Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся.

Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся.

Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся.

МБОУ «Дмитриевогорская СОШ»



Выступление на ШМО классных руководителей:


« ГОСТИНАЯ - СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ».



Никитаева Надежда Фёдоровна -

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория


2015 г.

На протяжении нескольких лет педагоги, ученые, методисты работают над проблемой, как повысить качество знаний, умений, навыков учащихся по преподаваемым дисциплинам. В связи с этим в последнее время появился ряд нестандартных форм проведения уроков.

Большая часть традиционно построенных уроков литературы скучны для детей. Они не будоражат их мысль. В этих условиях не может быть и речи о личностном восприятии художественных произведений, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно-художественного образования учащихся, качества их гуманитарной подготовки.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений, не представляет возможностей всем без исключения школьникам для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Преодолеть эти недостатки традиционных уроков помогает применение нестандартных форм.

На уроках по литературе можно использовать различные формы: литературная гостиная, литературное кафе, литературный вернисаж, урок-беседа, урок-исследование, урок-конференция, урок игра, бинарный урок и другие.

Литературная гостиная- это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цель литературной гостиной - развитие познавательных потребностей, интереса к изучаемой дисциплине, нравственных ценностей, творческих способностей учеников.

Основная задача литературной гостиной - научить детей ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу.

В форме литературной гостиной можно провести урок по любой теме учебной дисциплины, организовать встречу студентов с писателями, поэтами, литературными героями. Для того чтобы встреча прошла интересно, требуется немалая подготовительная работа: изучение творчества писателя или поэта, подбор наиболее интересного материала, составление сценарии, распределение ролей. Особое место в подготовительной работе занимает подбор костюмов, изготовление декораций и оформление аудитории. Я не жалею времени и сил для этого, потому что от того, насколько серьезно подойдешь к подготовительной работе, зависит исход всего урока, результат проделанной работы.

В ходе литературной гостиной ученик должен мобилизовать весь спой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для литературной гостиной составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Во время подготовки к уроку по теме «Лирика Марины Цветаевой» класс был разбит на малые группы. Одни получили задание провести исследовательскую работу по выявлению особенностей лирики поэтессы, другие изучали биографию Марины Цветаевой, третьи учили стихотворения наизусть, четвертые продумывали оформление аудитории, костюмы. В ходе занятия были инсценированы эпизоды из жизни поэтессы, позволяющие ближе познакомиться с ее духовным миром, личностными особенностями. На встрече в литературной гостиной «присутствовали» не только друзья и знакомые Марины Цветаевой, но и сама поэтесса.

В проведении внеклассного мероприятия по творчеству Сергея Есенина « Приветствует мой стих младых царевен...» в форме литературной гостиной участвовали старшеклассники, посещающие литературный кружок. Они с увлечением изучали биографию поэта, учили стихотворения наизусть, помогали преподавателю составить сценарий мероприятия. У каждого участника было свое задание: подобрать музыку, нарисовать плакаты, продумать оформление зала.

Встреча в литературной гостиной проходила при свечах. Оформление было неброским, но в то же время помогающим прочувствовать то, о чем рассказывалось. Ведущие повествовали о самых интересных моментах из жизни поэта. Студенты, принимавшие участие в мероприятии, сидели группами за красочно оформленными столиками. Под музыкальное сопровождение они декламировали лучшие произведения Сергея Есенина. Песни на слова поэта звучали не только в аудиозаписи, но и в исполнении студентов. Говорили участники и преподаватель спокойными, чуть приглушенными голосами, что позволило добиться такой атмосферы в аудитории, которая не могла оставить в зале ни одного равнодушного слушателя. На этой встрече «присутствовал» поэт в разные периоды жизни, его мама, женщины, которых он любил на протяжении всей своей жизни. Самые интересные сцены были театрализованы.

Проведение уроков и мероприятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта или писателя, рассказывающего об этапах своего бытия и вехах литературного творчества.

Занятие, где имеет место не только знание темы, но и творчество, где присутствуют не только унылая дисциплина и вежливая тишина, но и логичный шум и взрыв радости, смеха, удивления, сюрпризности и игры, театрализации, конкурсности, здорового соперничества можно назвать уроками, на которых происходит учение с увлечением.

«Литературная гостиная» - такая форма работы, в режиссуре и актёрском воплощении которой главным становится само слово писателя и поэта.

Работа «Литературной гостиной» в нашей школе - это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубокого постижения предмета. Это переосмысление известного, ролевая деятельность, которая развивает мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию, духовному преображения современного молодого человека.

Основная задача «Литературной гостиной» - пробудить творческие способности учащихся, их интерес к чтению классической литературы и современной прозы и поэзии. Становление личности человека, выработка системы нравственных ценностей, развитие его мышления и речи тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому то, насколько интеллектуально развитым, творчески мыслящим и высоконравственным будет наше общество завтра, во многом определяется тем, что и как сегодня читает и воспринимает за партой ученик. Современное состояние общества, царящая в нем система ценностей, обилие низкопробной продукции издательств и телевидения, к сожалению, не способствует обогащению речи, воспитанию хорошего читательского и зрительского вкуса, пробуждению интереса к лучшим образцам литературы и искусства. Поэтому очень важно не отпугнуть ребят, у которых пробудился интерес к творчеству поэтов и писателей, не отбить охоту писать самим. Важно поддержать ребенка, научить вдумчиво, с пониманием читать.

Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп (с 1-го по 9-й классы) и разного уровня подготовки. В ней участвуют учителя и родители, выпускники школы - все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их. Работа в ней помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, отзывы и, наконец, стихи. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ, в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Учащиеся познают мир прекрасного. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы.

Таким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление.



© 2010-2022