из тезисов.
(Подарок не всегда должен быть вещественным, т.е. материальным, иногда это просто слово, в разных проявлениях, жанрах).
3. О настоящих ценностях.
Мы хорошо знаем цену слова. Знаем, что слово обладает энергетической силой, что «словом можно убить, словом можно спасти…» и тем не менее, послушайте эту песню и ответьте на вопрос:
-- Какая актуальная проблема озвучена в этой нежной песне?
Исполняется песня «Красивые слова» (студентом, преподавателем, в аудиозаписи и т.д.)
(Проблема обесценивания слова)
-- Почему это происходит?
(Люди не придают значения, тому, что говорят; зачастую лицемерят;
не несут ответственности за свои слова и т.п.)
Обращение к высказыванию:
Слова, исходящие из сердца, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на устах, не идут дальше ушей.
-- Что нужно сделать, чтобы вернуть слову его ценность?
(Переводить слова из области разума в область сердца, сердцем
чувствовать слово.)
4. Упражнения в напитывании сердца:
- Как учиться этому искусству - искусству облагораживания сердца?
Группы высказывают свои варианты ответов. Общие выводы:
-- быть искренним в общении;
-- учиться говорить на языке сердца;
-- избавиться от злоречия (сквернословия, бранных, грубых слов);
-- не сплетничать, не завидовать, не лицемерить;
-- думать об окружающих хорошо.
III.Заключительный этап.
1. Тренинговое упражнение «Мы похожи»? (Участники каждой команды в своем кругу продолжают начатую фразу, передавая эстафету рядом сидящему).
-- Ты похож на меня тем, что…
-- Я отличаюсь от тебя тем, что…
2. Благодарю всех за урок. Я надеюсь, что каждый из нас получил свой урок и сделал очередной шаг на пути постижения самого себя и окружающих людей.