Компетентностно-ориентированные задания, направленные на формирование информационной, коммуникативной компетентностей

Пример 1. Описание: Урок развития речи в 6 классе (интегрированный: русский язык и география)   I. Погружение в текст: А знаете ли вы, что Южный полюс холоднее Северного полюса? Так, по недавней информации, средняя температура на Южном полюсе была примерно -48`C, тогда как на Северном полюсе она составляла только — 29`С. Более того, из-за более быстрого таяния снегов и подводных течений, средняя температура на Северном полюсе растет быстрее,чем на Южном (а средняя летняя температура на Северном ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составление заданий компетентностного типа на уроках русского языка .


ФГОС второго поколения основываются на компетентностном подходе в образовании. Один из путей реализации такого подхода - использование компетентностно-ориентированных заданий, как на традиционных уроках, так и в специально организованном учебном процессе.

Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор.

Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.

Метод проекта - технология, позволяющая успешно организовать деятельность по составлению учащимися заданий компетентностного типа на уроках русского языка (развития речи, закрепления, обобщения знаний). На таких уроках учащиеся самостоятельно анализируют тексты, составляют проблемные вопросы и ситуации, моделируют ответы, работают с дополнительными источниками информации, учатся выстраивать алгоритмы ответов. Результаты своей работы оформляют как мини-проекты, мини-исследования. Учитель только организует деятельность учащихся на уроке, вносит коррективы, помогает выбрать дополнительный источник информации.

Структура компетентностно-ориентированного задания четко определена:

  • стимул (погружение в текст задания и мотивация для его выполнения),

  • задачная формулировка (точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания),

  • источник информации (содержит информацию, необходимую для выполнения задания),

  • модельный ответ;

  • бланк для выполнения задания (задает структуру предъявления учащимися результата деятельности),

  • инструмент проверки (аналитическая шкала).


Этапы урока по составлению заданий компетентностного типа.


  1. Формирование рабочих групп;

  2. Погружение в текст (стимул);выявление темы, идеи текста;

  3. Формулирование проблемных вопросов разного уровня (задачная формулировка);

  4. Поиск информации, необходимой для выполнения задания (источник информации);

  5. Оформление бланка для выполнения задания (задает структуру, алгоритм, схему выполнения);

  6. Формирование модельного ответа;

  7. Формирование инструментария проверки (разработка шкалы оценивания);

  8. Представление результатов работы (защита и обсуждение, внесение коррективов).


Работа по составлению заданий компетентностного типа очень полезна для развития речи учащихся, так как при разработке таких мини-проектов школьники учатся не только анализировать текст, выявлять тему, проблему, идею текста, но и самостоятельно формулировать проблемные вопросы для ребят своего возраста, предварительно находя на них ответы в тексте и формируя модельный ответ. Работа выходит за рамки предложенного учителем текста. Учащийся при формулировке вопросов 3-го уровня, самостоятельно изучает дополнительный источник информации, расширяя свой кругозор. Учится составлять алгоритмы ответов, схемы, выстраивать структуру предполагаемого ответа. При разработке шкалы оценивания ответов разграничивает задания по уровням сложности. Учится работать в группе, презентовать, защищать результаты работы группы. На уроках такой направленности каждый учащийся «находит себя», никто не остается в стороне.

Компетентностно-ориентированные задания, направленные на формирование информационной, коммуникативной компетентностей (составленные учащимися).


Пример 1.

Описание: Урок развития речи в 6 классе (интегрированный: русский язык и география)


I. Погружение в текст:

А знаете ли вы, что Южный полюс холоднее Северного полюса? Так, по недавней информации, средняя температура на Южном полюсе была примерно -48`C, тогда как на Северном полюсе она составляла только - 29`С. Более того, из-за более быстрого таяния снегов и подводных течений, средняя температура на Северном полюсе растет быстрее,чем на Южном (а средняя летняя температура на Северном полюсе вообще составляет около 0`С).

Объяснение же такого факта довольно простое: Антарктида - это континент, покрытый льдом, в то время как Арктика - это океан, покрытый льдом. Вода в данном случае работает «резервуаром» тепла, в отличие от твердого ледяного континента, который наоборот - сохраняет холод. Также имеют значение и гораздо большие массы льда в Антарктиде. Кроме того, сам Южный полюс находится на большем возвышении (порядка 2800 м), чем Северный полюс, который находится на уровне моря, а большее возвышение почти всегда означает более холодный климат.

II. Задачная формулировка.

  1. Прочитай текст, выдели тему и основную мысль отрывка.

  2. Определи тип речи и стиль текста.

  3. Какие полюса вам известны?

  4. На каком из полюсов вам придется одеваться теплее? Почему?

  5. Какова разница средней температуры на полюсах и насколько градусов?

  6. Укажите причины, почему на Северном полюсе температура растет быстрее, чем на Южном?

  7. Тебя пригласили в экспедицию на Северный полюс. Составь список из 10 необходимых вещей, которые тебе пригодятся в экспедиции.

  8. Выясните, сколько Российских станций в Антарктиде. Укажите эти станции на контурной карте.

III. Бланк для выполнения задания

  1. Тема____________________________________________

Основная мысль________________________________________

  1. Тип речи______________________________________________

Стиль речи____________________________________________

  1. ____________полюс и __________________полюс

  2. На _________________полюсе придется одеваться теплее, потому что __________________________________________________________________________

  3. Разница средней температуры на полюсах составляет ________градусов по Цельсию.

  4. Температура на Северном полюсе растет быстрее, чем на Южном, так как___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

  5. 10 вещей, необходимых для экспедиции на Северный полюс______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Работа с контурной картой и атласом.

В Антарктиде _______Российских станций


IV. Источник информации.

Учебник географии 8 класс.

Географический атлас.

Контурная карта.

V. Модельный ответ.

  1. Южный полюс холоднее Северного полюса.

Почему Южный полюс холоднее Северного?

  1. Повествование

Публицистический

  1. Северный полюс и Южный полюс

  2. На Южном полюсе придется одеваться теплее, потому что средняя температура там ниже, чем на Северном полюсе.

  3. Разница средней температуры на полюсах составляет 18 градусов по Цельсию.

  4. Мини-исследование. Температура на Северном полюсе растет быстрее, чем на Южном, так как Северный полюс - это Антарктида, континент, покрытый льдом. А Южный полюс - это Арктика, океан, покрытый льдом, вода на котором служит «резервуаром» тепла.

  5. Например: теплая куртка, шапка,теплые носки, валенки, теплый шарф, шерстяные рукавицы, теплый свитер, утепленный комбинезон, термос.

  6. Работа с контурной картой.

VI. Шкала оценивания (инструментарий проверки)

1 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

2 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

3 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

4 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

5 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

6 вопрос: 2 балла - задание выполнено полностью, использована дополнительная литература для обоснования;

1 балл - задание выполнено на основе отрывка;

0 баллов - задание не выполнено;

7 вопрос: 3 балла - задание выполнено творчески, использована дополнительная литература;

2 балла - задание выполнено полностью без использования дополнительной литературы;

1 балл - задание выполнено частично;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл: 10 баллов

Пример 2.

Закрепление знаний по теме «Имя числительное»

УУД:

  • определение темы и проблемы текста;

  • определение стиля и типа речи;

  • умение находить в тексте порядковые и количественные числительные;

  • склонение числительных;

  • преобразование количественных числительных в порядковые;

  • умение анализировать текст;

I. Погружение в текст:

Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.

- 3 да 2 - 5. 5 да 7 - 12. 12 да 3 - 15. Добрый день. 15 да 7 - 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 - 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.

- 500000000 чего?

- А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 - 7.

- 500000000 чего? - повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000….

- 500000000 чего?

Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.

- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

Да нет же, такие блестящие, маленькие.

- Пчелы?

- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А, звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?

- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.

II. Задачная формулировка.

Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека.


  1. Прочитай текст, выдели тему и проблему отрывка.

  2. Заполни таблицу, выписав из текста 5 простых количественных числительных, 3 сложных количественных числительных, 5 составных количественных числительных, а также все порядковые.

  1. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных порядковые, от порядковых - количественные) и запиши в таблицу.

  2. Запиши числительные 26 и 501622731 в форме родительного и творительного падежей;

  3. В речи делового человека используется очень много числительных, с какой целью?Как это его характеризует?

  4. Что делает деловой человек? (ответ найди в тексте) Какой прием использует автор текста? Для чего?

  5. Напиши сочинение-рассуждение на тему «Люди и цифры», используя цитаты из повести А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

III. Бланк для выполнения задания

1. Тема______________________

Проблема________________________________

2,3. Заполни таблицу:

Простые количественные

числитель-

ные

Сложные количествен-

ные

числительные

Составные количественные

числитель-

ные

Порядко-

вые

числите-

льные













4. 26 - Р. П. _____________- Т. В. _____________________

510622731 - Р. П. _______________________________ - Т. В. _________________

  1. Использование большого количества числительных в речи делового человека характеризует его ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Деловой человек__________________________________________________________

Прием__________________________. Используется для__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сочинение-рассуждение «Люди и цифры»______________________________________


  1. Источник информации.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

Словарь юного литературоведа.

V. Модельный ответ.

  1. Тема - люди и цифры;

Проблема - преувеличение значимости цифр в жизни человека.

2-3.

Простые количественные

числитель-

ные

Сложные количествен-

ные

числительные

Составные количественные

числитель-

ные

Порядко-

вые

числите-

льные

три

третий

пятьсот

пятисотый

двадцать два

двадцать второй

четвер-тая

четыре

пять

пятый

семьсот

семисотый

двадцать восемь

двадцать восьмой

первый

один

двадцать

двадца-тый

шестьсот

шестисотый

двадцать шесть

двадцать шестой

второй

два

двенадцать

двенадцатый

Тридцать один

тридцать первый

третий

три

семь

седьмой

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать

первый


  1. 26 - Р. п. двадцати шести - Т. п. двадцатью шестью;

501622731 - Р. П. пятисот одного миллиона шестисот двадцати двух тысяч семисот тридцати одного - Т. П. пятьюстами одним миллионом шестьюстами двадцатью двумя тысячами семьюстами тридцатью одним

  1. В речи делового человека очень много числительных, а, как известно, язык цифр сухой, значит, деловой человек - человек бездушный и сухой, как те цифры, которые он без конца считает.

  2. Деловой человек «ничего не делает». Прием называется каламбур. Используется для того, чтобы показать несоответствие между действительностью и выдаваемым за действительность. Показать, что в жизни есть другие ценности, которые гораздо важнее.

  3. Сочинение-рассуждение «Люди и цифры»

VI. Шкала оценивания (инструментарий проверки)

1 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

2 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

3 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

4 вопрос: 1 балл - задание выполнено полностью, ответ обоснован

0 баллов - задание не выполнено;

5 вопрос: 2 балла - задание выполнено полностью, ответ обоснован

1 балл - задание выполнено без обоснования;

0 баллов - задание не выполнено;

6 вопрос: 2 балла - задание выполнено полностью, ответ обоснован

1 балл - задание выполнено без обоснования;

0 баллов - задание не выполнено;

7 вопрос: 3 балла - задание выполнено творчески, использована дополнительная литература;

2 балла - задание выполнено полностью без использования дополнительной литературы;

1 балл - задание выполнено частично;

0 баллов - задание не выполнено.

Максимальный балл: 11 баллов



Продукт: Рабочая тетрадь для учащихся.

Рабочую тетрадь можно использовать на уроках закрепления знаний, уроках развития речи, при организации самостоятельной работы учащихся.
В рабочую тетрадь включаются компетентностно-ориентированные задания, имеющих следующую структуру: стимул, задачная формулировка, источник информации, инструмент проверки. Необходимым условием успешной работы с пособием является доступ в Интернет, поскольку используются Интернет-ресурсы.

© 2010-2022